Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 декабря 2011 года N 218

Об утверждении республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы"

{Утратило силу:

Постановление Правительства Чеченской Республики от 03.12.2013 г. N 315 НГР:ru20000201300556}

В целях реализации мероприятий по привлечению инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Председатель Правит Чеченской Республик

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Чеченской Республики при формировании проектов бюджета Чеченской Республики на 2012 год, и плановый период 2013 и 2014 годов рассмотреть возможность выделения средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра финансов Чеченской Республики Э.А. Исаева.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики

О.Х. Байсултанов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2012-2015 годы"

г. Грозный, 2011 год

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике 2012-2015 годы"


Наименование республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа "Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике на 2012-2015 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

Государственный заказчик

Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики

Основание для разработки Программы

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года";

 - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики";

 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 г. N 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года";

 - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2011 г.
 N 688 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу предоставления государственных гарантий РФ на реализацию инвестиционных проектов, в том числе проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"
;

 - Постановление Правительства Чеченской Республики от 23.06.2011 г. N 110 "Об утверждении Программы развития энергетики Чеченской Республики до 2030 года"

Цели и задачи Программы

Целью Программы является привлечение инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
 Основные задачи Программы:
 - привлечение средств федерального бюджета и федеральных институтов развития (Инвестиционный фонд РФ, Государственная корпорация "Внешэкономбанк" и т.д.);

 - привлечение внебюджетных источников финансирования;

 - повышение инвестиционной привлекательности республики.

Важнейшие целевые индикаторы

1 .Создание установленной электрической мощности - 56,3 МВт;

 2. Годовая выработка электроэнергии
 341,6 млн.кВт.ч/год;

 3. Использование потенциала тепловой
 мощности Ханкальского месторождения в
 объеме 63,0 Гкал/ч;

 4. Использование тепловой энергии
 Ханкальского месторождения в объеме
 238,0 млн.Гкал./год.

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования (в ценах 2011 года) из бюджета Чеченской Республики составляет 438,0 млн. рублей, в том числе:
 2012 год- 184,0 млн. рублей;

 2013 год - 189,0 млн. рублей;

 2014 год - 65,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Программа направлена на: создание электрогенерирующеи отрасли, снижение энергетической зависимости республики, создание условий для снижения тарифов на энергоносители, увеличение КПД системы электроснабжения за счет уменьшения потерь в сетях и обеспечение снижения выброса парниковых газов (реализация Киотского соглашения) путем привлечения инвестиций для реализации проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в общем объеме 5 417,0 млн. руб., в том числе:
 2012 год - 1208,0 млн. рублей;

 2013 год - 1628,0 млн. рублей;

 2014 год - 1663,0 млн. рублей;

 2015 год - 918,0 млн. рублей;

 из них:
 за счет средств федерального бюджета в объеме 2 502,0 млн. руб.,
 из них:
 2012 год - 517,0 млн. рублей;

 2013 год - 737,0 млн. рублей;

 2014 год - 802,0 млн. рублей;

 2015 год - 446,0 млн. рублей;

 - за счет внебюджетных средств в объеме 2 915,0 млн. руб.,
 из них:
 2012 год - 691,0 млн. рублей;

 2013 год - 891,0 млн. рублей;

 2014 год - 861,0 млн. рублей;

 2015 год- 472,0 млн. рублей.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В настоящее время состояние энергетики является определяющим фактором успешного социально-экономического развития любого региона и страны в целом. Нынешняя система энергообеспечения основывается по большей части на использовании не возобновляемых энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран). В последние десятилетия стали преобладать тенденции к применению возобновляемых источников энергии в сочетании с усиленным энергосбережением. Особенное внимание данному вопросу стало уделяться после подписания многими странами Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее - Киотский протокол).

Современный объем потребления энергии ставит перед нами огромные задачи поиска и использования альтернативных источников энергии. Совокупные ресурсы нетрадиционных и возобновляемых источников энергии более чем в 5 тыс. раз превышают текущий уровень ее потребления. Эти ресурсы доступны и равномерно распределены по поверхности земли, в том числе и по территории нашей страны.

Широкое использование возобновляемых источников энергии соответствует высшим приоритетам и задачам энергетической стратегии России. В Федеральном законе от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплены правовые нормы использования возобновляемых источников энергии, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р была утверждена "Энергетическая стратегия России на период до 2030 года". В данных документах четко отражено, что энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. В свою очередь обеспечение национальной безопасности - одна из основных задач энергетической политики, и подобную задачу предполагается решить, в том числе, за счет использования возобновляемых источников энергии.

Одним из главных факторов сдерживающим активно развивающуюся экономику Чеченской Республики является - отсутствие собственных генерирующих мощностей. Электроснабжение республики осуществляется за счет перетоков электроэнергии из соседних регионов и электроэнергии покупаемой гарантирующим поставщиком ОАО "Нурэнерго" на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Большие технологические и коммерческие издержки при передаче электрической энергии очень негативно сказываются на тарифах для конечных потребителей Чеченской Республики.

