Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 09 апреля 2007 года N 110

О Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики

____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 февраля 2016 года на основании Указа Главы Чеченской Республики от 05.02.2016 N 14.
____________________________________________________________________


В целях всестороннего учета интересов народов Чеченской Республики и обеспечения взаимодействия республиканских органов государственной власти, городских и районных администраций, а также институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений в Чеченской Республике, руководствуясь статьей 70 Конституции Чеченской Республики,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики Чеченской Республики.

2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики, администрациям городов и районов Чеченской Республики до 1 июля 2007 года, руководствуясь Концепцией государственной национальной политики Чеченской Республики, разработать программы по решению конкретных задач в сфере национальных отношений и межнационального сотрудничества при реализации своих функций и представить их в министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации.

3. Министерству Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации в срок до 1 сентября подготовить и внести мне на утверждение республиканскую Программу национального развития и межнационального сотрудничества в Чеченской Республике.

4. Правительству Чеченской Республики при разработке проекта республиканского бюджета на 2008 год и последующие годы предусмотреть расходы на реализацию республиканской Программы национального развития и межнационального сотрудничества в Чеченской Республике.

5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на Председателя Правительства Чеченской Республики.

6. Настоящий указ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Президент

Чеченской Республики

Р.А. Кадыров

УТВЕРЖДЕНА

указом Президента

Чеченской Республики

от 09.04.2007 г. N 110

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МИНИСТЕРСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Концепция разработана по поручению Правительства Чеченской Республики Министерством ЧР по национальной политике, печати и информации.

Грозный - 2007

ВВЕДЕНИЕ


Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти Чеченской Республики в сфере национальных отношений.

Концепция исходит из того, что Чеченская Республика (Нохчийн Республика) является неотъемлемой составной частью Российской Федерации. В Концепции учитываются историко-культурные особенности, проблемы возрождения и развития основных сфер жизнедеятельности многонационального народа Чеченской Республики, современная этнополитическая обстановка в республике.

Исходя из того, что национальная политика является составной частью государственной политики Чеченской Республики, Концепция ориентирует на обеспечение единства и целостности Российской Федерации, сохранение Чеченской Республики, согласование общегосударственных интересов и интересов чеченского народа, других этнических групп, проживающих в Чеченской Республике, гармонизацию межнациональных отношений, обеспечение широкого развития языков и культур многонационального народа Чеченской Республики, интеграцию чеченского общества в российское социокультурное пространство.

Основные положения Концепции базируются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Правительства Российской

Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, проекте Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, Конституции Чеченской Республики, указах Президента Чеченской Республики и других нормативно-правовых актах.

В Концепции также учтены рекомендации научных конференций, в том числе Всероссийского совещания о реализации государственной 4 национальной политики Российской Федерации (18.04.2003 г.), ученых-кавказоведов, политических и религиозных деятелей.

1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЧЕНСКОГО ЭТНОСА


Историко-культурные особенности чеченского этноса, являющегося титульной нацией в Чеченской Республике, сложились в ходе многовековых экономических, политических, культурных и межнациональных контактов с русским народом и другими этносами. История и культура чеченцев (самоназвание "нохчий") составляют часть кавказской и российской цивилизаций. Чеченская Республика (Нохчийн Республика) сформировалась

как неотъемлемая часть Российской Федерации, имеющая внутреннее государственное и культурное самоопределение.

Чеченский народ имеет сложную многовековую историю, исторически определившуюся территорию расселения, язык, древнюю, самобытную культуру. История чеченского народа - это история созидания и творчества, разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.

Культурные достижения чеченского народа характеризуются созданием уникальных материальных и духовных культурных ценностей: башенного комплекса, героического эпоса "Илли", богатого фольклорного, этнографического, литературного и исторического наследия, нравственно-этического и патриотического кодекса, оригинального искусства. Культурные достижения чеченцев имеют не только национальное, но и общечеловеческое значение. Непреходящей ценностью для чеченского этноса является национальный язык, образующий ядро его культуры. Сохранение и развитие его - задача первостепенной важности для настоящего и будущего народа.

Чеченский народ дал миру плеяду выдающихся деятелей искусства, литературы, науки, которые внесли и вносят ощутимый вклад в российскую и мировую культуру. Взаимодействие чеченского народа с другими народами способствующий возникновению уникального института куначества. Этот традиционный институт межэтнического сотрудничества и дружбы, способствовавший укреплению социальных и культурных связей между народами, и сегодня не исчерпал свои потенциальные возможности.

Чеченский народ, тесно взаимодействуя с носителями других культур -народами Кавказа и России, через века пронес свои этнокультурные особенности: язык, обычаи, обряды, традиции, общественное устройство и духовно-нравственные ценности.

