ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 мая 2006 года N 138-П
О концепции отраслевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007 - 2010 годы"
(Утратил силу:
постановление Правительства Астраханской области от 09.09.2011 N 343-П)
В целях недопущения снижения плодородия почв, повышения урожайности сельскохозяйственных культур и обеспечения эффективного использования мелиоративных земель и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" (НГР:RU0000R200600388)
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007 - 2010 годы" министерство сельского хозяйства Астраханской области.
3. Министерству сельского хозяйства Астраханской области (Нестеренко И.А.) разработать отраслевую целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007 - 2010 годы" и внести ее на одобрение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 01.07.2006.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 03.05.2006 N 138-П
Концепция отраслевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007 - 2010 годы"
Важнейшей целью отраслевой целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Астраханской области на 2007 - 2010 годы" (далее - программа) является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса области при наиболее полном использовании природно-экономического потенциала, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства, экологизацию, в целях обеспечения населения качественным продовольствием.
Необходимость разработки и принятия программы вызвана объективными причинами: недопущение снижения плодородия почв до естественного уровня и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
В систему комплексных мер включены:
- агрохимические мероприятия;
- гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
- агролесомелиоративные мероприятия.
В проекте программы необходимо предусмотреть систему мер, представляющих собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, экологических и хозяйственных мероприятий, с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением.
Принятая в настоящее время схема классификации почв по пригодности для использования в сельском хозяйстве предусматривает шесть классов пригодности под любые сельхозугодья с четырьмя оценочными разрядами в каждом классе. При этом зерновой эквивалент каждого разряда находится в интервале 2 ц/га. В целях недопущения деградации почв и агроландшафтов в программе намечается повысить уровень плодородия пахотных земель от 1 до 3 разрядов по принятой в настоящее время в России классификации пахотных земель. Это позволит повысить уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур, создать новые рабочие места, предотвратить выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных земель, улучшить централизованное водоснабжение сельского населения и экологическую обстановку на селе, что, в конечном итоге, обеспечит решение указанных стратегических задач.
Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными условиями, составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народов Российской Федерации, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которое необходимо сохранить и улучшить.
Земельные ресурсы и их состояние
Астраханская область в ее современных границах занимает крайнюю часть юго-востока Российской Федерации и расположена в полупустынной и пустынной зоне. Она простирается узкой полосой с северо-запада на юго-восток вдоль нижнего течения Волги и ее рукава Ахтубы более чем на 400 км и занимает площадь 49 тыс. кв. км.
Территория области по особенностям почвенно-растительного покрова делится на пять природных зон:
- полупустынную зону светло - каштановых почв;
- полупустынную и пустынную зону бурых почв;
- зону подстепных ильменей;
- дельту;
- Волго-Ахтубинскую пойму.
Таблица 1. Состав сельскохозяйственных угодий (тыс. га)
Показатели | 1990 г. | 1996 г. | |||||||
Сельскохозяйственные угодья (с землями личного пользования), в том числе: | 2662,0 | 2357,0 | 2365,0 | 2202,0 | 2205,0 | 2271,0 | 2233,7 | 2270,1 | 2263,4 |
пашня (с землями личного пользования) | 348,0 | 326,0 | 280,0 | 261,7 | 250,0 | 237,0 | 235,5 | 235,0 | 236,5 |
Посевные площади сельскохозяйственных угодий (в хозяйствах всех категорий) | 117,7 | 102,5 | 96,6 | 85,4 | 84,7 | 84,5 | 75,6 | 72,1 | 74,3 |
Общая площадь сельскохозяйственных угодий области, по балансу на 01.01.2006, составляет 2263,4 тыс. га, из них 221,5 тыс. га орошаемых земель. Государственные системы составляют 87,4 тыс. га и внутрихозяйственные системы - 134,1 тыс. га. В настоящее время на сельскохозяйственных угодьях наблюдается заметное увеличение переувлажненных, засоленных, подверженных засухам, эрозии и дефляции, влиянию других негативных процессов площадей (таблица 2)
Таблица 2. Качественное состояние сельскохозяйственных угодий Астраханской области (тыс. га)
Показатели в орошении | 2005 г. |
Общая площадь орошаемых земель | 221,5 |
из них: | |
переувлажненные | 37,7 |
заболоченные | 24,0 |
засоленные | 60,5 |
Отсутствие систематического ежегодного мониторинга качественного состояния сельхозугодий не позволяет анализировать и регулировать эти процессы. Необходим переход от пятилетнего к ежегодному обследованию качественного состояния сельскохозяйственных земель. По данным агрохимической службы ФГУ ГЦАС "Астраханская", на 01.01.2005 176,3 тыс. га пашни (79%) характеризуется низким содержанием гумуса, 19,3 тыс. га (9%) - дефицитом фосфора и 93 тыс. га (41%) - калия. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем по области составляет 0,70 т/га, по отдельным районам изменяется от 0,17 т/га (Красноярский район) до 2,18 т/га (Енотаевский район).
