Себестоимость перевозок включает следующие элементы затрат: затраты на оплату труда, отчисления в социальные фонды, материальные затраты, амортизационные отчисления, накладные расходы, налоги, включаемые в себестоимость.
При определении себестоимости практикуется деление затрат по признаку их связи с объемом перевозок. При этом расходы, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема перевозок, относятся к прямым затратам; расходы, не зависящие от объема перевозок, к косвенным затратам.
Прямые затраты: расходы на оплату труда водителей, отчисления в социальные фонды, затраты на топливо и смазочные материалы, на техобслуживание и ремонт, на восстановление и ремонт автомобильных шин, амортизация подвижного состава.
Косвенные затраты: накладные расходы и налоги, включаемые в себестоимость.
3.1. Затраты на оплату труда водителя определяются исходя из часовой тарифной ставки, рассчитанной в соответствии с действующей нормируемой величиной расходов на оплату труда и нормой рабочего времени.
3.2. Отчисления в социальные фонды отражают обязательные отчисления от нормативных затрат на оплату труда по установленным законодательством нормам.
3.3. Затраты на горюче-смазочные материалы включают затраты на все виды автомобильного топлива и смазочных материалов, используемых для перевозочной работы. Потребность в горюче-смазочных материалах определяется в соответствии с производственной программой работы подвижного состава на основе Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (р 3112194-0366-97), утвержденных Минтрансом Российской Федерации 18 февраля 1997 г. Указанные нормы расхода включают в себя нормы, регламентирующие расход топлива в процессе передвижения автомобиля, нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, а также удельные нормы расхода топлива на единицу выполненной транспортной работы по каждой марке эксплуатируемых автомобилей. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
3.4. Затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин определяются в зависимости от общего пробега однотипных по шинам автомобилей и действующих норм пробега шин, установленных в процентах от стоимости одного комплекта шин данного размера (покрышка, камера и ободная лента) на каждые 1000 км пробега по формуле:
Зш - Цш х Пкш х (Lобщ/1000) х (Нш/100),
где:
Цш - стоимость одного комплекта шин, руб..;
Пкш - число однотипных комплектов шин на автомобилях (без учета запасных), штук;
Lобщ - общий пробег автомобилей с шинами одинакового размера, км;
Нш - норма отчислений на восстановление и ремонт одного комплекта шин;
на 1 000 км пробега для соответствующего размера шин и условий эксплуатации, в процентах от стоимости.
Эксплуатационные нормы пробега и затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин установлены Минфином СССР письмом от 25 сентября 1978 г. N 90. Для автомобилей, постоянно работающих с прицепами и полуприцепами, установленные нормы затрат на восстановление износа и ремонт шин могут быть увеличены на 10 процентов. По автомобильным шинам, для которых не утверждены в установленном порядке нормы эксплуатационного пробега, автотранспортные предприятия утверждают временные нормы на основании средних пробегов списанных шин. При этом начисление сумм на восстановление износа и ремонт шин производится по нормам затрат (в процентах к стоимости комплекта), определенным по следующей формуле:
Нш = 90/Lш где:
90 - норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в процентах от стоимости;
Lш - эксплуатационная норма пробега шин, тыс. км.
3.5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава включают затраты на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава. Расчет указанных затрат производится в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 30 мая 1984 N 60-ц. В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20 сентября 1 984 в зависимости от условий эксплуатации, модификации подвижного состава и природно-климатических условий работы установленные нормативы могут быть скорректированы путем изменения количественного значения нормативов технического обслуживания, перечня операций ТО. Коэффициент корректирования утверждается в установленном порядке и оформляется приказом по предприятию.
Принятые в основу норм затраты на техническое обслуживание и ремонт индексируются:
по заработной плате - на индекс роста действующей минимальной тарифной ставки к уровню 1990 года;
по запасным частям и материалам - на индекс роста цен на промышленную продукцию к уровню 1990 года.
3.6. Амортизация подвижного состава учитывает отчисления на полное восстановление автомобиля (прицепа, полуприцепа), которые производятся в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
3.7. Накладные расходы отражают затраты по управлению предприятием, общехозяйственные расходы, прочие сборы и отчисления. Данные расходы зависят от производственной мощности предприятия, технической оснащенности, структуры парка подвижного состава и должны соответствовать нормативным затратам, но не превышать 40 процентов от прямых затрат.
3.8. Налоги, включаемые в себестоимость, отражаются в соответствии с действующими в установленном порядке ставками налогов.