Действующий

О Программе модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы

Состояние и перспективы развития первичной медико-санитарной помощи населению

     

В 2010 году по итогам работы амбулаторно-поликлинической службы на 1 жителя пришлось 9.9 посещения (2009 год - 8.8) при рекомендуемом нормативе 9.5 посещения. В общем числе посещений 33% были сделаны с профилактической целью (в 2009 году - 34%), 10% - на дому (в 2009 году - 12%).

Выполнение плана-задания на амбулаторно-поликлиническую помощь по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области за 2010 год несколько снизилось с 91.2 до 89.3%, но по территориальной программе ОМС возросло с 84.3 до 85.9%.

В 2010 году показатель посещаемости к терапевтам составил 1.5 на 1 жителя в возрасте 18 лет и старше, что ниже аналогичного показателя предыдущего года (1.8), к педиатрам - 6.1 на 1 жителя в возрасте 0 - 17 лет, что также ниже аналогичного показателя предыдущего года (6.3).

В отличие от участкового звена возросла посещаемость к хирургам с 0.37 до 0.39 на 1 жителя и к акушерам-гинекологам - с 1.1 до 1.2 на 1 женщину. Частота хирургических вмешательств на амбулаторно-поликлиническом этапе осталась на уровне предыдущего года в объеме 0.8 в связи с заболеванием. Снизилась на 100 амбулаторных посещений частота лабораторных исследований с 180 до 160 и функциональных - с 7.2 до 6.4. Возросло на 100 посещений число рентгенологических исследований с 5.9 до 6.1, ультразвуковых - с 7.8 до 8.2.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал недостаточную эффективность организации их работы, что подтверждается низкой выявляемостью заболеваний в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения при низком уровне общей заболеваемости в сравнении со среднероссийским. Это в первую очередь свидетельствует о том, что значительное число заболеваний на уровне первичного звена остается невыявленным, а проведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности.

В Астраханской области организация оказания амбулаторной первичной медико-санитарной помощи пациентам осуществляется преимущественно по территориально-участковому принципу в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2006 N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу".

Для улучшения качества и доступности амбулаторно-поликлинической помощи министерством здравоохранения Астраханской области организовано более 400 выездов внештатных специалистов-экспертов в лечебно-профилактические учреждения муниципальных образований, где осуществлены консультации более 4.5 тыс. больных, среди которых около 40% - лица, состоящие на диспансерном учете.

В целях совершенствования первичной медико-санитарной помощи в городе Астрахани проводятся мероприятия по реорганизации и оптимизации сети учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, путем выведения из состава больничных объединений поликлиник и придания им юридической самостоятельности. Каждая из поликлиник будет обслуживать около 70 тыс. населения. В результате поликлиники перестают быть донорами высокозатратной стационарной медицинской помощи, значительно сокращаются административный аппарат и расходы на его содержание, высвобождаются площади, которые будут использованы под кабинеты приемов, дневные стационары, диагностические кабинеты.

Реорганизация сети ЛПУ преследует цель создания в каждом районе города 1 - 2 поликлиник с зоной обслуживания 70 - 100 тыс. населения, с широкой филиальной сетью офисов общеврачебной (семейной) практики в каждом микрорайоне.

В 2009 году начала выполняться программа переподготовки врачей-терапевтов участковых на врачей общей практики (40 врачей и 40 медицинских сестер). В 2010 году переподготовлено на врача общей практики 56 врачей-терапевтов и столько же медицинских сестер, что позволило снизить нагрузку на медицинский персонал и повысить доступность и качество медицинской помощи в условиях дефицита врачей узких специальностей, в том числе и на окраинах города.

Проводятся мероприятия по повышению доступности травматолого-ортопедической помощи: организованы 4 кабинета травматолога-ортопеда, проведена реорганизация травмпункта. В 2009 году на базе ДГП N 1 открыт центр инсулиновой помпотерапии для детей, больных сахарным диабетом. В этом году на базе ГП N 3 планируется открытие центра инсулиновой помпотерапии для взрослых.

В 2010 году стартовал проект "Открытое медицинское поле", отменено закрепление населения за стоматологическими поликлиниками и женскими консультациями, а также поликлиник за стационарами для обеспечения плановой госпитализации больных, что обеспечивает реализацию права пациента на выбор медицинского учреждения.

В результате проводимых мероприятий в отрасли здравоохранения повышается удовлетворенность населения медицинской помощью и снижается количество обоснованных жалоб:

 Наименование показателя    

 2005     

 2006

 2007

 2008

 2009

6 мес.
 2010

Удовлетворенность населения
медицинской помощью         

 Мониторинг
не проводился

67.3%

65.0%

66.0%

75.0%

77.6%

Количество поступивших жалоб

 10923 <*>

2849

 1574

 1082

1411

 915  

обоснованных                

 -      

1206

 646

 204

 243

 87  

Количество проверок учрежде-
ний, осуществленных по
итогам рассмотрения жалоб   


 -      


 18  


 19


 17


 15  


 29  


--------------------------------------

<*> Показано число обращений в территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, т.к. регистрация жалоб отдельно не предусматривалась, а осуществлялась в числе всех обращений застрахованных граждан.

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь. Он включает участковую терапевтическую службу и врачей-специалистов. Перечень врачей-специалистов будет определен в зависимости от уровня и структуры заболеваемости и смертности населения, проживающего в зоне ответственности АПУ. Кроме этого, медицинская помощь оказывается в кабинетах (отделениях) медицинской профилактики, смотровых, флюорографических, рентгенографических, электрокардиографических кабинетах, школах здоровья, лабораториях, в центрах здоровья. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р "Об одобрении Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.98 N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" в учреждениях первичного звена будут развернуты отделения кризисных состояний, кабинеты социально-психологической помощи, кабинет "телефон доверия".

Второй уровень представлен специализированной амбулаторной помощью по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи, на базе которой получат дальнейшее развитие стационарозамещающие формы (дневные стационары) с широким спектром диагностических услуг.

Первый уровень представлен областными консультативно-диагностическими поликлиниками и центрами для оказания специализированной амбулаторной помощи, в которых проводятся консультации и диагностические исследования больных, направленных из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения выполняют организационно-методическую функцию.

Реализация данной модели амбулаторной службы позволит внедрить этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.

Рациональное распределение материально-технических и кадровых ресурсов на третьем уровне позволит оптимально использовать диагностическое оборудование, снизить сроки ожидания диагностических исследований и приема врачей, даст возможность увеличить число амбулаторно-поликлинических посещений, активизировать профилактическую работу среди населения, тем самым обеспечит повышение доступности и качества медицинской помощи населению области.

В структуре поликлиник будут организованы кабинеты социально-психологической помощи ("телефон доверия"), что позволит оказать профилактическую консультативную помощь по телефону обратившимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных действий, преодоления кризисных состояний.

К концу 2012 года планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях до 10.6 посещения на 1 жителя области за счет:

- увеличения посещений организаций здравоохранения с профилактической целью до 30%;

- роста патронажных посещений до 20%;