____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 1991 года на основании
писем Минфина СССР от 10 декабря 1990 года N 136
и от 24 декабря 1990 года N 139
____________________________________________________________________
1. Все автомобильные и троллейбусные хозяйства министерств и ведомств СССР и союзных республик, кроме автотранспорта, не выделенного на хозрасчет, ежемесячно производят начисление (резервирование) сумм на восстановление износа автомобильных шин и их ремонт на основании данных о фактическом пробеге эксплуатируемых автомобильных шин, включая автомобильные шины, восстановленные методом наложения протектора, по нормам в процентах к стоимости комплекта согласно приложениям N 1 и N 2.
По автомобильным шинам, эксплуатируемым на специальных автомобилях, а также на подъемно-транспортных машинах (автокраны, автопогрузчики, автовышки и др.), начисление сумм на восстановление их износа и ремонт не производится. Замена шин производится за счет амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт этих автомобилей.
2. Новые автомобильные шины учитываются автохозяйствами по ценам прейскуранта N 05-14, утвержденного Госкомцен СССР, а автомобильные шины, восстановленные методом наложения протектора, - исходя из прейскурантной цены, установленной "Положением о порядке восстановления пневматических шин методом наложения протектора", утвержденным Госпланом СССР 25 мая 1962 года N 27-П, и прейскурантов оптовых цен на восстановление шин методом наложения нового протектора N 26-02-(01-15), утвержденных Госкомцен союзных республик.
3. Общие нормы эксплуатационного пробега шин (до восстановления протектора), приведенных в приложениях N 1 и N 2 и изготовляемых в соответствии с ГОСТами N 5513-75 и 4754-74, утверждены Миннефтехимпромом СССР, которым распространены на грузовые автомобильные шины, выпускаемые по ГОСТу 5513-75, нормы эксплуатационного пробега, разработанные для шин, выпускавшихся по ранее действовавшей технической документации.
4. Начисленные суммы резерва на восстановление износа автомобильных шин и их ремонт относятся в дебет счета 22 "Расходы по эксплуатации транспорта и связи" и в кредит счета 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей".
5. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, включаемые в прейскурантную цену автомобиля, троллейбуса, подлежат учету в составе основных средств (фондов); замена их производится за счет средств начисленного резерва на восстановление износа и ремонт автомобильных шин.
6. Автомобильные шины, хранящиеся на складах, а также находящиеся в обороте службы технической эксплуатации, на автостанциях, на автомобилях технической помощи (не на колесах, а в положенном запасе) и в других линейных пунктах, нормируются и учитываются в составе оборотных средств на счете 08 "Запасные части", субсчетах "Автомобильные шины на складе" и "Автомобильные шины в обороте".
7. При списании автомобильных шин для сдачи шиноремонтным заводам на восстановление или вследствие непригодности к дальнейшей эксплуатации (для сдачи в утиль) автомобильные и троллейбусные хозяйства ежемесячно корректируют суммы начисленного резерва предстоящих расходов на восстановление износа и ремонта автомобильных шин:
- при пробеге шин, не подвергавшихся ремонту, ниже эксплуатационных норм и восстановленных шин ниже гарантийных норм сумма резерва предстоящих расходов увеличивается на начисленную на недопробег сумму с отнесением ее на себестоимость автоперевозок;
- при пробеге шин сверх норм сумма резерва предстоящих расходов соответственно уменьшается за счет сокращения затрат по себестоимости автоперевозок.
Одновременно при списании шин, ранее восстановленных методом наложения протектора, начисленный резерв корректируется до учетной (балансовой) стоимости автомобильных шин, камер и ободных лент.
В случаях списания шин с пробегом ниже гарантийных норм при наличии у них производственных дефектов доначисленные суммы резерва предстоящих расходов относятся за счет завода-изготовителя или шиновосстановительного предприятия в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.
8. Замена отдельных автомобильных шин, а также отдельных покрышек, камер и ободных лент, выбывающих вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации, в бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:
а) шины, пригодные для восстановления и ремонта, с субсчета "Автомобильные шины в обороте" перечисляются на субсчет "Автомобильные шины, подлежащие восстановлению" по цене за единицу, исчисленной исходя из стоимости тонны старых шин, утвержденной Госпланом СССР 25 мая 1962 года N 27-П:
при диаметре обода до 17 дм - 2 руб., при диаметре обода свыше 17 до 20 дм (вес шин до 105 кг) - 5 руб., при диаметре обода свыше 20 дм (вес шин 340 кг) - 17 руб.
