Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июля 2006 года N 69

О Программе поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы "От выживания - к процветанию"


{Утратило силу:

постановление Правительства Чеченской Республики от 21.12.2010 г. N 209 НГР:ru20000201000271}

{Изменения и дополнения:

постановление Правительства Чеченской Республики от 28.11.2006 г. N 137 НГР:ru20000200600240;

постановление Правительства Чеченской Республики от 28.06.2007 г. N 100 НГР:ru20000200700140;

постановление Правительства Чеченской Республики от 17.03.2009 г. N 38 НГР:ru20000200900055;

постановление Правительства Чеченской Республики от 27.07.2009 г. N 131 НГР:ru20000200900173;

постановление Правительства Чеченской Республики от 27.04.2010 г. N 45 НГР:ru20000201000050}

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Чеченской Республике, реализации положений Концепции поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, создания условий для повышения эффективности предпринимательского сектора экономики, и в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Чеченской Республики
 


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы "От выживания - к процветанию!"

2. Министерству финансов Чеченской Республики выделить комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству денежные средства в сумме 26 200 000 (двадцать шесть миллионов двести тысяч) рублей из бюджета Чеченской Республики на 2006 год по подразделу 11 раздела 04 "Государственная поддержка малого предпринимательства".

3. Предоставить комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству право корректировки исполнения мероприятий в пределах сумм финансирования и сроков, установленных по разделам Программы.

4. Министерству Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации, комитету Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству систематически информировать население и предпринимательские круги о ходе реализации Программы.

5. Утвердить состав и Положение о межведомственной комиссии по вопросам государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике согласно приложению 1.

6. Утвердить Положение о порядке финансирования мероприятий программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы, инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и их конкурсном отборе согласно приложению 2 .

7. Утвердить Положение о микрофинансировании субъектов малого предпринимательства Чеченской Республики согласно приложениию 3.

8. Утвердить Положение о порядке финансирования мероприятий программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 годы, субъектов занимающихся образовательной деятельностью и их конкурсном отборе согласно приложению 4.

9. {Утратил силу - постановление Правительства Чеченской Республики от 27.09.2009 г. N 131 НГР:ru20000200900173}.

10. Установить, что право подписи договора о субсидировании части расходов по уплате процентов по кредиту (займу) привлеченному субъектом малого предпринимательства, имеет председатель комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Исаева Э.А.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики

Р.А.Кадыров

ПРОГРАММА поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010 гг. "ОТ ВЫЖИВАНИЯ - К ПРОЦВЕТАНИЮ!" г. Грозный 2006 г. Раздел 1. Паспорт программы


Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006-2010гг. "От выживания - к процветанию!"

Общий объем финансирования в 2006-2010 гг. - 633650 тыс. руб., в том числе: 441200 тыс. руб. - из республиканского бюджета, 132950 тыс. руб. - из федерального бюджета, 59500 тыс. руб. средства предпринимателей.

{в редакции постановления Правительства Чеченской Республики от 17.03.2009 г. N 38 НГР:ru20000200900055}



Раздел 2, Анализ проблемы


Формирование среднего класса общества становится стратегической задачей повышения экономической, политической и социальной стабильности в Чеченской Республике. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства.

Малое предпринимательство (далее по тексту - МП) способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест МП снижает остроту безработицы, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

Основные показатели развития малого предпринимательства в Чеченской Республике Примечание: данные из межрайонных инспекций ФНС России по ЧР


Как видим из таблицы, за последний год наблюдается тенденция роста числа малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Комитетом Правительства по малому бизнесу и предпринимательству проводится большая работа с как начинающими, так и функционирующими предпринимателями по вопросам создания бизнеса, консультирование и юридическая помощь по всем вопросам предпринимательского права, финансово-кредитных отношений, налогообложения хозяйственной деятельности. Но этих показателей недостаточно для перспективного развития малого бизнеса в республике. С учетом большой армии безработных, для Чеченской Республики главнейшей задачей является создание дееспособных малых предприятий в приоритетных сферах. Количество малых предприятий не должно быть ниже 5000 единиц. Оптимальной цифрой является 15000-20000 малых предприятий в Чеченской Республике.

