Недействующий

О региональной программе "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010 гг.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Региональная программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2005-2010гг. (далее именуется -программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 г. N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации с ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
 


{в ред. постановления Правительства Чеченской Республике от 26.12.2006 г. N 152 НГР:ru20000200600224}

Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.

Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение аналогичных муниципальных программ, за счет средств местного бюджета и привлечения внебюджетных средств.

Разработка приоритетных направлений переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществлялась на основе данных, представленных муниципальными образованиями, и статистических бюллетеней.

Более 28,6 тыс. человек (более 2 процента населения Чеченской Республики) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.

Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в республике составляет около 514,6 тыс. кв. метров (более 10 процента жилищного фонда Чеченской Республики), что в 4,2 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.

Ветхое и аварийное жилье имеется во всех районах Чеченской Республики от 2 процентов всего жилищного фонда в Надтеречном районе до 12 процентов в Октябрьском, Старопромысловском и Заводском районах г.Грозного (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Чеченской Республики даны в приложении N 1).

Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.

Значительная часть ветхого, аварийного жилья занимает ветхий, аварийный жилищный фонд п. Кирова, п. Андреевская долина, п. АБЗ, п. Кирпичный, 56,12,30 участков, старые промысла, прилегающие к промышленной зоне бывших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий. Это в основном одноэтажные, двухэтажные дома барачного типа 30-50 х годов постройки.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 56,5 процента, ветхий - 43,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 223,4 тыс. кв. метров, ветхий - 291,2 тыс. кв. метров.

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах республики в целом необходимо 7,2 млрд. рублей.

Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 7,2 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в республике предусматривается увеличение объемов финансирования, в том числе и для полного переселения граждан из поселков (п. Кирова, п. Андреевская долина п. АБЗ п. Кирпичный) отделенных от города огромной промышленной зоной бывших нефтеперерабатывающих заводов г.Грозного, где практически весь жилищный фонд является ветхим и аварийным.

Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (Жилищного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время практически все граждане, проживающие в ветхих и аварийных домах не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры (особенно отделенных от города промышленной зоной бывших нефтеперерабатывающих заводов), понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.