УКАЗ
от 05 февраля 2016 года N 14
О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", а также в целях приведения Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики в соответствие с целями и задачами Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года постановляю:
1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики Чеченской Республики (далее - Концепция) в новой редакции согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Чеченской Республики при разработке и изменении государственных программ (подпрограмм) Чеченской Республики учитывать цели и задачи Концепции в рамках реализации своих функций.
3. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов государственной власти по Чеченской Республике, администрациям муниципальных образований Чеченской Республики принять участие в реализации Концепции.
4. Контроль за реализацией Концепции возложить на Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации.
5. Признать утратившим силу Указ Президента Чеченской Республики от 9 апреля 2007 года N 110 "О Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики".
6. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.С. Хакимова.
7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава
Чеченской Республики
Р.А.КАДЫРОВ
Утверждена
Указом Главы
Чеченской Республики
от 5 февраля 2016 года N 14
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов, приоритетов, целей, задач в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Чеченской Республике, механизмов реализации государственной национальной политики органами государственной власти Чеченской Республики.
Настоящая редакция Концепции приведена в соответствие со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666.
Концепция разработана и доработана в целях обеспечения интересов государственной власти Чеченской Республики и гражданского общества в вопросах укрепления межнационального и межконфессионального мира, государственной целостности Российского государства, сохранения этнокультурной самобытности народов Чеченской Республики.
Концепция основывается на принципах соблюдения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, служит основой для координации органов государственной власти и муниципального самоуправления Чеченской Республики (далее - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества, направлена на развитие культуры, языка и самобытности всех народов Чеченской Республики.
Основные положения Концепции базируются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации (в частности, на Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"), ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, Конституции Чеченской Республики, указах Главы Чеченской Республики и других нормативных правовых актах, общепризнанных принципах международного права, а также историко-культурных особенностях народов, проживающих на территории Чеченской Республики.
Современная этнополитическая ситуация в Чеченской Республике определяется многими взаимосвязанными и взаимодействующими факторами, в которых доминирующая роль отводится прошлому и настоящему этносов Чеченской Республики, национальному самосознанию.
Историко-культурные особенности чеченского этноса, являющегося титульной нацией в Чеченской Республике, сложились в ходе многовековых экономических, политических, культурных и межнациональных контактов с русским и другими народами. История и культура чеченцев составляют часть кавказской и российской цивилизаций. Чеченская Республика сформировалась как неотъемлемая часть Российской Федерации, имеющая внутреннее государственное и культурное самоопределение.
В республике накоплен уникальный политический опыт не только выживания в условиях распада общественных связей, но и восстановления государственных и общественных институтов с использованием традиционных духовных ценностей. Начался данный процесс в марте 2003 года, когда прошел общенародный референдум по Конституции Чеченской Республики и подавляющее большинство жителей республики проголосовали за мир и единение со всеми народами России. После его завершения были проведены выборы Президента и Парламента Чеченской Республики. Стали формироваться все ветви республиканской власти. В столице Чеченской Республики и в других населенных пунктах прошли масштабные восстановительные работы.
Чеченский народ имеет сложную многовековую историю, исторически определившуюся территорию расселения, язык, древнюю, самобытную культуру. История чеченского народа - это история созидания и творчества, разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.
Наряду с представителями титульной нации в Чеченской Республике проживают представители более 40 национальностей. За последние 25 лет регион претерпел изменения национального состава. Так, в 1989 году в Чечено-Ингушской АССР проживали 734 тысячи чеченцев, 163,8 тысячи ингушей, 294 тысячи русских, более 60 тысяч русскоязычных (армян, украинцев, кумыков, ногайцев, аварцев и др.). В середине 1990-х годов Чеченская Республика, в силу обстоятельств и целого комплекса факторов, стала жертвой широкомасштабных боевых действий, в результате которых пострадали инфраструктура, экономика, социальная сфера региона. Часть жителей республики были вынуждены переселиться в соседние регионы. Процесс возвращения жителей в Чеченскую Республику занял годы. Стабильная положительная динамика наблюдается после отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике. Документальное подтверждение установления мира на чеченской земле республика получила 16 апреля 2009 года.
По итогам всероссийской переписи 2010 года национальный состав региона выглядит следующим образом: чеченцев - 1206551, русских - 24382, кумыков - 12221, аварцев - 4864, ногайцев - 3444 и др.
В целях сохранения национальной самобытности, развития родного языка и национальной культуры в настоящее время в республике созданы и функционируют 11 национально-культурных центров и 6 национальных автономий.
Важнейшим фактором, определяющим общественно-политическую ситуацию в Чеченской Республике, являются взаимоотношения между двумя основными конфессиями: православием и исламом. В Чеченской Республике функционирует 184 религиозных объединения.
Представители всех национальных меньшинств республики представлены в органах исполнительной и законодательной власти, органах местного самоуправления, учреждениях здравоохранения, образования и культуры республики, внося достойный вклад в развитие общественно-политической и социально-экономической сферы Чеченской Республики.