За последний год отраслевая структура малых предприятий претерпела определенные изменения: непроизводственная сфера деятельности, прежде всего торговля и общественное питание, стала более привлекательной, чем производственная.

Отраслевая структура малых предприятий (%) Примечание: данные из межрайонных инспекций ФНС России по ЧР


Сохраняется ориентация малого предпринимательства на Госзаказ и быстроокупаемые сферы бизнеса, не требующие при этом больших объемов первоначальных вложений. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере. Особое беспокойство у нас вызывает традиционная отрасль - сельское хозяйство, пришедшее в упадок. Продовольственные рынки Чеченской Республики заполнены продукцией из соседних регионов. Наши фермеры, из-за скудности финансовых средств и низкой технической оснащенности заняты производством сена и зерна. Фермеры нуждаются в целевой Программе и долгосрочных льготных займах.

Надо признать, что в МП до сих пор наблюдается усиление тенденции ухода в "теневой" сектор. По нашим оценкам теневым сектором частично или полностью охвачено более 50% МП. Кроме того, значительная часть зарегистрированных предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности из-за недоступности финансовых (кредитных) ресурсов. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Несмотря на то, что по данным налоговых служб возросла численность субъектов малого предпринимательства, налоговые поступления в бюджеты от субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) сравнительно понизились, а от предпринимателей без образования юридического лица значительно возросли:

Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства ЧР (в тыс. руб.)


В 2005 году Фондом было профинансировано всего 6 проектов за счет средств бюджета Чеченской Республики. Создано рабочих мест 550. На создание одного рабочего места затрачено всего 21000 рублей, что более чем в три раза ниже общероссийской цифры. Для эффективного решения поставленных вопросов необходимы определенные ассигнования со стороны руководства республики, самих предпринимателей. Необходимо отметить, что комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству в 2005 году участвовал в трех всероссийских конкурсах и, благодаря победе в них привлек инвестиции из федерального бюджета в сумме 13 млн. 905 тыс. рублей. Настоящая Программа предполагает участие в подобных конкурсах и в период 2006 - 2010 гг. Но необходимо учесть, что федеральный центр отпускает средства победителям конкурса только при условии софинансирования со стороны региона. За период 2006 - 2010 гг. планируется привлечь из федерального бюджета более 100 млн. рублей. Все это позволит создать необходимые учебно-деловые, информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские, консалтинговые, лизинговые организации обслуживающие МП. Необходимо развивать МП в сфере промышленного производства, в области строительства, автотранспорта, в коммунальном хозяйстве, в сфере обслуживания, в инновационной сфере, общественном питании, развивать производство и переработку сельхозпродукции.

Экономическое состояние Чеченской Республики в определенной степени зависит от работы крестьянско-фермерских хозяйств. В настоящее время сельское хозяйство не способно обеспечить население республики своей продукцией. Ежегодно в Чеченскую Республику ввозится из соседних и дальних регионов (Республика Дагестан, Ставропольский край, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия и др.) десятки тысяч тонн овощей (капуста, картофель, морковь, перец, томаты, лук и др.) и фруктов на сумму около 1 млрд. рублей. Такое положение совершенно недопустимо, если учесть почвенно-климатические условия Чеченской республики, плюс избыток трудовых ресурсов. Чеченская Республика, до известных событий, полностью удовлетворяла свои потребности в овощах и фруктах, вывозила тысячи тонн витаминной продукции в промышленные центры России. В таких районах, как

Шелковской, Наурский, Грозненский, Гудермесский, Курчалоевский, Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Сунженский, Введенский выращивались сотни гектаров плодов и овощей. Были созданы специализированные плодоовощные хозяйства, овощные отделения, овощные бригады. Практически во всех равнинных районах республики функционировали консервные заводы и пищекомбинаты. У производителей не было риска потерь продукции - ее можно было реализовать на рынках республики, рынках Российских регионов, переработать на местных предприятиях. В отдельные годы посевы овощных вместе с бахчевыми культурами в Чеченской Республике превышали 10000 га и урожаи витаминной продукции достигали уровня 200-250 тыс. тонн.