Гостеприимство, почитание старших, честность, доброжелательность, преданность исторической родине, терпимость, интернационализм -важнейшие характеристики чеченского этноса. Значительное место в этнической культуре чеченцев занимает суннитский ислам, представленный в форме суфизма. Еще в период Кавказской войны на смену идеологии газавата, призывавшей горцев на борьбу с царизмом до победного конца, зарождается новое для региона мировоззрение, основанное на принципах рационального непротивления злу, братства между людьми. Распространение этого альтернативного газавату мирного учения связано с религиозно-философским учением суфизма. Его особенность - в наличии мощного гуманистического, нравственного и миротворческого потенциала, которому чужды религиозный радикализм и экстремизм.

История чеченского народа сопряжена с многовековой борьбой за экономическое, политическое, культурное и национальное выживание. В войнах с завоевателями, притязавшими на его территорию, чеченский народ не раз оказывалась на грани физического исчезновения. Защищаясь от внешней агрессии, чеченцы никогда не посягали на чужие территории.

Российско-чеченские взаимоотношения складывались не просто, они имеют сложную многовековую и противоречивую историю. В период царизма эти отношения во многом определялись имперской политикой завоевания и колонизации и ответным сопротивлением народа, хотя отнюдь не сводились к этому, поскольку содержали большой резерв для сотрудничества, приобщения чеченцев к передовым формам хозяйствования и образованию.

В гражданскую войну чеченцы в подавляющем большинстве своем были на стороне большевиков, обещавших свободу угнетенным народам, грозненских рабочих и Красной Армии в борьбе против деникинцев и местных белоказаков, что, однако, не спасло их от охвативших страну массовых репрессий в 20-30 гг. XX в.

В годы советской власти чеченский народ был вовлечен в интенсивное экономическое, политическое и культурное развитие, в благотворный процесс широкого межнационального общения и сотрудничества. Огромные успехи были достигнуты в ликвидации безграмотности, в формировании национальной интеллигенции, развитии культуры.

В годы Великой Отечественной войны чеченцы внесли весомый вклад в победу советского народа над фашистской Германией как в тылу, так и на фронтах. Тем не менее, по абсурдному обвинению в массовом пособничестве немцам ( хотя республика не была оккупирована) чеченцы, как и некоторые другие народы, подверглись депортации, с ликвидацией их государственности и лишением конституционных прав и свобод по этническому признаку, что крайне отрицательно сказалось на формировании межнациональных отношений.

В жестоких условиях депортации чеченцы не сломались. Они внесли существенный вклад в развитие экономики и социальной сферы в районах их расселения - в Казахстане и Средней Азии.

После 13-летней сталинско-бериевской ссылки состоялось возвращение чеченского народа на историческую родину, и началось восстановление его государственности. На этом этапе совместно с другими народами достигнуты заметные успехи в экономике развитии образования, науки, здравоохранения и культуры. Вместе с тем, чеченцы сталкивались с проблемами, связанными с невозвращением их жилья, запретом селиться в местах прежнего проживания, дискриминацией по национальному признаку, массовой безработицей населения. Невозможность трудоустройства принуждала значительную часть населения к выездам на сезонные работы за пределы республики, отчуждая от образования, трансформируя менталитет чеченского народа.

Все это воспринималось другими народами как недоверие к чеченцам со стороны власти его политической благонадежности, что негативно сказывалось на межнациональных отношениях.

Важное политическое и правовое значение для чеченского народа имеет состоявшийся 23 марта 2003 года всенародный референдум по принятию Конституции республики, детерминировавший процесс политико-правовой стабилизации общества и заложивший основы формирования легитимной власти. Новый этап социокультурного развития Чеченской Республики и чеченского народа сопряжен с огромной работой установлению и упрочению мира, стабильности, межнационального и внутринационального согласия, с решительным противодействием радикалистским и экстремистским проявлениям, восстановлением и реконструкцией экономики и социальной сферы. Несмотря на экстремальные условия, чеченский народ ориентирован на лучшее будущее и полон решимости совместно с другими народами России добиваться мира и согласия в обществе. Успех в данном направлении во многом зависит от поддержки федерального центра и субъектов Российской Федерации, а также мобилизационных ресурсов многонационального народа Чеченской Республики.

2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


Современная этнополитическая ситуация в Чеченской Республике определяется многими взаимосвязанными и взаимодействующими факторами, в которых доминирующая роль отводится прошлому и настоящему чеченского народа, его национальному самосознанию.

