Влияние финансового кризиса на территории Астраханской области не могло не отразиться на финансовой обеспеченности здравоохранения в целом.
При секвестировании бюджетных ассигнований на здравоохранение непременно учитывались социальная направленность расходов, влияющих на качество медицинских услуг, и стратегические направления развития здравоохранения.
Основным направлением использования средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней является финансирование Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, являющейся мерой социальных гарантий населению и утверждаемой Правительством Астраханской области на очередной год.
Общий объем финансового ТПГГ в 2009 году составил 5292131 тыс. руб., а доля средств ОМС в общем объеме финансирования - 44.2%. К сожалению, в связи с дефицитом финансирования ТПГГ в 2009 году расчетные объемы были обеспечены финансами из всех источников только на 62.1%.
Обеспечены финансовыми средствами переданные в муниципальные районы полномочия по заготовке, переработке и хранению крови и ее компонентов. В полном объеме сохранен фонд оплаты труда с начислениями, позволивший ввести новую систему оплаты труда.
С 1 января 2009 года все государственные учреждения здравоохранения перешли на НСОТ, в которую заложены механизмы, позволяющие стимулировать работников здравоохранения к качественному и интенсивному труду, что направлено на повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе в рамках ТПГГ.
В 2009 году медицинские учреждения Астраханской области полностью перешли на отраслевую систему оплаты труда, которая ориентирована на результат их деятельности. Должностные оклады медицинских и фармацевтических работников установлены на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам, так называемым базовым ставкам. Разработаны повышающие коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от отнесения работника к квалификационному уровню с учетом его квалификации, наличия ученой степени и почетного звания. Определены: выплаты компенсационного характера в связи с исполнением работниками учреждений здравоохранения своих должностных (трудовых) обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных, отражающих опасные для здоровья и особо тяжелые условия труда, в том числе в пустынных и безводных местностях (коэффициенты специфики), и учитывающие работу специалистов в ночное время, в выходные и праздничные дни (коэффициенты режима работы); выплаты стимулирующего характера в целях поощрения медицинских и фармацевтических работников за выполненную ими работу, формирования заинтересованности работников в улучшении качества и результативности труда: надбавки за квалификационную категорию, ученую степень, почетное звание, качество выполняемых работ, премии за оказание платных медицинских услуг, выполнение особо важных и ответственных работ, премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, год), стимулирующие выплаты специалистам, работающим на селе, надбавка за стаж непрерывной работы, единовременные премиальные выплаты к Дню медицинского работника, юбилейным датам (50, 55, 60, 65 лет со дня рождения), а также доплаты за организацию и (или) оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, внедрение и применение новых медицинских технологий, в том числе инновационного характера.
Реализация ТПГГ в 2010 году осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2009 N 685-П "О Программе государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год", принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811.
В ТПГГ участвует 90 медицинских организаций, из них 27 государственных учреждений здравоохранения, 48 муниципальных, 15 организаций иных форм собственности.
Расходы на реализацию ТПГГ за 2010 год составили 5454825 тыс. руб., что на 3.1% больше по сравнению с 2009 годом (5292131 тыс. руб.).
Реализация ТПГГ в 2010 году, как и в прошедшем, осуществлялась в условиях 32-процентного дефицита финансовых средств (2546300 тыс. руб.).
Фактические расходы на финансирование ТП ОМС в 2010 году (без учета средств, поступивших в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье") определились в сумме 2497870.5 тыс. руб. На финансирование ТП ОМС поступило средств в сумме 2478986.4 тыс. руб. Расходы на финансирование ТП ОМС превышают размер средств, поступивших на указанные цели, на 18884.1 тыс. руб. за счет уменьшения остатков средств на счетах территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области. За 2010 год медицинскими учреждениями, включенными в перечень ТПГГ, объемы медпомощи были выполнены следующим образом:
- в круглосуточных стационарах больными проведено на 5% койко-дней больше, чем по утвержденному плану (за 2009 год - на 6% больше), в том числе за счет средств ОМС - на 7.9%;
- в дневных стационарах всех типов больными проведено на 8% пациенто-дней больше, чем по утвержденному плану (за 2009 год - на 4.5% больше), в том числе за счет средств ОМС больше на 8%;
- по амбулаторно-поликлинической помощи выполнено на 11% посещений меньше, чем по утвержденному плану (за 2009 год - на 10% меньше), в том числе за счет недовыполнения плана по средствам ОМС - на 14%;
- по скорой медицинской помощи выполнение плана вызовов составило 140% (за 2009 год - 146%).
Таким образом, как и в предыдущие годы, отмечалось недовыполнение утвержденных объемов по амбулаторно-поликлинической помощи, умеренное перевыполнение по стационарной и значительное - по скорой медицинской помощи, но в отличие от аналогичного периода прошлого года наблюдается благоприятная тенденция выполнения объемов стационарозамещающей помощи. Обращает на себя внимание тот факт, что самое низкое выполнение объемных и финансовых показателей по программе ОМС по амбулаторно-поликлинической помощи отмечается в районных больницах и медицинских учреждениях федеральной и частной форм собственности.
Однако, несмотря на перевыполнение плана по стационарной помощи, за 2010 год уменьшились объемы медицинской помощи в расчете на одного жителя с 3.065 до 3.092 койко-дня, по скорой медицинской помощи - с 0.463 до 0.446 вызова, отмечены тенденция уменьшения объемов амбулаторно-поликлинической помощи в расчете на одного жителя с 8.8 до 9.9 посещения и рост объема медпомощи, предоставляемой в дневных стационарах, с 0.537 до 0.547 пациенто-дня.
За отчетный период 2010 года в сравнении с тем же периодом 2009 года финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи:
- на 1 койко-день пребывания в круглосуточном стационаре увеличились с 812.6 до 826.4 руб;
- на 1 посещение АПУ уменьшились с 153.4 до 132.0 руб.;
- на 1 пациенто-день в дневных стационарах увеличились с 272.2 до 273.2 руб.;
- на 1 вызов СМП увеличились на 17% с 838.2 до 977.1 рубля.
Стоимость единицы объема медицинской помощи, как и в предыдущие годы, не достигла рекомендуемой Правительством Российской Федерации стоимости по:
- стационарной помощи - на 554.2 руб. (на 40%) при нормативе 1380.6 руб.;
- амбулаторной помощи - на 86.1 руб. (на 40%) при нормативе 218.1 руб.;
- стационарозамещающей помощи - на 204.8 руб. (на 43%) при нормативе 478.0 руб.;
- скорой медицинской помощи - на 732.9 руб. (на 43%) при нормативе 1710.1 рубля.