Чеченская Республика обладает значительными возможностями для развития малого предпринимательства сфере овощеводства: низкий уровень занятости экономически активного населения, богатые традиции овощеводства, огромный нереализованный потенциал плодородной пашни, представленной черноземами. Развитие специализированных фермерских хозяйств и малых предприятий решит проблемы занятости, роста благосостояния населения, увеличения производства сельскохозяйственной, и, прежде всего, овощной продукции.

Необходимо учитывать, что по сравнению с зерновыми культурами овощи имеют высокие урожаи (зерновые - 2-3 т/га; овощи - 30-100 т/га) и цены на овощную продукцию на порядок выше, чем у зерновых культур. Из-за того, что производство овощей сопряжено с высокими затратами, и в связи с тем, что большинство фермеров республики не имеют достаточных финансовых и технических возможностей, фермеры вынуждены заниматься производством зерновых и кормовых культур, не требующих финансовых и трудовых затрат и, как правило, не рентабельных. Кроме того, овощи являются скоропортящимся продуктами, а в республике нет специализированных перерабатывающих предприятий и фермеры, не рискуют увеличивать площади под овощные.

Принятие неотложных мер по реальной поддержке фермеров-овощеводов в течение пяти лет доведет посевы (посадки) овощных культур до 4-5 тыс. гектаров и валовую урожайность до 100 тыс. тонн в год. Наряду с возрождением отрасли овощеводства фермерам республики предстоит восстановить довоенное поголовье скота и птицы, наладить производство прудовой рыбы.

Проблема безработицы становится с каждым днем острее. При возрастающей напряженности на рынке труда, МП остается основной возможностью для создания новых рабочих мест. Такой бизнес, как известно, довольствуется небольшими кредитами, аккумулирует рабочую силу, ищет платежеспособные рынки, наращивает производственный оборот.

Сегодня можно выделить основные причины, препятствующие созданию и развитию предпринимательских структур: существующая система налогообложения; отсутствие первоначального капитала и высокая стоимость кредитов, аренды помещений и оборудования; нестабильность российской законодательной базы и полное отсутствие местной; недостаток информации о состоянии рынков и потенциальных партнеров; отсутствие системы в работе по формированию инфраструктуры поддержки МП; крайняя недостаточность финансирования республиканских программ поддержки МП.

Раздел 3. Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание благоприятных условий для повышения устойчивости деятельности малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, увеличение количества малых предприятий, увеличение доли МП в валовом республиканском продукте, увеличение налоговых поступлений в бюджет путем совершенствования нормативной правовой базы, развитие инфраструктуры поддержки, освоение-новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства, привлечение дополнительных инвестиций.

Достижение основной цели Программы требует решения следующих приоритетных задач:

преодоление административных барьеров, предотвращение ухода малых предприятий в "теневую экономику", максимальная легализация деятельности МП;

ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, в том числе предоставление микрозаймов, проведение инвестиционных конкурсов, улучшение условий, облегчающих доступ МП к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;

внедрение новых программ подготовки менеджеров и предпринимателей;

создание базы данных субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в разрезе районов республики происходит неравномерно. Это происходит по разным причинам, назовем главные:

- сильные разрушения и большой материальный ущерб, причиненный субъектам МП в отдельных районах республики;

- нестабильная обстановка в горных районах республики;

- слабая инфраструктура поддержки малого предпринимательства в отдельных районах;

- чрезмерная "опека" МП со стороны отдельных глав администраций; Комитет Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и

предпринимательству совместно с Фондом поддержки малого предпринимательства Чеченской Республики провел мониторинг состояния МП в административных районах республики с целью справедливого распределения финансовых средств при реализации мероприятий Программы. При распределении финансовых средств будут учтены следующие факторы:

- территория района;

- численность населения;

- численность безработных;

- политическая стабильность;

- количество субъектов МП;

- наличие инфраструктуры поддержки МП;

- почвенно-климатические условия;

- традиционные производства,

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»