ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2000 года N 88
Об областной программе "Развитие земельной реформы в Тюменской области на 2000 - 2002 годы"
Срок действия акта истек в силу ст. 40 Закона Тюменской области от 04.11.1996 N 54 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области (истечение срока действия, на который он вводился в действие)
В редакции постановлений Губернатора Тюменской области
от 20.10.2000 N 252 (НГР: ru72000200000220)
от 27.09.2001 N 366 (НГР: ru72000200100468)
от 13.05.2002 N 149 (НГР: ru72000200200105)
от 12.07.2002 N 266 (НГР: ru72000200200347)
от 26.02.2003 N 54 (НГР: ru72000200300039)
от 31.07.2003 N 252 (НГР: ru72000200300186)
В целях дальнейшего развития земельной реформы в Тюменской области, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами:
1. Утвердить областную целевую Программу "Развитие земельной реформы в Тюменской области на 2000 - 2002 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы омитет по земельным ресурсам и землеустройству области, заказчиком по соответствующему направлению Программы - Департамент по социально - экономическому развитию села.
3. Департаментам экономики (Чикирев С.С.), финансов, налоговой политики и ценных бумаг Администрации области (Фазлеев К.М.) при формировании областного бюджета предусмотреть выделение средств на реализацию Программы.
4. Утвердить рабочую группу по обеспечению реализации Программы согласно приложению.
5. Предоставить Комитету по земельным ресурсам и землеустройству области право ежегодно вносить изменения и уточнения в перечень и сроки реализации программных мероприятий исходя из фактической реализации Программы и во взаимосвязи с ежегодными программами законопроектных работ Администрации области.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований обеспечивать реализацию мероприятий региональной Программы, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на Горохова А.А., заместителя Губернатора области.
Губернатор области Л.Ю.РОКЕЦКИЙ
Приложение
к Постановлению Губернатора
Тюменской области
от 18 апреля 2000 г. N 88
Горохов А.А. - заместитель Губернатора области,
руководитель рабочей группы
Шулинин С.Я. - руководитель Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству области
Плеханова И.А. - заместитель руководителя Комитета по
земельным ресурсам и землеустройству
области
Беспалов А.Р. - директор федерального государственного
учреждения "Земельная кадастровая палата"
по Тюменской области
Вторушин М.Ф. - директор Тюменского государственного
предприятия "ЗапСибНИИгипрозем"
Чикирев С.С. - директор Департамента экономики
Фазлеев К.М. - директор Департамента финансов, налоговой
политики и ценных бумаг
Отраднов А.Н. - начальник Управления архитектуры и
градостроительной политики
Загвязинский В.В. - председатель Комитета по управлению
государственным имуществом области
Рябченюк Ю.В. - председатель Комитета по местному
самоуправлению и муниципальной реформе
Утверждена
Постановлением Губернатора
Тюменской области
от 18 апреля 2000 г. N 88
В Тюменской области завершен первый этап земельной реформы. С начала проведения реформы ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Реорганизованы колхозы и совхозы, осуществлена приватизация большей части этих земель. Однако начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, намеченные мероприятия выполнены не в полном объеме. Не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии развития. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают оборотоспособность земель, не позволяют осуществлять перераспределение земель и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки. Несовершенна система налогообложения, доля земельных платежей в бюджеты всех уровней мала. Ухудшилось использование земель сельхозназначения. Значительные площади сельскохозяйственных земель выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Финансирование мероприятий по обеспечению земельной реформы осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства, как государственный элемент реализации земельной политики, близка к ликвидации.
Выходом из такого положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы мероприятий по развитию земельной реформы в Тюменской области.
Региональная целевая Программа "Развитие земельной реформы в Тюменской области на 1999 - 2002 годы" разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. N 694 "О федеральной целевой Программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" с конкретизацией неотложных первоочередных задач, которые намечается решить в указанный период на территории Тюменской области.
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Тюменской области в 1991 - 1998 годах
В ходе земельной реформы к январю 1999 г. в области произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность тысячи гектаров продуктивных земель под сады, огороды, для расширения личных подсобных хозяйств.
