ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1997 года N 12
О порядке проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и их обеспечении
Утратило силу:
Постановление Губернатора Астраханской области от 04.10.2004 N 498 (НГР:RU30000200400414)
Изменения и дополнения:
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 03.09.1999 г. N 309 (НГР:RU30000199900111)
Для организации эвакуационных мероприятий и координации деятельности различных органов управления Астраханской области на случай аварий, катастроф, стихийных и других бедствий
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения эвакуационных мероприятий в Астраханской области при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Отменен Постановлением Губернатора Астраханской области от 03.09.1999 г. N 309 (НГР:RU30000199900111)
3. Председателю эвакокомиссии области в срок до 1 июня 1997 года отработать и представить на утверждение план эвакуации на случай возможных чрезвычайных ситуаций с соответствующими приложениями.
4. Рекомендовать главам администраций городов и районов области руководителям объектов экономики и различных организаций образовать соответствующие эвакуационные комиссии согласно прилагаемому положению и спланировать эвакуацию населения на случай возможных чрезвычайных ситуаций.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Мухатова Т.Д. и начальника штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Бордздуху Б.С.
И. о Главы Администрации области
Э.М. Володин
Постановлением Главы
Администрации области
от 16 января 1997 г. N 12
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет основные понятия, задачи, порядок планирования, проведения и обеспечения эвакуационных мероприятий на территории Астраханской области.
1.2. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу и выводу из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. Цель эвакуации - удаление из зоны действия поражающих факторов.
Зона временного отселения - территория, откуда при угрозе или во время возникновения ЧС эвакуируется или временно отселяется население в целях его безопасности.
Загородная зона - территория, находящаяся вне пределов вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально-опасные объекты народного хозяйства и иного назначения, подготовленная для размещения населения, эвакуируемого из зоны бедствия или зоны ЧС.
Жизнеобеспечение населения в ЧС - комплекс организационных экономических, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержания минимальных условий необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированных.
1.3. Особенности проведения эвакуации определяются характером чрезвычайной ситуации, масштабами ее развития и численностью вывозимого (выводимого) населения, охватом населения, временем и срочностью ее проведения.
1.4. В зависимости от времени и сроков проведения выделяют следующие варианты эвакуации населения: заблаговременная и экстренная.
При получении достоверных данных о высокой вероятности запроектной аварии на опасных объектах или стихийного бедствия из опасных районов проводится заблаговременная (упреждающая) эвакуация населения. При этом население удаляется из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения ЧС. Краткосрочный прогноз, определяющий развитие ЧС выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких суток и может уточняться в течение этого срока.
В случае реализации ЧС проводится экстренная эвакуация населения из опасных районов. При этом вывоз (вывод) населения из зоны возможного поражения целесообразно осуществить до начала воздействия на людей поражающих факторов. Продолжительность данного промежутка времени может составлять от нескольких минут до нескольких часов.
1.5. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза здоровью людей, также может проводиться эвакуация населения. Необходимость введения подобной запретной меры, а также сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
1.6. В зависимости от масштабов реализации чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения возможны следующие варианты эвакуации: локальная, местная, зональная.
Локальная эвакуация проводится в случае ограничения зоны возможного воздействия поражающих факторов пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения составляет от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или не пострадавших районах города.
Местная эвакуация проводится в случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах области (соседних областей).
Зональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительной площади, охватывающей территории одной или несколько областей с высокой плотностью населения и включающей крупные города. При проведении зональной эвакуации удаление из зоны опасности составляет до несколько сотен километров от постоянного места проживания.
1.7. В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, различают общую и частичную эвакуации.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Указанные варианты выбираются в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне.
1.8. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для вида опасности критериям.
1.9. В зависимости от требований к срочности принятие решения на проведение эвакуации и ожидаемых масштабов ЧС может приниматься главой администрации - начальником гражданской обороны административно-территориальной единицы, на территории которой возникла опасность, или председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, указание на проведение эвакуации может быть отдано и диспетчером опасного техногенного объекта.
