Недействующий

ЗАКОН

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 марта 2001 года N 305

Об областном референдуме

Принят постановлением Тюменской областной Думы

27 февраля 2001 года N 1543

Признан утратившим силу законом Тюменской области от 05.11.2004 264 (НГР : ru72000200400234)

Действие Закона приостановлено законом Тюменской области от 05.11.2004 N 283 (НГР: ru72000200400232)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения референдума Тюменской области


Референдум Тюменской области проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области и законами Тюменской области.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении референдума Тюменской области;

агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума Тюменской области, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме Тюменской области, поддержать или отвергнуть вопрос, вынесенный на данный референдум;

гарантии права на участие в референдуме Тюменской области - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме Тюменской области граждан Российской Федерации;

комиссии референдума Тюменской области - коллегиальные органы, образуемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Тюменской области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов Тюменской области;

наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума Тюменской области, а также общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне Тюменской области или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме Тюменской области уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума Тюменской области по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением референдума Тюменской области в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;

органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами и законами Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов;

право на участие в референдуме Тюменской области - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Тюменской области, в том числе голосовать по проектам законов и иных нормативных правовых актов, действующим законам и иным нормативным правовым актам, другим вопросам государственного значения, находящимся в ведении Тюменской области;

областной референдум (референдум Тюменской области) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Тюменской области, включая территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и настоящим Законом;

участник областного референдума (референдума Тюменской области) (участник референдума) - гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Тюменской области, включая территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, и обладающий правом на участие в референдуме Тюменской области.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума Тюменской области


1. Референдум Тюменской области проводится на всей территории области, включая территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

2. Граждане участвуют в референдуме Тюменской области на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Гражданин голосует на референдуме Тюменской области за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

4. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме Тюменской области является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме Тюменской области, а также на его свободное волеизъявление.

5. Деятельность избирательных комиссий референдума Тюменской области при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в референдуме Тюменской области


1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Тюменской области и достигший на день проведения областного референдума 18 лет, имеет право голосовать на референдуме Тюменской области, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на данной территории референдума Тюменской области не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме Тюменской области.

3. В референдуме Тюменской области не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы референдума Тюменской области


1. На референдум Тюменской области могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Тюменской области, установленные Уставом и законами Тюменской области на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

2. На референдум Тюменской области не могут быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Тюменской области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Тюменской области либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти Тюменской области, персональном составе органов государственной власти Тюменской области;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета Тюменской области, исполнении и изменении финансовых обязательств Тюменской области;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На референдум Тюменской области не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.

4. Вопросы, выносимые на референдум Тюменской области, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на референдум Тюменской области, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на референдум Тюменской области, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

7. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум Тюменской области, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Тюменской области


1. Референдум Тюменской области не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории Тюменской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Повторный референдум Тюменской области с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Тюменской области.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума Тюменской области, за исключением указанных в настоящей статье.

4. Принятие органом государственной власти Тюменской области решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум Тюменской области, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума Тюменской области по этому вопросу.

ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 7. Порядок реализации инициативы проведения референдума Тюменской области


1. Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в областном референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Тюменскую областную Думу или к Губернатору области с инициативой проведения референдума Тюменской области, могут образовать инициативную группу для проведения референдума Тюменской области в количестве не менее 20 человек для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в областном референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума Тюменской области обращается в избирательную комиссию Тюменской области с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Тюменской области указывается:

а) формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона Тюменской области или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум Тюменской области; при этом формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона Тюменской области или иного нормативного правового акта должны быть изложены на русском языке;

б) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Тюменской области, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума Тюменской области.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума Тюменской области для вынесения на голосование, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, избирательная комиссия Тюменской области может согласовать с инициативной группой по проведению референдума Тюменской области новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум Тюменской области, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума Тюменской области. Формулировка вопроса, выносимого на референдум Тюменской области, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

6. Избирательная комиссия Тюменской области, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума Тюменской области и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о направлении поступивших документов в Тюменскую областную Думу или Губернатору области.

7. Тюменская областная Дума, Губернатор области в рамках своих полномочий в течение 20 дней со дня поступления ходатайства о проведении референдума Тюменской области и приложенных к нему документов проверяют соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям федерального законодательства и настоящего Закона.

8. Тюменская областная Дума, Губернатор области в рамках своих полномочий в течение 5 дней со дня поступления ходатайства о проведении референдума Тюменской области и приложенных к нему документов уведомляют об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

9. В случае признания Тюменской областной Думой или Губернатором области вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям федерального и областного законодательства, избирательная комиссия Тюменской области регистрирует инициативную группу по проведению референдума и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума Тюменской области принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в областную Думу или Губернатору области ходатайства инициативной группы по проведению референдума Тюменской области и приложенных к нему документов.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума Тюменской области Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить органу, признавшему вопрос, вынесенный на референдум, отвечающим требованиям федерального законодательства, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума Тюменской области. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 10 настоящей статьи, приостанавливается.

11. В случае признания Тюменской областной Думой или Губернатором области вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям федерального законодательства, избирательная комиссия Тюменской области отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

12. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума Тюменской области лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, выдается решение избирательной комиссии Тюменской области, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через 2 дня со дня принятия данного решения.

13. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума Тюменской области может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Тюменской области, настоящего Закона и иных законов Тюменской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном федеральными законами, в суд.

14. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума Тюменской области вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Тюменской области в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Тюменской области и которое выдается инициативной группе по проведению референдума Тюменской области, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

15. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума Тюменской области, составляет 2 процента граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области, дальнейший сбор подписей прекращается.

16. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме Тюменской области, и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

17. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума Тюменской области, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 16 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума Тюменской области передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию Тюменской области, которая в течение 10 дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов и настоящего Закона при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области. По результатам проверки комиссия принимает соответствующее постановление. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума Тюменской области. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума Тюменской области как индивидуально, так и в составе инициативных групп.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»