Недействующий

О порядке проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и их обеспечении

Утверждено

Постановлением Главы

Администрации области

от 16 января 1997 г. N 12

I. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет основные понятия, задачи, порядок планирования, проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий на территории Астраханской области.

1.2. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Цель эвакуации - удаление из зоны действия поражающих факторов.

Зона временного отселения - территория, откуда при угрозе или во время возникновения ЧС эвакуируется или временно отселяется население в целях его безопасности.

Загородная зона - территория, находящаяся вне пределов вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально-опасные объекты народного хозяйства и иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны ЧС.

Жизнеобеспечение населения в ЧС - комплекс организационных экономических, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержания минимальных условий необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированных.

1.3. Особенности проведения эвакуации определяются характером чрезвычайной ситуации, масштабами ее развития и численностью вывозимого (выводимого) населения, охватом населения, временем и срочностью ее проведения.

1.4. В зависимости от времени и сроков проведения выделяют следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная и экстренная.

При получении достоверных данных о высокой вероятности запроектной аварии на опасных объектах или стихийного бедствия из опасных районов проводится заблаговременная (упреждающая) эвакуация населения. При этом население удаляется из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения ЧС. Краткосрочный прогноз, определяющий развитие ЧС выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких суток и может уточняться в течение этого срока.

В случае реализации ЧС проводится экстренная эвакуация населения из опасных районов. При этом вывоз (вывод) населения из зоны возможного поражения целесообразно осуществить до начала воздействия на людей поражающих факторов. Продолжительность данного промежутка времени может составлять от нескольких минут до нескольких часов.

1.5. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза здоровью людей, также может проводиться эвакуация населения. Необходимость введения подобной запретной меры, а также сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

1.6. В зависимости от масштабов реализации чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения возможны следующие варианты эвакуации: локальная, местная, зональная.

Локальная эвакуация проводится в случае ограничения зоны возможного воздействия поражающих факторов пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или не пострадавших районах города.

Местная эвакуация проводится в случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах области (соседних областей).

Зональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительной площади, охватывающей территории одной или несколько областей с высокой плотностью населения и включающей крупные города. При проведении зональной эвакуации удаление из зоны опасности составляет до несколько сотен километров от постоянного места проживания.

1.7. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, различают общую и частичную эвакуации.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Указанные варианты выбираются в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.

1.8. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для вида опасности критериям.

1.9. В зависимости от требований к срочности принятие решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов ЧС может приниматься главой администрации - начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, или председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта.

Указание на осуществление экстренной (безотлагательной), упреждающей эвакуации, носящей местный или зональный характер, дается главой администрации - начальником гражданской обороны или председателем КЧС. Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера аварийно-опасного техногенного объекта.

1.10. Планы проведения эвакуации разрабатываются заблаговременно. В зависимости от прогноза аварийной обстановки они должны содержать несколько вариантов действий на случай возникновения опасности. Степень детализации планов устанавливается в зависимости от вероятности реализации и масштабов возможных аварий и катастроф.

Соответствующие разделы планов должны указывать:

- вид и количество опасных веществ на производственном объекте;

- численность рабочих и служащих объекта;