Указание на осуществление экстренной (безотлагательной), упреждающей эвакуации, носящей местный или зональный характер, дается главой администрации - начальником гражданской обороны или председателем КЧС. Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера аварийно-опасного техногенного объекта.
1.10. Планы проведения эвакуации разрабатываются заблаговременно. В зависимости от прогноза аварийной обстановки они должны содержать несколько вариантов действий на случай возникновения опасности. Степень детализации планов устанавливается в зависимости от вероятности реализации и масштабов возможных аварий и катастроф.
Соответствующие разделы планов должны указывать:
- вид и количество опасных веществ на производственном объекте;
- численность рабочих и служащих объекта;
- численность населения, проживающего в опасной зоне вокруг объекта, и его структура по признаку чувствительности к
воздействию опасных веществ, находящихся на объекте;
- планируемые для эвакуации транспортные средства;
- порядок оповещения и инструктирования населения;
- порядок укрытия и сбора населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
- обеспечение охраны общественного порядка и безопасности
дорожного движения при эвакоперевозках;
- график вывоза населения из опасных районов;
- населенные пункты, предназначенные для размещения эваконаселения;
- перечень должностных лиц, отвечающих за проведение
эвакуации их опасных районов.
1.11. Руководство эвакомероприятиями осуществляю главы администрации - начальники гражданской обороны через комиссии по чрезвычайным ситуациям и эвакокомиссии (приложение).
Личную ответственность за проведение эвакомероприятий несут главы администрации городов, районов и руководители объектов народного хозяйства.
1.12. Непосредственно организацию и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные органы.
Эвакуационные и эвакоприемные эвакокомиссии являются органами соответствующих администраций, а на объектах народного хозяйства - их руководителей. Они несут полную ответственность за выполнение всего комплекса эвакуационных мероприятий. Возглавляют эти комиссии заместители глав администраций, руководителей объединений, управлений, объектов народного хозяйства независимо от форм собственности.
1.13. Деятельность эвакоорганов включает планирование, подготовку и непосредственно проведение эвакомероприятий по защите населения, оставшегося без крова, в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
В зависимости от обстановки различают два режима функционирования эвакоорганов:
1) режим повседневной деятельности - функционирование в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемии, ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) чрезвычайный режим - функционирование при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Решение о введении того или иного режима функционирования эвакоорганов принимает глава администрации с учетом конкретной обстановки.
1.14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании эвакоорганов в различных режимах, являются:
1) При режиме повседневной деятельности:
- разработка документов, плана проведения эвакомероприятий;
- учет населения, попадающего в опасные зоны при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- определение маршрутов эвакуации;
- разработка вопросов транспортного, дорожного, технического,
материального, медицинского, противохимического обеспечения,
охраны общественного порядка, снабжения продуктами питания,
предметами первой необходимости при проведении эвакомероприятий;
- поддержание высокой готовности, совершенствование
подготовки эвакоорганов, автоколонн и других видов транспорта
к эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях;
- организация взаимодействия всех звеньев, участвующих в проведении эвакомероприятий или обеспечивающих их проведение;
- подготовка эвакоорганов всех степеней.
2) При чрезвычайном режиме:
- организация контроля за работой эвакоорганов и служб,
обеспечивающих эвакуацию населения согласно планам проведения эвакомероприятий;
- организация информации населения об обстановке и в местах размещения;
- организация взаимодействия с территориальными органами гражданской обороны и органами военного командирования по использованию маршрутов движения и выделению дополнительных транспортных средств для эвакуации населения;
- контроль за ходом и проведением эвакомероприятий на местах, учет эвакуируемых в соответствии с планом;
- поддержка постоянной связи с эвакоорганами всех степеней, транспортными службами;
- организация работ по жизнеобеспечению оставшихся без крова.
1.15. Экстренная (безотлагательная) эвакуация осуществляется, как правило, по территориальному принципу, упреждающая по территориально-производственному принципу.
В первом случае сборные эвакопункты могут не разворачиваться. Задачи СЭПов решают оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.