Результаты комплексного мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения показывают проявление технологической деградации через ухудшение агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий. Большая часть урожая в современном экстенсивном земледелии формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ и потерям гумуса.
Начиная с 1991 года наблюдается устойчивый отрицательный баланс питательных веществ в почве, величина которого изменилась с 86 (1991-1995 гг.) до 60 (1996-2000 гг.) кг д.в./га, в 2005 году - 94 кг д.в./га.
Основные причины деградации земель сельскохозяйственного назначения связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к числу которых относятся:
а) недооценка роли комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в повышении продуктивности земель при соблюдении требований охраны окружающей среды, экологической устойчивости и продуктивного долголетия природных систем;
б) отсутствие адаптивно-ландшафтного подхода к организации территории землепользования (природопользования) с научно обоснованными ограничениями на антропогенную нагрузку, что определяет целостность и сбалансированность функционирования агроландшафтов, их экологическую устойчивость и предупреждение развития процессов деградации природной среды;
в) недостаточность информационно-аналитического обеспечения при использовании земельных ресурсов;
г) неудовлетворительное использование достижений научно-технического прогресса при проведении работ по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия;
д) недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства в целом и в первую очередь мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель; отсутствие необходимых средств у сельхозтоваропроизводителей на капитальные вложения в мелиорацию, высокие кредитные ставки банков и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства и природной среды свидетельствует о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению.
Основными целями программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основными задачами программы являются систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах.
Кроме того, необходимо осуществление таких комплексных мероприятий, которые бы обеспечили рост производства продуктов питания в целом и на душу населения до уровня первоочередной потребности за счет повышения потенциала плодородия почв.
Таблица 3. Необходимый объем производства отдельных видов продуктов питания исходя из норм потребления на душу населения
Наименование | Необходимый объем производства исходя из: | Первоочередная потребность в производстве с/х продукции на 2010 г. | |||||||
рациональной нормы потребления на душу населения, кг | объема производства на 1,0 млн. | норма потребления по прогнозу ВНИИЭСХ на 2010 г., кг | Объем производства на 1,0 млн. чел., тыс. т по оптимальному варианту | ||||||
Мясо и мясопродукты | 81 | 81,0 | 60 | 60,0 | |||||
Молоко и молочные продукты | 392 | 392,0 | 327 | 327,0 | |||||
Яйца (млрд. штук) | 292 | 292,0 | 270 | 270,0 | |||||
Рыба и рыбопродукты | 2 5 | 25,0 | 12,4 | 12,4 | |||||
Масло растительное | 16 | 16,0 | 13,2 | 13,2 | |||||
Картофель | 118 | 118,0 | 120 | 120,0 | |||||
Овощи | 139 | 138,0 | 105 | 105,0 | |||||
Фрукты, ягоды | - | 34 | 34,0 | ||||||
Хлебопродукты | 110 | 110 | 119 | 119,0 |
Рациональная норма потребления на душу населения принята по данным Россельхозакадемии.
Таблица 4. Показатели валового сбора основной продукции растениеводства по Астраханской области
Ед. изм. | Валовой сбор | Факт за 2003 год | Факт за 2005 год | |
Зерновые культуры | тыс. т | 115,0 | 30,7 | 31,8 |
Рис | тыс. т | 61,4 | 18,3 | 16,5 |
Бахчи | тыс. т | 159,7 | 106,2 | 117,4 |
Картофель | тыс. т | 188,0 | 95,5 | 106,7 |
Овощи | тыс. т | 505,7 | 248,0 | 261,9 |
Кормовые | тыс. т к. ед. | 85,7 | 63,4 | 68,7 |