ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2011 года N 131-П

О комплексной долгосрочной целевой программе "Семья" на 2011-2013 годы

(Изменения и дополнения:

постановление Правительства Астраханской области от 08.08.2013 N 287-П;

постановление Правительства Астраханской области от 16.08.2012 N 351-П;

постановление Правительства Астраханской области от 21.06.2012 N 261-П)

В целях улучшения социально-экономического положения семей с детьми в Астраханской области, создания комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия, развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 168-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Семья" на 2011 - 2013 годы"

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую комплексную долгосрочную целевую программу "Семья" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) при формировании бюджета Астраханской области в течение всего периода реализации Программы включать ее в перечень долгосрочных целевых программ.

3. Министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) осуществлять финансирование Программы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в бюджете Астраханской области.

4. Признать утратившими силу постановления Правительства Астраханской области от 24.02.2009 N 60-П "О концепции комплексной целевой программы "Семья" на 2009 - 2010 годы", от 26.06.2009 N 324-П "О комплексной целевой программе "Семья" на 2009 - 2010 годы", от 26.06.2009 N 325-П "О внесении изменения в постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2009 N 60-П", от 31.08.2010 N 386-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 26.06.2009 N 324-П"; распоряжение Правительства Астраханской области от 10.08.2009 N 265-Пр "О реализации Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Правительством Астраханской области и Астраханским областным фондом социальной поддержки населения от 13.07.2009 N 5-РП-ПРС".

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 13.05.2011 N 131-П

Комплексная долгосрочная целевая программа "Семья" на 2011 - 2013 годы

1. Паспорт комплексной долгосрочной целевой программы "Семья" на 2011-2013 годы

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 08.08.2013 N 287-П)


Наименование Программы

-

комплексная  долгосрочная целевая программа "Семья" на 2011-2013 годы  (далее - Программа)

Основание  для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Астра-ханской  области  от  13.05.2011 N 168-Пр  
 "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Семья"  на  2011 - 2013 годы"

Государственный  заказчик Программы

-

министерство социального развития и труда Астраханской области

Основной разработчик Программы

-

министерство социального развития и труда Астраханской области

Исполнители основных мероприятий Программы

-

министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, управление внутренних дел по Астраханской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию), Астраханский областной фонд социальной поддержки населения (по согласованию).

Цели  Программы

-
         -
         -

создание комплексной системы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия на территории Астраханской области;

   обеспечение социальной поддержки и улучшение положения  детей и семей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации;

   развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения родителей

Задачи Программы

-
         -
             -
       -
         -

внедрение  эффективных организационно-управленческих механизмов в сфере социальной защиты детства, профилактики социального сиротства;

   развитие  инновационных  форм  и  технологий профилактической работы  с  семьями и  детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации,  содействие возвращению ребенка  в биологическую  семью;

   усовершенствование системы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

   обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми (в том числе с детьми-инвалидами) к социальным услугам и повышение качества услуг;

   пропаганда ценностей ответственного родительства

Сроки реализации Программы

-

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования

-

- финансовые затраты на весь период реализации Программы составляют  211017,634 тыс. руб., в том числе:  средства бюджета Астраханской области - 156206,98 тыс. руб., средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), -  54810,654 тыс. руб.
 По годам реализации:
 - 2011 год -  65171,9 тыс. руб., из них: средства бюджета Астраханской области - 47558,4 тыс. руб., средства Фонда -  17613,5 тыс. руб.;

 - 2012 год -  55590,99 тыс. руб.*, из них: средства бюджета  Астраханской области - 40903,4 тыс. руб., средства Фонда – 14687,59 тыс. руб., в том числе не использованные в 2011 году 488,942 тыс. руб., которые не входят в объем финансирования с целью исключения двойного счета;

 - 2013 год - 92020,173 тыс. руб.**, из них: средства бюджета Астраханской области -  67745,18 тыс. рублей, средства Фонда - 24274,993 тыс. руб., в том числе не использованные в 2012 году 1276,487 тыс. руб., которые не входят в объем финансирования с целью исключения двойного счета.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-
       -
           -
     -
     -
         -
         -
     -
     -
     -
       -

Реализация Программы позволит к 2013 году:
 снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте от 0-17 лет с 2,8  до 2,5 %;

 увеличить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с 8,6 до 11,1 %;

