1. Земельные участки в Чеченской Республике могут находиться в частной, государственной и муниципальной формах собственности.
2. Граждане и юридические лица могут обладать земельными участками в Чеченской Республике на одном из следующих прав:
1) на праве собственности в соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) на праве пожизненного наследуемого владения в соответствии со статьей 21 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) на праве аренды в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации;
6) на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. Граждане, обладающие земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или в решении (акте), свидетельстве или в другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на земельный участок не указано право или невозможно определить вид права, на котором он предоставлен, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" без ограничения площади земельного участка.
Если площади земельных участков, права собственности граждан на которые зарегистрированы на основании абзаца 1 настоящей части значительно превышают максимальные площади земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства в соответствии с настоящим Законом, то исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления вправе учитывать это обстоятельство при решении- вопроса о предоставлении земельных участков членам семей таких граждан.
4. {утратила силу - в редакции Закона Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ НГР:ru20000200900095}
5. Во всех иных случаях земельные участки предоставляются гражданам по их выбору в собственность или в аренду на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых в рамках их полномочий, за плату либо по результатам торгов (конкурса, аукциона), решение о проведении которых принимается указанными органами в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
6. {утратила силу - в редакции Закона Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ НГР:ru20000200900095}
7. В качестве правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на ранее выделенные и находящиеся в пользовании у граждан и юридических лиц земельные участки, для принятия исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в соответствии с частью 6 настоящей статьи, заявителем может быть представлен один из следующих документов:
1) решение (акт) органа исполнительной власти или местного самоуправления на ранее выделенный земельный участок;
2) решение суда на земельный участок или объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке;
3) договор купли - продажи (дарения, мены) недвижимого имущества;
4) свидетельство о наследовании (по закону и по завещанию) на недвижимое имущество или земельный участок;
5) свидетельство о праве собственности, пользования или владения на земельный участок, выданное ранее комитетом по землеустройству и земельным ресурсам;
6) свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или земельный участок;
7) выписка из похозяйственной или поземельной книги органа местного самоуправления (для сельской местности);
8) финансовые документы, подтверждающие факт оплаты заявителем налогов на земельный участок (при отсутствии иных документов);
9) иные документы, выданные органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, предусмотренные ранее действовавшими нормами земельного законодательства и достоверно подтверждающие факт нахождения земельного участка в пользовании.
Данный перечень документов является исчерпывающим при наличии кадастрового плана земельного участка. Истребование иных документов недопустимо.
{в редакции Закона Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ НГР:ru20000200900095}
8. Решения (акты) о предоставлении земельных участков, принятые органами исполнительной власти или органами местного самоуправления Чеченской Республики в пределах предоставленных им полномочий, на основании заявления заявителя и документов, указанных в части 7 настоящей статьи, имеют юридическую силу.
Права граждан и юридических лиц на земельные участки, возникшие на основании решений (актов) исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Истребование органами, регистрирующими права на земельные участки, дополнительных документов, подтверждающих ранее возникшие права, в этом случае является неправомерным.
{статья в редакции закона Чеченской Республики от 26.06.2007 г. N 37-РЗ НГР:ru20000200700133}