По этим шинам должен быть обеспечен как суммовой, так и количественный учет;
б) непригодные к восстановлению шины, подлежащие сдаче для переработки в регенерат, и другие материалы, перечисляются на счет 05 "Сырье и материалы", субсчет "Прочие материалы" по прейскурантным ценам, по которым они сдаются шиноремонтным заводам или организациям "Вторсырье";
в) при сдаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы с обменом на восстановленные стоимость сданных в ремонт шин перечисляется на счет 05, субсчет "Материалы в переработке". По получении восстановленных шин на склад их стоимость, учтенная на счете 05, субсчет "Материалы в переработке", а также стоимость оплаченных ремонтных работ по этим шинам списываются на счет 08, субсчет "Автомобильные шины на складе";
г) старые шины, сдаваемые шиноремонтным заводам без обмена и для переработки в регенерат или другим организациям ("Вторсырье" и т.д.), списываются в установленном порядке со счета 05, субсчет "Прочие материалы". Полученная выручка от сдачи таких шин отражается как реализация прочих материалов.
Первоначальная стоимость автомобильных шин, полученных со склада или из запасов службы технической эксплуатации и использованных для замены выбывших автомобильных шин, списывается со счета 08, субсчета "Автомобильные шины на складе" или "Автомобильные шины в обороте" в уменьшение начисленного резерва на восстановление автомобильных шин.
Затраты на ремонт автомобильных шин также списываются за счет этого резерва.
9. Расходы по транспортировке автомобильных шин и наценки снабженческих и сбытовых организаций учитываются на отдельном субсчете к счету 08. Эти расходы в части, относящейся к автомобильным шинам, выданным взамен изношенных автомобильных шин, списываются на себестоимость перевозок по статье "Износ и ремонт автомобильной резины" в отчетном периоде, в котором была произведена замена автомобильных шин.
10. Создаваемый в соответствии с настоящим письмом резерв предстоящих расходов должен обеспечивать покрытие всех затрат, связанных с заменой и ремонтом шин.
Вместе с тем в случаях, когда фактический пробег автомобилей значительно превышает установленные для них нормы пробега и суммы начисленного резерва недостаточно для покрытия затрат, связанных с заменой и ремонтом шин, руководители автохозяйств могут производить дополнительные начисления резерва предстоящих расходов за счет себестоимости перевозок (в пределах установленных плановых затрат) без изменения взаимоотношений с бюджетом.
11. Министерства и ведомства СССР и союзных республик могут устанавливать порядок определения и учета затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин в подведомственных организациях и предприятиях, имеющих в своем распоряжении автомобильный транспорт, не выделенный на хозрасчет, применительно к настоящему письму.
При этом министерства и ведомства могут разрешать подведомственным предприятиям и организациям не производить резервирование средств на восстановление автомобильных шин, а списывать их полную стоимость на издержки производства или обращения при замене автомобильных шин вследствие износа.
12. Начисление и выплата премий водителям автомобилей, троллейбусов, троллейкаров, электробусов, электромобилей и другим работникам предприятий (цехов) автомобильного и городского транспорта за увеличение пробега новых серийных и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин и испытание опытных шин производится в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 июля 1966 года N 360/14.
При начислении премий сумма экономии эксплуатационных расходов от увеличения пробега автомобильных шин сверх нормы определяется в расчете на 1 км делением прейскурантной цены автомобильной покрышки (без стоимости камеры и ободной ленты) на норму пробега автомобильной шины, приведенную в приложении к настоящему письму.
13. По автомобильным шинам, для которых не утверждены в установленном порядке нормы эксплуатационного пробега, автохозяйства по согласованию с вышестоящей организацией утверждают для этих шин временные нормы на основании средних пробегов списанных шин. При этом начисление сумм на восстановление износа и ремонт шин производится по нормам затрат (в процентах к прейскурантной стоимости комплекта), определенным по следующей методике:
Нормы пробега и затрат на восстановление износа и ремонт шин для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов
Общие нормы | Нормы для территорий | |||||
Группы, виды автотранспорта и размеры автошин | Украинской ССР, Молдавской ССР Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, областей - Московской, Ленинградской, Владимирской, Псковской, Ярославской, Калининградской, Новосибирской, Омской, Брянской, Вологодской, Калужской, Костромской, Смоленской, Кавминводской группы Ставропольского края | Киргизской ССР, кроме г.Фрунзе; Казахской ССР, кроме г.Алма-Ата; Армянской ССР, кроме г.Еревана; Грузинской ССР, кроме г.Тбилиси; Якутской АССР; Коми АССР; Дагестанской АССР; Кабардино-Балкарской АССР; кроме г.Нальчика; Тувинской АССР; Бурятской АССР; Красноярского края, кроме г.Красноярска; Приморского края; Хабаровского края; Ставропольского края, кроме г.Ставрополя; Иркутской обл., кроме г.Иркутска; Читинской обл.; Амурской обл.; Камчатской обл.; Сахалинской обл.; Магаданской обл.; Белгородской обл., кроме г.Белгорода; Архангельской обл.; Мурманской обл.; Оренбургской обл.; Тамбовской обл., кроме г.Тамбова; Тюменской обл. | ||||
про- | в про- | пробег | в процен- | пробег | в процен- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Автомобили грузоподъемностью от 2 до 6 тонн типа ЗИЛ и ГАЗ: | ||||||
шины радиальные с металлокордным брекером 260-508Р, 240-508Р | 85 | 0,89 | 93 | 0,78 | 73 | 1,10 |
260-508Р модель ОИН-99 | 80 | 0,97 | 88 | 0,85 | 70 | 1,17 |
240-508Р модель КИ-63 | 100 | 0,70 | 110 | 0,60 | 90 | 0,82 |
шины радиальные текстильные 200-508Р | 70 | 1,17 | 77 | 1,03 | 60 | 1,43 |
шины диагональные | ||||||
260-508 | 65 | 1,29 | 72 | 1,13 | 58 | 1,49 |
240-508 | 62 | 1,37 | 69 | 1,19 | 56 | 1,56 |
220-508 | 70 | 1,17 | 77 | 1,03 | 60 | 1,43 |
Автомобили грузоподъемностью от 6 до 12 тонн типа МАЗ и КрАЗ: | ||||||
шины радиальные с металлокордным брекером 320-508Р | 85 | 0,89 | 93 | 0,78 | 73 | 1,10 |
шины диагональные | ||||||
320-508 | 65 | 1,29 | 72 | 1,12 | 58 | 1,49 |
300-508 | 70 | 1,17 | 77 | 1,03 | 60 | 1,43 |
Автобусы ПАЗ и КаВЗ: | ||||||
шины радиальные с металлокордным брекером 240-508Р | 85 | 0,99 | 93 | 0,88 | 73 | 1,20 |
шины диагональные 240-508, 220-508 | 70 | 1,26 | 77 | 1,12 | 60 | 1,53 |
Автобусы типа ЛАЗ, ЗИЛ, ЛиАЗ и троллейбусы ЗИУ: | ||||||
шины радиальные с металлокордным брекером 320-508Р | 110 | 0,76 | 110 | 0,76 | 110 | 0,76 |
300-508Р | 100 | 0,86 | 100 | 0,86 | 100 | 0,86 |
280-508Р для ЛиАЗ-158, ЛАЗ-695, 697 | 95 | 0,91 | 100 | 0,86 | 90 | 0,98 |
280-508Р для ЛиАЗ-677 | 70 | 1,32 | 80 | 1,13 | 60 | 1,58 |
шины диагональные 320-508 | 95 | 0,96 | 95 | 0,96 | 95 | 0,96 |
320-508 мод. ИЯ-241, троллейбус ЗИУ-5 | 80 | 1,21 | 80 | 1,21 | 80 | 1,21 |
320-508 мод. ИЯ-241, троллейбус ЗИУ-9 | 60 | 1,58 | 60 | 1,58 | 60 | 1,58 |
300-508 | 85 | 1,05 | 95 | 0,91 | 75 | 1,22 |
280-508 для ЛАЗ-695, 697 | 75 | 1,22 | 85 | 1,05 | 65 | 1,44 |
Автобусы "Икарус-180" шины 320-508Р | 90 | 0,98 | 90 | 0,98 | 90 | 0,98 |
Автобусы "Икарус-250" и "Икарус-556" шины 300-508Р | 80 | 1,13 | 80 | 1,13 | 80 | 1,13 |
Примечания:
1. Для шин производства Кировского шинного завода.
2. Указанное относится и для фургонов ПАЗ.
3. Для шин 320-508Р модели И-А150 и 320-508 модели ЕХ-20, эксплуатируемых на троллейбусах ЗИУ-5, ЗИУ-9.
4. Для шин 300-508Р, эксплуатируемых на импортных автобусах "Шкода-706 РТО", "Икарус-55-Люкс", "Икарус-620".
5. Для шин 300-508 с нормой слойности 12 (НС-12), эксплуатируемых на городских автобусах ЗИЛ-ЛиАЗ-158. Для шин 300-508 с нормой слойности 14 и 16 (НС-14, 16), эксплуатируемых на импортных автобусах "Шкода-706 РТО", "Икарус-620", "Икарус-55-Люкс" и импортных троллейбусах "Шкода", норма эксплуатационного пробега снижается на 15%.
Для шин 300-508 с нормой слойности 16 (НС-16), эксплуатируемых в условиях более высоких нагрузок на импортных сочлененных автобусах "Икарус-180", норма эксплуатационного пробега временно устанавливается равной 50 тыс.км.
6. Для всех шин 280-508, 300-508, 280-508Р, 300-508Р, используемых на отечественных марках автобусов в условиях международных и междугородных перевозок, эксплуатационная норма снижается на 15% по сравнению с нормами, рекомендуемыми для шин этих размеров.
7. В общие нормы следует относить территории, не указанные в графах с 4 по 7.
8. Для определения затрат в денежном выражении на 1000 км пробега следует нормы, указанные в графах 3, 5 и 7 (в процентах к стоимости комплекта на 1000 км пробега), умножить на действующую прейскурантную цену комплекта.