Связанный с распадом СССР и последующими преобразованиями крах базисных ценностей и приоритетов государства и общества, паралич федеральной власти ввергли миллионы людей в экономический, политический и идеологический хаос, нанесли тяжелый удар межнациональным отношениям. Центробежные, сепаратистские процессы, спровоцированные в стране отмеченными реалиями, получили наиболее опасное развитие в Чеченской Республике. В силу стечения обстоятельств и взаимодействия целого комплекса объективных и субъективных факторов республиканского и федерального уровня, в конце XX в. Многонациональный народ Чеченской Республики был насильственно выведен из экономического, политико-правового и информационного поля России. Он стал жертвой широкомасштабных военных действий, унесших тысячи жизней, подвергших почти полному уничтожению экономику и социальную инфраструктуру республики, лишивших сотни тысяч граждан жилья и имущества, вынудив многих перебраться в другие регионы России, ближнее и дальнее зарубежье.

Одним из тяжелых последствий вооруженного конфликта и предшествовавших ему процессов, связанных с политикой сепаратистов, явилось резкое нарушение исторически сложившейся национальной структуры населения республики, утрата его полнокровной полиэтничности.

Если в 1989 году в ЧИАССР проживали 734 тысячи чеченцев, 163,8 тысяч ингушей, 294 тысячи русских, более 60 тысяч русскоязычных (армян, украинцев, кумыков, ногайцев, аварцев и др.), то, по переписи населения 2003 года, общая численность населения Чеченской Республики составляет 1 млн. 103,7 тыс. человек, из них 1 млн. 31, 6 тыс. чеченцев, 40,6 тыс. русских и 31,4 тыс. русскоязычных.

Это свидетельствует об актуальности продуманной национальной политики в Чеченской Республике, внимательного учета интересов и потребностей социокультурного развития всех национальных общностей, включая малочисленные.

Серьезная проблема связана с массовой безработицей, особенно в молодежной среде. Отсюда - опасность ее негативного влияния на общественно-политическую, в том числе этнополитическую ситуацию в республике.

Опасным дестабилизирующим фактором являются исходящие от различных деструктивных сил необоснованные посягательства на территорию и целостность Чеченской Республики.

Следует учитывать опасность со стороны экстремистов, сковывающих общественно-политическую активность населения, а также сепаратистов, преследующих цель отторгнуть Чеченскую Республику от Российской Федерации.

Факторами, генерирующими недовольство всех слоев чеченского общества, являются античеченская пропаганда и клевета, нагнетаемые отдельными центральными и региональными СМИ, некоторыми политическими деятелями, учеными и журналистами. При этом широко используется фальсификация истории, искажение современных реалий и сущностных характеристик чеченского этноса.

В результате чеченцы, отождествляются с террористами и в регионах России подвергаются необоснованной дискриминации по национальному признаку, что существенно облегчает задачу сепаратистов и экстремистов по пополнению своих рядов, особенно за счет молодых людей из числа оклеветанных, оскорбленных, униженных.

Состояние этнополитической ситуации, необходимость обеспечения ее стабильности и совершенствования относятся к ключевым факторам, определяющим принципы, цели и задачи национальной политики Чеченской Республики.

2. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Историко-культурные особенности чеченского этноса, специфика этнополитической ситуации, необходимость сохранения ее стабильности и дальнейшего улучшения, социокультурного развития Чеченской Республики требуют, чтобы государственная национальная политика основывалась на следующих принципах:

1. Приверженность целостности Российской Федерации.

2. Сохранение целостности территории Чеченской Республики в составе Российской Федерации.

3. Содействие совершенствованию федеративных отношений на основе гармоничного сочетания интересов Чеченской Республики и Российской Федераций.

4. Равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

5. Формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов.

6. Запрещение деятельности, пропаганды или агитации, направленных на подрыв безопасности республики, возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной неприязни, ненависти и вражды.

7. Сохранение и развитие языков и культур чеченцев, всех этнических групп, объективное освещение их истории.

8. Возрождение народных обычаев и традиций, способствующих гармонизации отношений между гражданами и сообществами.

9. Обеспечение внутринационального и межнационального мира и согласия.

10. Содействие возрождению полнокровной полиэтничности Чеченской Республики.

11. Развитие связей с другими субъектами Российской Федерации.

12. Содействие чеченцам, проживающим вне Чеченской Республики, в сохранении и развитии родного языка, традиций, культуры.

13. Защита прав и законных интересов чеченцев и других выходцев из Чеченской Республики, проживающих за ее пределами.

14. Противодействие распространению чеченофобии в российском обществе.

15. Противодействие попыткам иностранных государств использовать "чеченский вопрос" в антироссийских и геополитических целях.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


Исходя из историко-культурных особенностей чеченского народа, этнополитической ситуации, сложившейся в современной Чеченской Республике, сформулированных принципов, отражающих федеративный и республиканский уровень межнациональных отношений, Концепция предполагает реализацию следующих основных целей:

- обеспечение на уровне субъекта федерации - Чеченской Республики - целостности Российского государства, его национальной безопасности, а также конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на территории Чеченской Республики с учетом их этнонациональных потребностей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»