Основными мерами, способными в перспективе позитивно влиять на состояние и динамику отношений между различными этническими группами Чеченской Республики, являются:
- реализуемая подпрограмма "Национальное развитие и межнациональное сотрудничество в Чеченской Республике" на 2014 - 2016 годы государственной программы Чеченской Республики "Региональная политика и федеративные отношения Чеченской Республики" на 2014 - 2018 годы (Постановление Правительства Чеченской Республики N 317 от 19 декабря 2013 года); дальнейшая ее реализация, доработка и переутверждение на новый период в перспективе будут способствовать межнациональному, межконфессиональному сотрудничеству, этнокультурному развитию малых народов Чеченской Республики, поддержке национальных культурных центров, проведению мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения возникающих конфликтных ситуаций;
- Общественно-консультативный совет по межнациональным отношениям при Главе Чеченской Республики (совет утвержден Указом Главы Чеченской Республики от 29 января 2015 года N 10);
- План мероприятий по реализации в 2014 - 2015 годах в Чеченской Республике Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Чеченской Республики N 214-р от 19 августа 2014 года), который с периодичностью в два года проходит повторную разработку и утверждение;
- План мероприятий по реализации в 2015 - 2016 годах Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (Распоряжение Правительства Чеченской Республики N 108-р от 29 апреля 2015 года), который с периодичностью в два года проходит повторную разработку и утверждение.
Чеченская Республика является не только инвестиционно привлекательным регионом, но и регионом, который является пилотным по формированию новых принципов развития идеологии духовно-нравственного возрождения.
Состояние этнополитической ситуации, необходимость обеспечения ее стабильности и совершенствования относятся к ключевым факторам, определяющим принципы, цели и задачи национальной политики Чеченской Республики. Настоящее и будущее республики возможны только в условиях межнационального, межконфессионального мира и согласия.
Многонациональный народ Чеченской Республики возрождает свои лучшие обычаи и традиции - гостеприимство, доброжелательность, дружбу и братство между народами, пропагандирует истинные духовно-нравственные ценности чеченского общества.
Историко-культурные особенности народов Чеченской Республики, специфика этнополитической ситуации, необходимость сохранения ее стабильности и дальнейшего улучшения, социокультурного развития Чеченской Республики требуют, чтобы государственная национальная политика основывалась на следующих принципах:
- целостность Российской Федерации, национальная безопасность, единство системы государственной власти, общероссийская гражданская идентичность;
- сохранение целостности территории Чеченской Республики в составе Российской Федерации;
- содействие совершенствованию федеративных отношений на основе гармоничного сочетания интересов Чеченской Республики и Российской Федерации;
- равенство и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- сохранение и развитие языка и культуры всех этнических групп и их взаимное уважение, объективное освещение их истории;
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия Чеченской Республики;
- предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- формирование у населения установок толерантного сознания и поведения, уважительного отношения к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов;
- обеспечение интеграции в общероссийское гражданское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
- недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
- развитие связей с другими субъектами Российской Федерации;
- содействие чеченцам, проживающим вне Чеченской Республики, в сохранении и развитии родного языка, традиций, культуры;
- защита прав и законных интересов чеченцев и других выходцев из Чеченской Республики, проживающих за ее пределами;
- комплексное решение задач государственной национальной политики Чеченской Республики с учетом ее межотраслевого характера всеми органами государственной и муниципальной власти Чеченской Республики;
- противодействие попыткам иностранных государств использовать межнациональную рознь в антироссийских и геополитических целях;
- противодействие распространению негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
- запрещение деятельности, пропаганды или агитации, направленных на подрыв безопасности республики, возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной неприязни, ненависти и вражды, разложение моральных устоев общества.
Исходя из историко-культурных особенностей чеченского народа, этнополитической ситуации, сложившейся в современной Чеченской Республике, сформулированных принципов, отражающих федеративный и республиканский уровень межнациональных отношений, Концепция предполагает реализацию следующих основных целей:
- обеспечение на уровне субъекта федерации - Чеченской Республики - целостности Российского государства, его национальной безопасности, а также равенства конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации на территории Чеченской Республики с учетом их этнонациональных потребностей независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
- упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Чеченской Республики;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
- определение и осуществление главных направлений в деятельности органов власти по усовершенствованию в Чеченской Республике федеративных и национальных отношений, а также улучшение социально-экономических условий для национально-культурного развития и единства ее народов.
3.1.1. Объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального и межконфессионального мира и согласия.
3.1.2. Обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету национально-культурных интересов народов Чеченской Республики.
3.1.3. Обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Чеченской Республики в документах государственного регионального стратегического планирования.
3.1.4. Совершенствование системы управления, координации и взаимодействия государственных и муниципальных органов Чеченской Республики при реализации национальной политики.
3.1.5. Совершенствование законодательства Чеченской Республики в части совершенствования разграничения полномочий между органами государственной власти и органами муниципальной власти, а также разработки государственной программы (подпрограммы) Чеченской Республики, направленной на реализацию государственной национальной политики.
3.2.1. Создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, отношения к религии.
3.2.2. Принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муниципальными органами и организациями своей деятельности.
3.2.3. Обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранительных органах и судебной системе, формировании кадрового резерва.