  снизить удельный вес отказных новорожденных в общей численности родившихся детей  с 0,7 до 0,4 %;

 сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав,  с 412 до 330;

 внедрить в 16 муниципальных образованиях Астраханской области  технологии раннего выявления и ока зания комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

 увеличить долю детей,  участвующих в оздоровительных мероприятиях, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 9,9  до  10,4 %;

 увеличить охват замещающих семей психолого-педагогическим сопровождением до 100 %;

 увеличить численность детей, прошедших реабилитацию в учреждениях для несовершеннолетних, вернувшихся в кровные семьи, с 1821 до 2029;

 снизить количество отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью  со 174 до 100;

 увеличить число специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень,  до 500 человек ежегодно;

 увеличить количество муниципальных образований Астраханской области, использующих государственный банк данных "Аист"

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство социального развития и труда Астраханской  области.
 Исполнители основных мероприятий Программы несут  ответственность  за  своевременное выполнение программных мероприятий

*- с учетом остатков не использованных в 2011 году средств;

**- с учетом остатков не использованных в 2012 году средств.

2. Общие положения


Комплексная долгосрочная целевая программа "Семья" на 2011-2013 годы разработана во исполнение распоряжения Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 168-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Семья" на 2011-2013 годы".

Объект Программы - реализация государственной политики в интересах семей и детей и решение проблем детского и семейного неблагополучия.

Предмет регулирования - организация комплексной профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, предусматривающей создание условий для сокращения количества лишений родительских прав, выявления семей группы риска, их социального сопровождения и способствующей развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сфера действия Программы - совершенствование механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, общественных объединений и населения по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

3. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом


Складывающаяся в стране в последние годы социальная ситуация, с одной стороны, создавала серьезные трудности для семьи, особенно многодетной, а с другой, - сопровождалась несомненным ростом пограничных психических расстройств у несовершеннолетних, включая девиантные, делинквентные и аддиктивные формы поведения.

Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семей с детьми, включающей в себя диагностические, профилактические, социально-реабилитационные мероприятия, способствующие созданию оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, снятию социально-психологической напряженности и нивелированию социальных факторов риска, определяющих динамику развития и возникновения различных форм деприваций.

В Астраханской области с 2009 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем социального сиротства и семейного неблагополучия. Постановлением Правительства Астраханской области от 26.06.2009 N 324-П утверждена комплексная целевая программа "Семья" на 2009-2010 годы.

В ходе реализации комплексной целевой программы "Семья" на 2009-2010 годы были достигнуты значительные показатели в работе по выявлению на ранней стадии семей группы риска, организовано социально-психологическое сопровождение таких семей, разработаны и внедрены методики, направленные на реабилитацию семей, находящихся в социально опасном положении.

Так, с 2009 года на базе комплексных центров социального обслуживания населения открыто 13 отделений участковой социальной службы, которые призваны выявлять, ставить на учет и сопровождать семьи, не обеспечивающие необходимые условия для воспитания, обучения и содержания детей. Создание отделений позволило выстроить эффективную комплексную систему профилактической работы с неблагополучными семьями на ранней стадии кризиса, направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для соблюдения прав ребенка.

Как результат, за период с 01.01.2009 по 01.02.2011 специалистами отделений участковых социальных служб выявлено и поставлено на учет 4449 семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, с 2089 семьями заключены соглашения о социальном патронаже, снято с учета по разным причинам 1711 семей, из них в связи с улучшением семейного положения - 1527 семей. Эффективное социально-психологическое сопровождение данных семей позволило повысить экономический потенциал семей, улучшить качество жизни, условия проживания и воспитания детей, создать условия социальной комфортности.

Для оказания социально-психологической помощи беременным женщинам, несовершеннолетним мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного казенного учреждения Астраханской области "Кризисный центр помощи женщинам" функционирует отделение "Молодая мама". За 2009-2010 годы социально-реабилитационными услугами охвачено 370 молодых женщин с грудными детьми, из них в 2010 году прошло реабилитацию 250 женщин. Создание отделения позволило сократить количество отказных детей на 10%, создать благоприятные условия для рождения детей, а также снизить материнскую и младенческую смертность до 10 % .

