ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 августа 1995 года N 8
О референдуме Тюменской области
Принят постановлением Тюменской областной Думы
6 июля 1995 года N 21
(в ред. Закона Тюменской области от 10.12.98 N 67)
Действие Закона приостановлено Законом Тюменской области от 06.10.2000 г. N 218.
Закон утратил силу согласно Закону Тюменской области от 16.03.2001 г. N 305.
Референдум Тюменской области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, по проектам областных законов и другим наиболее важным вопросам жизни области. (в ред. Закона Тюменской области от 10.12.98 N 67)
Референдум Тюменской области может быть императивным (обязательным) или консультативным. Решение императивного (обязательного) референдума, принятое в пределах компетенции области, обладает высшей юридической силой закона на территории области. Решение консультативного референдума не имеет обязательной силы и является выражением общественного мнения, которое учитывается при принятии решений органами государственной власти области.
Референдум Тюменской области проводится на всей территории области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Порядок проведения референдума области регулируется областным законом, согласованным с Думой Ханты-Мансийского автономного округа, Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа.
Голосование на референдуме Тюменской области осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый гражданин имеет один голос.
Голосование осуществляется каждым гражданином лично.
Участие в референдуме является свободным. Контроль за волеизъявлением граждан недопустим.
Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Нормативно-правовой основой референдума Тюменской области является Конституция Российской Федерации. Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", областной Закон "Об избирательной комиссии Тюменской области" и настоящий Закон.
В референдуме Тюменской области имеют право участвовать граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, достигшие 18-летнего возраста. (в ред. Закона Тюменской области от 10.12.98 N 67)
Не могут участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Какие-либо иные прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме запрещаются.
(в ред. Закона Тюменской области от 10.12.98 N 67)
На референдум Тюменской области могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.
На референдум Тюменской области не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Тюменской области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Тюменской области, либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти Тюменской области, персональном составе органов государственной власти Тюменской области;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Тюменской области;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
На референдум Тюменской области не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и Тюменской области.
Вопросы, выносимые на референдум Тюменской области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
Вопросы, выносимые на референдум Тюменской области, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
Референдум Тюменской области не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Тюменской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. (в ред. Закона Тюменской области от 10.12.98 N 67)
Повторный референдум Тюменской области не проводится в течение года после опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.
На императивный (обязательный) референдум Тюменской области не могут выноситься вопросы об изменении статуса области, о бюджете, налогах и сборах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Решения императивного (обязательного) референдума Тюменской области, назначенного в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 настоящего Закона, обладают на территории Тюменской области высшей юридической силой, если они не противоречат законам Российской Федерации, принятым по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Решения императивного (обязательного) референдума Тюменской области по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при наличии закона, регулирующего данные вопросы, носят характер обязательного основания законодательной инициативы органов государственной власти Тюменской области.
Решения, принятые на императивном (обязательном) референдуме Тюменской области, могут быть отменены или изменены только новым референдумом.
Решение, принятое консультативным референдумом, подлежит обязательному рассмотрению на заседании Тюменской областной Думы и Губернатором Тюменской области.
При подготовке и проведении референдума Тюменской области используется государственный язык Российской Федерации (русский язык).
Граждане, политические партии, профсоюзы, другие общественные организации и массовые движения, трудовые коллективы вправе, в допускаемых законом формах и законными методами, вести агитацию за или против предложения об объявлении референдума, за или против решения, выносимого на референдум.
Стороны, участвующие в агитации вправе, беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных материалов запрещается.
Стороны, участвующие в агитации, имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории области, на равных основаниях.
Участники агитационной кампании имеют право, на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора, получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к участникам агитационной кампании должны быть равными.
Участие комиссий референдума, их членов, государственных и муниципальных органов в агитации не допускается.
Митинги по вопросам референдума организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.
Агитация запрещена в помещении избирательного участка, а также повсеместно в день голосования.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет бюджета Тюменской области.
Предприятия, учреждения и организации, государственные, муниципальные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума на договорной основе.
Финансирование агитационной кампании, может производиться за счет средств ее участников и добровольных денежных взносов.
Лица, участвующие в агитационной кампании, вправе создавать собственные фонды для финансирования агитации и открывать временные счета в банке. Информация об образовании этих фондов, размерах и источниках получения денежных средств, их использовании не является коммерческой тайной, передается комиссиям референдума по их требованию и публикуется в печати.
Не допускается использовать в агитационной кампании средства иностранных государств, граждан и организаций, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, а также государственных и муниципальных организаций, учреждений и предприятий.
Инициатива проведения референдума Тюменской области принадлежит:
а) гражданам, имеющим право участвовать в референдуме Тюменской области, в количестве не менее ста тысяч человек;
б) Тюменской областной Думе;
в) Губернатору Тюменской области;
г) Думе Ханты-Мансийского автономного округа;
д) Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа;
е) Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа;
ж) Губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа;
з) органам местного самоуправления.
Инициатива проведения референдума Тюменской области, исходящая от граждан, реализуется путем сбора подписей граждан на подписных листах установленного образца.
Организация инициативы граждан по проведению референдума Тюменской области принадлежит инициативной группе (комитету).
Инициативная группа проведения референдума образуется на собрании не менее 300 граждан, имеющих право участвовать в референдуме Тюменской области.
Инициаторы проведения собрания не позднее чем за три дня уведомляют исполнительные органы местного самоуправления о месте и времени проведения собрания.
Решение о создании инициативной группы проведения референдума Тюменской области оформляется протоколом собрания.
В протоколе собрания должно быть указано:
а) место и время проведения собрания;
б) число зарегистрированных участников собрания;
в) точная формулировка вопроса или окончательный проект закона выносимого на референдум (проект закона может быть приложен к протоколу собрания);
г) результаты голосования об утверждении выносимого на референдум вопроса или проекта закона;
д) результаты голосования по вопросу о создании инициативной группы (комитета).
Протокол собрания подписывается председателем собрания и секретарем.