Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2006 года N 54

О республиканской целевой программе "Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования"


{Утратило силу:

постановление Правительства Чеченской Республики от 29.03.2011 г. N 52 НГР:ru20000201100058}

В целях реализации в Чеченской Республике приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики и министерству финансов Чеченской Республики при формировании проекта бюджета Чеченской Республики на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию данной Программы.

3. Министерству экономического развития и торговли Чеченской Республики, министерству жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики и министерству финансов Чеченской Республики подготовить проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие и регулирование системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике.

4. Рекомендовать главам администраций городов и районов Чеченской Республики:

4.1. отменить налог на имущество физических лиц на приобретаемое по ипотеке жилье на срок погашения кредита;

4.2. реализовывать через механизм ипотечного жилищного кредитования не менее 50% жилья, предназначенного для продажи.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Э.А, Исаева.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Правительства

Чеченской Республики Р.А. Кадыров

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Чеченской Республики

от 13.06.2006 г. N 54

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования"

г. Грозный 2006 год

СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт Программы

3

1.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

5

2.

Цель и задачи Программы

7

3.

Сроки и этапы реализации Программы

8

4.

Организационное обеспечение Программы

10

5.

Основныестандартыитребованияк долгосрочнымипотечным жилищным кредитам

10

6

Основные этапы и порядок процесса предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов

12

7

Система программных мероприятий

14

8

Государственнаябюджетнаяподдержкаприобретенияжилья населением (система целевых адресных субсидий)

15

8.1.

Субсидирование граждан в части процентной ставки по долгосрочному банковскому ипотечному жилищному кредиту

15

8.2.

Предоставление гражданам бюджетных субсидийдля оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью ипотечного жилищного займа

15

9

Ресурсное обеспечение Программы

10

10

Объемы и источники финансирования Программы

17

11.

Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения

17

12

Оценкасоциально-экономическойэффективностиреализации мероприятий Программы

18



ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа " Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Постановление Правительства Чеченской Республики от 14.02.2006 г. N 14

Государственный заказчик Программы

Правительство Чеченской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Чеченской Республики Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики

Исполнитель Программы

Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики

Цели и задачи Программы

Цель - создание системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике (далее - ИЖК).

Задачи:

-создание на территории Чеченской Республики структуры, обеспечивающей эффективное функционирование и взаимодействие участников системы ИЖК;

-привлечение внебюджетных финансовых ресурсов в систему ИЖК;

-разработка проектов нормативно - правовых актов, регламентирующих действия участников системы ИЖК;

-подготовка квалифицированных работников организаций - участников системы ИЖК

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

В рамках Программы системой ипотечного жилищного кредитования смогут воспользоваться более 3,5 тыс. семей за счет приобретения жилья по ипотеке общей площадью до 231 тыс. м2.

Сроки и этапы реализации Программы

2006-2010 годы:

Объемы финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы: 4 246,0 млн. руб., в том числе:

- бюджет Чеченской Республики - 100,0 млн. руб.;

- заемные средства - 3 110,0 млн. руб. (в т.ч. средства Федерального бюджета, инвестиционные и внебюджетные средства); - средства населения Республики - 1 036,0 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Создание элементов системы ипотечного жилищного кредитования в городах и районах Чеченской Республики. Реализация намеченных мероприятий позволит населению Республики приобрести жилье общей площадью не менее 231,0 тыс. м2, что составляет свыше 3,5 тыс. условных квартир;

Контроль за реализацией Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет министерство финансов Чеченской Республики, министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики, министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Формирование системы ипотечного жилищного кредитования является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики.

Основная задача Правительства Чеченской Республики в становлении системы ипотечного жилищного кредитования предполагается в создании законодательной базы и нормативном регулировании процесса с целью снижения финансовых рисков участников и повышения доступности жилья для граждан.

В новых экономических условиях государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими в собственности жилье. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.

Рынок жилья не обеспечен необходимыми кредитно-финансовыми механизмами, которые могли бы восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство.

В условиях резкого сокращения бюджетных расходов в жилищном секторе государство сосредоточило внимание в основном на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и долгосрочных кредитов.

Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и базовой сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу. Государство выполняет регулирующую роль посредством создания правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также при необходимости прямым или косвенным образом оказывает воздействие на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.

Обеспечение финансовыми ресурсами долгосрочных кредитов для населения возможно как за счет средств, привлекаемых кредиторами самостоятельно на первичном рынке (одноуровневая система ипотечного жилищного кредитования), так и за счет средств, привлекаемых на вторичном рынке через специализированных операторов (двухуровневая система ипотечного жилищного кредитования).

Ключевыми условиями для привлечения кредитных ресурсов в сферу долгосрочного ипотечного жилищного кредитования являются создание в Республике благоприятной экономико-политической обстановки, разработка необходимой законодательно-нормативной базы и повышение уровня благосостояния населения. Один из центральных вопросов - стандартизация процедур выдачи и обслуживания ипотечных кредитов, правил оценки платежеспособности заемщиков, а также финансовых инструментов для привлечения средств.

Доступность жилья, то есть способность граждан приобретать жилье в собственность за счет своих и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Недостаточный платежеспособный спрос населения, отставание реальных доходов от цен на жилье, нестабильность получаемых доходов - все эти факторы отрицательно сказываются на возможностях граждан приобретать жилье даже с помощью ипотечного кредита. Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.

Задача государства в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно-финансовую сферу посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.

Необходимо отметить, что за государством безусловно остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья.

Разработка республиканской целевой программы "Развитие в Чеченской Республике системы ипотечного жилищного кредитования" обусловлена необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также с использованием государственных средств в виде субсидий.

Сохранившийся жилищный фонд и существующие темпы жилищного строительства в Чеченской Республике не в состоянии решить проблему обеспечения ее населения доступным и достойным жильем. В настоящее время в среднем на одного гражданина Республики приходится 11,75 м2 жилой площади, что на 64% меньше аналогичного показателя в целом по России. Рынок недвижимости находится в зачаточном состоянии, в силу отсутствия нового, массового жилищного строительства. Рынок функционирует за счет реконструируемых объектов. Объем внебюджетного финансирования строительства городского жилья недостаточен для кардинального решения жилищного вопроса.

По мере создания условий для нового жилищного строительства и готовности руководства Республики выступить инициатором и организатором этого процесса, созрела необходимость в реализации ипотечной схемы кредитования населения.

Регламент работы финансовых кредитных учреждений не позволяет выдавать долгосрочные кредиты с приемлемой для населения процентной ставкой. Частичным решением проблемы может стать государственная система рефинансирования ипотечных кредитов, выдаваемых банками и различными организациями, что позволит части населения, со стабильной заработной платой, улучшить свои жилищные условия.

Организация сложной системы ипотечного кредитования требует консолидации и координации в своей деятельности многих государственных властных структур, органов местного самоуправления муниципальных образований, строительных компаний, банков и других участников Программы, поэтому создание системы ипотечного жилищного кредитования целесообразно осуществлять в рамках республиканской целевой программы.

Расчеты Фонда "Центр Стратегического Развития Чеченской Республики" показывают, что в этой Программе смогут принять участие 3,71% населения, проживающего в Чеченской Республики. При этом примерный размер ежемесячных платежей составит для семьи в пределах 9 тыс. руб. (в зависимости от площади приобретаемой квартиры), что составляет не более 35% от совокупного семейного месячного дохода. Эти данные основываются на статистических данных за 2005 год и прогнозе роста доходов населения на 2010 год.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание в Чеченской Республике эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:

разработка законодательной и нормативной базы для реализации механизма

ипотечного кредитования и эффективного функционирования первичною и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов;

обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»