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 08.08.2013 N 287-П)

Для оказания психолого-педагогической, социально-правовой помощи замещающим семьям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2010 году в структуре государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр защиты прав детей" было создано 15 служб сопровождения замещающих семей, осуществляющих подбор и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, начисление выплат и пособий детям, устроенным в семьи, занимающихся выявлением несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Одним из показателей эффективности созданных служб является сокращение количества решений о лишении родительских прав: в сравнении с 2009 годом оно уменьшилось на 17 %. При этом снизилось количество вновь выявленных сирот. Еще три года назад цифра доходила до 1162 детей, в 2010 году - 822 ребенка.

В рамках программных мероприятий получил активное развитие проект "Школа приемных родителей", направленный на подготовку лиц, желающих принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В результате деятельности школы в 2010 году 248 граждан прошли обучение в Астраханской области, из них по заочной форме - 180 человек, по очной – 68.

Таким образом, реализация программных мероприятий позволила достичь следующих показателей:

- снизить удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 3,2% от общей численности детей в Астраханской области до 2,8%;

- увеличить долю детей, охваченных социально-реабилитационными услугами, с 23% от общей численности выявленных детей, находящихся в социально опасном положении, до 51%;

- сократить численность детей, родители которых лишены родительских прав, с 567 до 524 человек;

- увеличить долю детей, в отношении которых применяются семейные формы устройства, с 2,6% от общей численности безнадзорных детей в Астраханской области до 3,4%.

Результаты реализации данной программы подтверждают целесообразность дальнейшего использования программно-целевого подхода к решению вопросов организации работы по профилактике социального сиротства, реабилитации семей группы риска.

Вместе с тем достигнутые результаты не однозначны, для закрепления имеющихся тенденций и развития новых форм, направленных на укрепление института семьи, выявление и реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо продолжить работу в данном направлении с включением новых объектов, которые не были охвачены программой в 2009-2010 годы, но, несомненно, имеют весомое значение для укрепления семейной политики.

На территории Астраханской области по состоянию на 01.01.2010 проживает 220 823 ребенка, что составляет почти четверть населения Астраханской области, из них городское население - 137369 человек, сельское население - 83454 человека.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 01.01.2011 составляет 5833 человека: из них 2373 ребенка находятся под опекой, 289 детей воспитываются в приемных семьях, 1690 детей живут в семьях усыновителей, 1459 человек находятся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 75% из них являются социальными сиротами вследствие неблагополучия и асоциального поведения семей, ограничения и лишения родителей их прав; появление 25% сирот обусловлено различными причинами, в том числе определением их родителей в места лишения свободы.

За 2010 год из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявлено 599 детей, в отношении которых родители лишены или ограничены в родительских правах (в 2009 году - 577 детей, в 2008 - 567 детей).

Всего в 2010 году выявлено и учтено 822 несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2009 году - 915 детей, в 2008 году – 925 несовершеннолетних). Сведения по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 – 2010 годах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сведения по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


N п/п

Показатели

2008
 год

2009
 год

2010
 год

1

Всего выявлено и учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

925

915

822

2

Возвращено детей родителям

25

18

42

3

Устроено из числа выявленных детей
 в замещающие семьи всего, в том числе:

428

450

430

3.1

под опеку, попечительство

403

422

392

3.2

в приемную семью

11

10

16

3.3

усыновлено

14

10

22

4

Устроено в учреждения для детей-сирот

399

390

324

5

Остались неустроенными

65

32

22

6

Общая численность детей, помещенных
 в опекунские и приемные семьи, в том числе:

3101

2924

2662

6.1

под опеку, попечительство

2877

2670

2373

6.2

в приемную семью

224

254

289

Отдельные программы реабилитации предусмотрены для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной задачей в отношении детей данной категории является их социальная реабилитация, то есть создание условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление социального статуса, утраченных общественных связей. Для достижения указанной цели применяются самые различные методы и формы реабилитации, усилия направлены не только на детей-инвалидов, но и на членов их семей.

В настоящее время на территории Астраханской области проживает 4075 детей - инвалидов в возрасте до 18 лет. Первое место в структуре детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития - 37% (из них 50% - врожденные пороки сердца), болезни нервной системы – 25%, психические расстройства - 13,8 %. Указанные причины традиционно занимают ведущее место в структуре детской инвалидности, периодически незначительно изменяя свой удельный вес и меняясь местами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»