ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2012 года N 93-п
О внесении изменений в постановление от 25.10.2004 N 131-пк
В постановление администрации Тюменской области от 25.10.2004 N 131-пк "О единой территориальной системе экологического мониторинга" (в редакции от 30.03.2009) внести следующие изменения:
1. В названии и в пункте 1 слова "единой территориальной системе экологического мониторинга" заменить словами "территориальной системе наблюдений за состоянием окружающей среды Тюменской области".
2. Пункт 3 постановления изложить в новой редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, координирующего и контролирующего деятельность департамента недропользования и экологии Тюменской области".
3. Приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.В.Якушев
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 26 марта 2012 г. N 93-п
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение определяет цели и задачи организации и функционирования территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды Тюменской области.
Положение принято в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".
1. Общие положения
1.1. Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды Тюменской области (далее – ТСН) является формой организации службы наблюдений за состоянием окружающей среды, составляющей частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
1.2. Вся информация ТСН является государственной собственностью, право оперативного управления которой возлагается на орган исполнительной власти Тюменской области, осуществляющий реализацию государственных полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Участники ТСН имеют право использования информации для обоснования принятия и контроля решений, мероприятий и программ в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. ТСН формируется на основе интеграции существующих и вновь создаваемых государственных и специализированных систем наблюдения, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей среды.
1.3. Организации, учреждения и ведомства, входящие в состав ТСН, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также настоящим Положением.
2. Основные понятия и определения
2.1. Под экологическим мониторингом окружающей среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного и природного воздействия, которые позволяют выявить изменение состояния этих объектов, а также происходящие под влиянием источников воздействия процессы.
2.2. Экологический мониторинг – это таким образом организованный мониторинг окружающей среды, при котором:
обеспечивается постоянная оценка экологического состояния среды обитания человека, природных объектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.), природно-антропогенных объектов и условий функционирования экологических систем (экосистем);
создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
2.3. В систему наблюдений ТСН входят следующие процедуры:
выделение объекта наблюдения;
регистрация субъекта наблюдения;
обследование состояния объекта наблюдения;
составление информационной модели объекта наблюдения;
планирование измерений;
организация и проведение измерений;
управление данными измерений;
анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;
прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;
представление информации и ее доведение до потребителя.
2.4. В системе экологического мониторинга следует выделять:
мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;
мониторинг воздействий на окружающую среду, связанный с контролем источника;
мониторинг состояния окружающей среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона).
2.4.1. Мониторинг источника воздействия – вид наблюдений, связанный с определением и (или) изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга, как правило, проводятся на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).
2.4.2. Мониторинг воздействий на окружающую среду, связанный с контролем, – вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия, иным видом антропогенной деятельности.
Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории (акватории), на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретно рассматриваемого источника.
Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного вида деятельности.
2.4.3. Мониторинг состояния окружающей среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона) – вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влиянияв этом воздействии какого-либо источника или вида деятельности.
3. Цели и задачи
3.1. Основная цель функционирования ТСН – обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;
выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате воздействий природных и антропогенных факторов;
оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и окружающей природной среде;
определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.
Информация, полученная при осуществлении наблюдений за состоянием окружающей среды, используется для:
подготовки ежегодного доклада об экологической ситуации в Тюменской области;
разработки прогнозов социально-экономического развития Тюменской области, муниципальных образований и принятия соответствующих решений;
разработки региональных нормативов в области охраны окружающей среды;
организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществления надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) и проведения экологической экспертизы;
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по их предупреждению.
3.2. Основными задачами ТСН являются:
организация сбора, передачи, обработки и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников воздействия;
проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;
своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, влияющих на состояние окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду;
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ведения экологического мониторинга;
формирование регионального банка данных о состоянии окружающей среды;
информационное обеспечение юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды;
информационное обеспечение межрегионального и межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
3.3. В соответствии с основными задачами ТСН выполняет следующие функции:
обеспечение единой методической базы мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников антропогенного влияния предприятиями и организациями независимо от форм собственности и правового статуса;
организация и обеспечение функционирования областной информационной системы состояния окружающей среды.
4. Организационное построение ТСН
4.1. Общее руководство работами по созданию и обеспечению функционирования ТСН осуществляется органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим реализацию государственных полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
4.2. ТСН – это система организационно-правовых отношений между участниками системы, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источников воздействия на нее на территории Тюменской области.
Участниками ТСН являются:
департамент недропользования и экологии Тюменской области;
ФГБУ "Тюменский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области;
Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;
Нижне-Обское бассейновое водное управление;
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области;
Департамент лесного комплекса Тюменской области;
филиал ФБУ "Рослесозащита" "Центр защиты леса Тюменской области";
государственное унитарное предприятие "Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды Тюменской области";
Северо-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области;
Зауральский отдел инспекций Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Филиал ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Тюменской области";
федеральное государственное унитарное предприятие "Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие";
ФГБУ "Государственная станция агрохимической службы "Тюменская";
ФГБУ "Государственная станция агрохимической службы "Ишимская";