Низкая степень надежности системы электроснабжения Чеченской Республики на фоне невостребованности экологически чистых и экономически выгодных альтернативных источников энергии указывает прямой путь снижения острого дефицита электрической энергии и улучшения ситуации по обеспечению потребителей электроэнергией.

Учитывая, что Чеченская Республика обладает уникальными ресурсами и располагает большим потенциалом нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, одним из наиболее быстрых и эффективных способов увеличения энергетического потенциала является развитие малой энергетики. Таким образом, в наличии имеются все предпосылки для решения задач по наращиванию мощностей альтернативной энергетики, и данное направление имеет огромное значение для Чеченской Республики и, одновременно, послужит существенным вкладом в реализацию Киотского протокола.

Комплексное решение проблем, связанных с эффективным использованием энергетических ресурсов на территории республики является одной из первоочередных задач экономического развития хозяйственного комплекса. Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на газ, опережающий уровень инфляции, приводит к повышению расходов республиканского бюджета и снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей. Все эти негативные последствия выявляют объективную необходимость перехода от энергодефицитности республики при начале реализации приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Чеченской Республики от 23.06.2011 г. N 104 "О Перечне приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики", к ситуации устойчивого обеспечения ее электроэнергией, производимой на территории Чеченской Республики, и требуют принятия данной республиканской целевой программы, направленной на привлечение инвестиций в создание электрических генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, заложить "фундамент" для создания и дальнейшего развития собственных генерирующих мощностей Чеченской Республики на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии невозможно без активной поддержки и финансового участия со стороны государства. Для этого необходимо осуществление комплекса мер, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов исполнительной власти по эффективному использованию возобновляемых источников энергии.

Данная Программа направлена на привлечение инвестиций по проектам использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, планируемых к реализации, и в рамках подпрограммы "Развитие возобновляемых источников энергии на период до 2020 года", соответствует предложениям Чеченской Республики в формируемую Программу модернизации электроэнергетики России на период до 2020 года.

Развитие генерирующих мощностей на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии позволит создать благоприятные условия для дальнейшего притока отечественных и иностранных инвестиций, будет способствовать улучшению инвестиционного климата республики и позиционированию Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации, сориентированного на современные технологии, учитывающие новейшие мировые тенденции и международные стандарты, положительно повлияет на снижение безработицы и социальной напряженности.

Решение вышеуказанных вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным и создание условий для привлечения инвестиций в развитие малой энергетики становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития республики.

3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Чеченская Республика является энергодефицитным регионом. Отсутствие собственных генерирующих мощностей стало серьезным сдерживающим фактором динамичного развития экономики республики.

В условиях непрерывного роста энергопотребления региона, грядущего существенного увеличения стоимости всех видов углеводородного сырья, что приведет к значительному повышению себестоимости выработки электроэнергии с теплоэлектростанций, исключительно актуальным становится создание и развитие в Чеченской Республике малой энергетики - собственных генерирующих мощностей на основе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Освоение данных источников энергии становится все более актуальным также в связи с завершением в России реформирования электроэнергетики, что также будет способствовать созданию необходимых условий по привлечению дополнительных инвестиций в возрождение республики.

Основными целями и задачами Программы являются:

привлечение инвестиций для реализации проектов по развитию собственных генерирующих объектов на основе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

привлечение средств федеральных финансовых институтов развития (Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация "Внешэкономбанк" и т.д.);

привлечение внебюджетных источников финансирования;

повышение инвестиционной привлекательности республики;

реализация государственной политики Российской Федерации в сфере малой энергетики;

демонополизация рынка энергетики, создание конкурентной среды.

В целях привлечения инвестиций в развитие малой энергетики, Государственный заказчик Программы осуществляет разработку проектно-сметной документации по объектам использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и гарантирует защиту инвестиций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.

В рамках данной Программы Чеченская Республика реализует государственную политику Российской Федерации в сфере малой энергетики, к которой относятся:

выработка энергии на собственных генерирующих мощностях и обеспечение потребителей Чеченкой Республики доступной и дешевой электроэнергией;

обеспечение энергетической безопасности Чеченской Республики;

внедрение новых современных технологий выработки электроэнергии и энергосбережения;

создание таких условий, которые станут привлекательными как для отечественных, так и зарубежных инвесторов, в том числе, в вопросах транспортировки и сбыта произведенной ими электроэнергии;

сохранение экологии, в том числе за счет реализации Киотского протокола;

развитие сельских и горных регионов.

Программа создания и развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии не отрицает необходимости привлечения инвестиций в развитие, так называемой, "большой" энергетики, при этом позволит децентрализировать энергетический комплекс Чеченской Республики, повысит уровень здоровой конкуренции в отрасли и сохранит экологию для потомков.

Срок реализации Программы - 2012-2015 годы.

4. Перечень мероприятий Программы


Система программных мероприятий по достижению целей и задач настоящей Программы строится на создании необходимых благоприятных инвестиционных условий для развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии - малой энергетики Чеченской Республики - и включает в себя следующие перспективные направления использования энергетических потенциалов: горные реки (малые ГЭС), геоэнергетика (ГеоТЭС), гелиоэнергетика (энергия Солнца), термальные воды и детандер-генераторные агрегаты.

