Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2002 года N 172

Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы

(Утратил силу:

постановление Губернатора Астраханской области от 25.05.2010 N 201)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2002 N 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы" (НГР:RU0000R200200336) и в целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы департамент труда и социального развития Администрации области.

3. Комитету экономического развития и торговли Администрации области (Максимова), финансовому управлению Администрации области (Евлашев) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать её в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

4. Департаменту труда и социального развития Администрации области (Володин), департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области (Данилов), департаменту здравоохранения Администрации области (Гаврилов), департаменту культуры, искусства и кино Администрации области (Терещенко) осуществлять целенаправленное расходование средств, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области с учетом местных ресурсов и возможностей, особенностей демографического состава населения, исходя из средств их бюджетов, принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации Администрации области (Блиер) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Жилкина А.А.

Глава Администрации области

А.П. Гужвин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Главы

Администрации области

от 23.04.2002 N 172

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА " СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002-2004 ГОДЫ


Наименование Программы - областная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы

Основание разработки Программы - постановление Правительства РФ от 29.01.2002 N70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002- 2004 годы" (НГР:RU0000R200200336)

Государственный заказчик и разработчик Программы - департамент труда и социального развития Администрации области

Цель и задачи Программы - формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и повышению степени их социальной защищенности; реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания населения

Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы

Основные исполнители - департамент труда и социального развития Администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области, департамент здравоохранения Администрации области, департамент культуры, искусства и кино Администрации области, муниципальные образования городов и районов области

Объемы и источники финансирования - всего по программе - 93230,0 тыс.руб.,

в том числе:

- 61140,0 тыс.руб. из средств федерального бюджета на 2002 -2004 годы, в том числе: 2002 год -20340,0 тыс.руб.

- 28180,0 тыс.руб. из средств областногобюджета на 2002-2004 годы, в том числе:2002 год - 2550,0 тыс.руб.

- 1850,0 тыс.руб. из средств районных бюджетов на 2002-2004 годы, в том числе: 2002 год - 1250,0 тыс.руб.

- 2060,0 тыс.руб. из средств бюджета г.Астрахани на 2002-2004 годы, в том числе: 2002год - 720,0 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты - выполнение государственных обязательств по отношению к гражданам старшего поколения;

установление приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства;

реализация нравственных и духовных потребностей граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов;

развитие учреждений для предоставления пожилым людям жизненно важных услуг

Контроль за исполнением Программы - департамент труда и социального развития Администрации области

За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Астраханской области претерпели определенные изменения.

Показательно, что общая численность пожилых людей с 1999 года снижается (1999год - 19,9 %, 2001год - 18,8 %).

Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет.

Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась (13%) численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, т.к. эта группа первая, не участвовавшая в войне.

В 2001 году на 100 человек трудоспособного возраста приходилось 34 человека старше трудоспособного возраста.

Доля граждан старшего поколения колеблется по районам области (%):

г. Астрахань - 18,9

г. Знаменск - 22,2

Ахтубинский район - 19,5

Володарский район - 15,1

Енотаевский район - 19,5

Икрянинский район - 20,8

Камызякский район - 18,6

Красноярский район - 16,1

Лиманский район - 19,3

Наримановский район - 17,4

Приволжский район - 18,5

Харабалинский район - 17,6

Черноярский район - 21,3

Астраханская область не входит в состав 36 экономических регионов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой. Эти показатели по области ниже среднероссийских. На 1 января 2001 года, по статистическим данным, доля пожилых людей в составе сельского населения ниже, чем в городах и городских поселениях.

При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения устойчиво увеличивается, причем население городов из сельской местности стареет неравномерно.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста.

За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово- бытового обслуживания, физкультурно- оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуются создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста.

Средние размеры пенсии с 1 февраля 2001 г. составили: с учетом индивидуального коэффициента пенсионера - 1040 рублей, без учета индивидуального коэффициента пенсионера - 670 рублей. С 1 марта 2001 г. в целях повышения жизненного уровня пенсионеров установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, составляющий 600 рублей. Предусмотрено дальнейшее повышение государственных пенсий.

Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно - досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных, социально ориентированных услуг;

- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- усиление координации деятельности областных и районных органов социальной защиты населения в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения.

Программа рассчитана на 2002-2004 годы и состоит из трёх этапов.

Первый этап (2002год) кроме основных мероприятий включает перечень программных мероприятий и объемы финансирования на последующие годы.

На втором и третьем этапах (2003-2004 годы) предусматривается дальнейшая реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка проведения регионального фестиваля народного творчества пожилых людей (2003 год).

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.

Перечень мероприятий Программы состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов

Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, разработка дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.

В раздел включены мероприятия по совершенствованию правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров.

В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения, поддержания их трудовой активности, реализации остаточного трудового потенциала в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости граждан пенсионного возраста.

В разделе предусматривается оснащение учреждений социального обслуживания необходимой медицинской техникой и санитарным автотранспортом.

Раздел 2. Меры по развитию учреждений социального обслуживания населения, улучшению обслуживания граждан

Предусматривается развитие сети учреждений социального обслуживания и лечебно-профилактических учреждений с целью предоставления пожилым людям жизненно важных услуг.

Раздел 3. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения

Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.

В 2002-2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить:

- из средств федерального бюджета - 61140,0 тыс.руб.,

в том числе в 2002году -20340,0 тыс.руб.

- из средств областного бюджета - 28180,0 тыс.руб.,

в том числе в 2002 году - 2550,0 тыс.руб.

- из средств районных, городских бюджетов - 3910,0 тыс.руб.,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»