Площадь земель личных подсобных хозяйств увеличилась на 21,2 тыс. га (33 %), на 1229 га (14 %), возросли площади пашни, занятые коллективными огородами.
Сформировался значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (2603 хозяйства), которым передано 313,7 тыс. га земель. Прослеживается четкая тенденция укрупнения крестьянских хозяйств за счет расформирования хозяйств, в 1998 году 354 крестьянских хозяйства отказались от земли. Увеличился средний размер крестьянского хозяйства с 94 га в 1997 году до 115 га в 1998 году.
Проведена реорганизация колхозов и совхозов с приватизацией 1885,9 тыс. гектаров ранее закрепленных за ними пахотных угодий. В итоге более 158 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей.
Создан фонд перераспределения земель на площади 331 тысяча гектаров.
В собственность граждан передано 1943,2 гектара земельных угодий. На 01.01.99 в собственности граждан и коллективных предприятий находится 60 % от общей площади сельхозугодий, 15 % - от площади населенных пунктов.
Выданы документы, удостоверяющие права на землю 214,5 тыс. собственникам, землевладельцам, землепользователям (47 %) и 148,3 тыс. собственникам земельных долей (95 %).
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей всех уровней деноминированных рублей: в 1995 - 29,0 млн. руб.; в 1996 г. - 47,2 млн. руб.; в 1997 - 77,3 млн. руб.; в 1998 г. - 120,7 млн. руб.
Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с земельными участками в настоящее время достигло 10389 в год.
Начато создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, в Тюменской области процессы реформирования протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно, существует ряд недоработок и недостатков.
Множество проблем в земельных отношениях возникает ввиду отсутствия Земельного кодекса, а также достаточной правовой базы в области.
Отсутствие на государственном уровне четкой и обоснованной концепции, программ и планов реализации земельной политики оказывает влияние на область.
В области нет конкретных программ и планов реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы на данном этапе.
Требуют пересмотра действующие принципы налогообложения земли и взимания арендной платы.
Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению. В области большая недоимка земельных платежей ввиду отсутствия у собственников, пользователей средств на оплату за землю, зачастую оплата проходит взаимозачетом продукцией или услугами.
До сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области, муниципальной собственности.
Отсутствует система ипотечного кредитования.
Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей неполностью реализуют право по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Из-за финансовых трудностей практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание автоматизированной системы ведения земельного кадастра, проведение массовой оценки земель и других необходимых мероприятий. В области на землеустроительные мероприятия, ведение земельного кадастра было выделено из средств, поступающих от платы за землю в 1998 году - 8,8 %, средств, поступивших в местные бюджеты - 7 %. Из федерального бюджета средства не выделялись вообще.
За период с 1991 г. в области отмечается четкая тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, в основном это пахотные угодья. Уменьшение пахотных земель происходит за счет перевода в залежь и трансформацию в менее ценные кормовые угодья. Значительное снижение площадей сельскохозяйственных угодий произошло в 1998 г. - на 14,3 тыс. га, площадь пахотных угодий сократилась на 52,1 тыс. га - за счет перевода неиспользуемых земель в залежь - 39 тыс. га, в несельскохозяйственные земли для нужд промышленности, транспорта - 0,3 тыс. га, расширения населенных пунктов - 3,8 тыс. га. Переведено в земли запаса и не используется в сельскохозяйственном производстве - 265,2 тыс. га, в том числе пашни - 36,7 тыс. га, залежи - 72,3 тыс. га. В 1998 г. выведено из оборота 491,3 тыс. га сельхозугодий, 333,8 тыс. га пашни. Площади "бросовых" сельхозугодий в сравнении с 1995 годом возросли более чем в 4,1 раза.
В общей структуре земельного фонда на долю сельскохозяйственных угодий приходится 21,3 %, пашня занимает всего 9,7 %.
Основной целью земельной реформы является повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Целью Программы является разработка и реализация комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих завершить осуществление земельной реформы в Тюменской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Основными задачами Программы являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
- создание в области правовой базы, позволяющей регулировать земельные отношения, вести государственный земельный кадастр, осуществлять контроль за использованием и охраной земель;
- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;