1. Строительство малых ГЭС (малая гидроэнергетика).

Современная гидроэнергетика, по сравнению с другими видами электроэнергетики, является наиболее экономичным и экологически безопасным способом получения электроэнергии.

Малая гидроэнергетика идет в этом направлении еще дальше. В отличие от других экологически безопасных возобновляемых источников электроэнергии таких, как солнце, ветер, малая гидроэнергетика практически не зависит от погодных условий и способна обеспечить устойчивую подачу электроэнергии потребителю.

Еще одно преимущество малой энергетики - экономичность. В условиях, когда природные ресурсы для получения энергии - нефть, уголь, газ, истощаются, постоянно дорожают, использование дешевой, доступной, возобновляемой энергии рек, особенно малых, позволяет вырабатывать дешевую электроэнергию. К тому же сооружение объектов малой гидроэнергетики низкозатратно и быстро окупается.

Одним из наиболее эффективных направлений развития малой энергетики является использование энергии небольших водотоков с помощью микро- и малых ГЭС. Это объясняется значительным потенциалом таких водотоков при сравнительной простоте их использования. Объекты малой гидроэнергетики условно делят на два типа: "мини", обеспечивающие единичную мощность до 5000 кВт, и "микро", работающие в диапазоне от 3 до 100 кВт. Использование гидроэлектростанций таких мощностей для России вовсе не новое, а хорошо забытое старое: в 50-60-х годах работало несколько тысяч малых ГЭС. Сегодня их количество едва достигает нескольких сотен штук. Между тем, постоянный рост цен на органическое топливо приводит к значительному удорожанию электрической энергии, доля которой в себестоимости производимой продукции достигает 20 и более процентов. На этом фоне малая гидроэнергетика обретает новую жизнь.

На сегодняшний день обеспечение электроэнергией дефицитных регионов требует значительных материальных затрат, а использование гидропотенциала горных рек - это наиболее экономичное решение части энергетических проблем Чеченской Республики. Небольшие электростанции позволяют сохранять природный ландшафт, окружающую среду не только на этапе эксплуатации, но и в процессе строительства. При последующей эксплуатации отсутствует отрицательное влияние на качество воды - она полностью сохраняет первоначальные природные свойства. В реках сохраняется рыба, вода может использоваться для водоснабжения населения.

Технический потенциал малых водотоков в горной части Чеченской Республики в целом оценивается по средней мощности в 302,4 МВт. Результаты оценок показали, что на реках Чеченской Республики можно построить 67 малых ГЭС.

Освоение только 10% гидроэнергетического потенциала малых рек в среднегорном и высокогорном поясе Чеченской Республики позволит выработать энергию для обеспечения до 70% малых населенных пунктов и сельхозобъектов. Эти положения послужили руководством при разработке принципиальной схемы размещения малых ГЭС на территории республики.

Определение экономических показателей малых ГЭС в настоящее время затруднено в связи с тем, что точная стоимость гидроагрегата может быть определена только после выбора площадки строительства, так как конструкция и состав оборудования значительно зависят от режима работы ГЭС и характеристик электропотребителей.

2. Строительство ГеоТЭС.

Современная востребованность геотермальной энергии, как одного из видов возобновляемой энергии, обусловлена истощением запасов органического топлива и зависимостью большинства развитых стран от его импорта (в основном импорта нефти и газа), а также с существенным отрицательным влиянием топливной и ядерной энергетики на среду обитания человека и на дикую природу.

Главным достоинством геотермальной энергии является возможность ее использования в виде геотермальной воды или смеси воды и пара (в зависимости от их температуры) для нужд горячего во до- и теплоснабжения, для выработки электроэнергии либо одновременно для всех трех целей, ее практическая неиссякаемость, полная независимость от условий окружающей среды, времени суток и года.

Последние прогнозы строительства геотермальных электростанций (ГеоТЭС) по всему миру выглядят весьма оптимистично. В ближайшие годы их мощности возрастут более чем на 40% и достигнут 11 400 МВт. Только в верхнем трехкилометровом слое Земли содержится свыше 1020 Дж теплоты, пригодной для выработки электроэнергии. Такое количество энергии позволяет рассматривать теплоту Земли как альтернативу органическому топливу.

В России использование геотермальных источников также является достаточно перспективным направлением. Это связано с тем, что геотермальные электростанции являются одним из наиболее дешевых источников энергии. Запасы геотермальной энергии чрезвычайно велики. По оценкам они в 10-15 раз превышают запасы органического топлива в стране. Практически на всей территории страны есть запасы геотермального тепла с температурами в диапазоне от 30 до 200°С. Разработанные в настоящее время комбинированные схемы использования геотермальных источников позволяют использовать для производства электроэнергии теплоносители с начальными температурами 70-80 С и по мере совершенствования геотермальных технологий пересматриваются в сторону использования геотермальных вод с все более низкими температурами. Сегодня на территории России пробурено около 4 000 скважин на глубину до 5 000 м, которые позволяют перейти к широкомасштабному внедрению самых современных технологий для локального теплоснабжения на всей территории нашей страны. Особенно актуальным представляется использование геотермальной энергии на Северном Кавказе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»