ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 04 ноября 1996 года N 54
О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 07.03.2003 г. N 121 (НГР:ru7200020030033)
(в редакции Законов Тюменской области от 25.04.1997 N 84,
от 25.07.1997 г. N 111, от 10.12.1997 г. N 134, от 20.04.1998 г. N 14, от 08.07.1999 г. N 124, от 06.05.2000 г. N 181)
Настоящий Закон определяет порядок осуществления правотворчества органами государственной власти области в пределах их компетенции - Тюменской областной Думой и Губернатором области - и устанавливает правила подготовки нормативных правовых актов области, их принятия, действия и толкования.
Настоящий Закон призван способствовать качественному правотворчеству органов государственной власти области.
Нормативный правовой акт области - письменный документ, принятый в особом порядке правотворческим органом области в пределах его компетенции либо областным референдумом, содержащий правовые нормы.
Правотворчество области - направленная на достижение целей развития области в интересах ее жителей, организационно оформленная властная деятельность органов государственной власти области в рамках их компетенции по выявлению потребностей в нормативном правовом регулировании общественных отношений в той или иной сфере, создании нормативных правовых актов, их изменении и отмене.
Правовая норма - официально установленное органами государственной власти области предписание, содержащее определенное правило поведения, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Правотворческий орган области - орган государственной власти области - областная Дума и Губернатор области, правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты области в соответствии с установленной Конституцией РФ и иными федеральными законами компетенцией.
Закон области - нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения в области, имеющий наибольшую юридическую силу (после Устава области) по отношению к другим нормативным правовым актам области.
Научная экспертиза в правотворчестве - специальное исследование, производимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа области с целью оценки качества проекта нормативного правового акта, его эффективности, возможных последствий его принятия и действия.
Проект нормативного правового акта области - документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа области.
В рамках правотворчества органов государственной власти области осуществляются:
1) прогнозирование правотворчества;
2) планирование правотворческих работ;
3) подготовка проектов нормативных правовых актов области;
4) научная экспертиза проектов нормативных правовых актов;
5) обсуждение и принятие нормативных правовых актов области;
6) опубликование и толкование нормативных правовых актов области;
7) оценка эффективности действия нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты области образуют в своей совокупности единую, целостную и дифференцированную систему.
Нормативные правовые акты области не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Уставу области.
Устав Тюменской области является базовым нормативным правовым актом в нормативной системе области и обладает в ее рамках наибольшей юридической силой.
Законы области, принятые областным референдумом, обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими законами области. Изменение либо отмена принятых областным референдумом законов возможны только путем проведения областного референдума.
Нормативные правовые акты (законы), принятые областной Думой в пределах ее компетенции, являются первоисточниками правовых норм области, подлежат государственной защите на ее территории, так же как и законы Российской Федерации и обладают более высокой юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми Губернатором области.
Нормативные правовые акты Администрации области принимаются в порядке вторичного, административного, правотворчества на основании и во исполнение законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и правовых актов областной Думы.
Нормативные правовые акты области принимаются в форме законов и подзаконных актов, принимаемых на основе и во исполнение законов.
К подзаконным правовым актам относятся: положения, правила, регламенты, инструкции и др.
Нормативные правовые акты области не должны противоречить международным договорам РФ, соответствующим Конституции РФ. (в редакции Закона Тюменской области от 25.07.1997 N 111)
Если международным договором Российской Федерации будут установлены иные правила, нежели нормативными правовыми актами области, то применяются правила, предусмотренные международным договором РФ.
Правотворчество по вопросам, отнесенным статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению органов государственной власти области и органов государственной власти Российской Федерации, осуществляется областной Думой.
По вопросам совместного ведения Федеральное Собрание Российской Федерации, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ, издает федеральные законы, в соответствии с которыми областная Дума принимает областные законы.
До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения областная Дума вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При издании в последующем актов Российской Федерации по данным вопросам законы области приводятся в соответствие с федеральными законодательными актами.
По вопросам исключительного ведения Российской Федерации областная Дума, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, в порядке законодательной инициативы вправе подготавливать и направлять в Федеральное Собрание РФ проекты законов Российской Федерации, а также замечания и предложения по законопроектам, подготовленным федеральными органами государственной власти Российской Федерации, за подписью председателя областной Думы.
Правотворчество по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению федеральных органов государственной власти РФ и к совместному ведению федеральных и областных органов государственной власти, осуществляется правотворческими органами области самостоятельно в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации.
Установление и разграничение компетенции правотворческих органов области по вопросам собственного ведения осуществляется областной Думой в соответствии с действующим законодательством, предусматривающим разграничение компетенции представительных и исполнительных органов государственной власти области.
Установление и разграничение компетенции правотворческих органов области и автономных округов по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению области, осуществляется на основе договора.
Прогнозирование в правотворчестве области есть основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность по получению информации об основных тенденциях развития нормативной правовой системы области в целом и будущем ее состоянии, а также последствия принятия отдельных нормативных правовых актов.
Основными задачами прогнозирования в правотворчестве являются:
а) получение при помощи научных методов информации о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития нормативной правовой системы области;
б) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего развития со стороны органов государственной власти области в сфере принятия нормативных правовых актов;
в) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию в области;
г) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования на территории области;
д) определение наиболее целесообразной первоочередности подготовки и принятия нормативных правовых актов области;
е) использование в правотворчестве специальных прогнозов в сфере экономики, политики, демографии, экологии и др.
Объектами прогнозирования в правотворческой деятельности органов государственной власти области являются:
1) развитие нормативной правовой системы области в целом (общие закономерности);
2) тенденции развития отдельных ее блоков (отраслей), института;
3) перспективы действия (реализации) отдельных нормативных правовых актов области и правовых норм, содержащихся в них.
Субъектами прогнозирования в правотворчестве области являются: научные организации, ученые и специалисты (в том числе аппаратов областной Думы и Администрации области), обладающие знаниями и практическими навыками в сфере, подлежащей нормативному правовому регулированию.
Правотворчество органов государственной власти области осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов.
Планы подготовки проектов нормативных правовых актов области предусматривают разработку проектов наиболее важных актов и не исключают подготовку вне плана по поручению правотворческого органа области.
В целях реализации планов подготовки нормативных правовых актов области в правотворческом органе разрабатываются планы организационно-технических мероприятий обеспечения правотворческой деятельности.
План законопроектных работ областной Думы разрабатывается постоянной комиссией областной Думы по вопросам законодательной деятельности с участием других постоянных комиссий, Администрации области, государственных и общественных организаций, ученых, специалистов и других заинтересованных лиц.
План законопроектных работ областной Думы до его утверждения согласуется с Губернатором области.
План законопроектных работ областной Думы утверждается на заседании областной Думы и подлежит обязательному опубликованию.
План законопроектных работ областной Думы на очередной год утверждается на заседании областной Думы не позднее чем за две недели до наступления очередного года; в случае, если план ранее был утвержден более чем на один год, утверждается скорректированный план с учетом поправок.
По согласованию с органами государственной власти автономных округов может быть утвержден совместный план законопроектных работ.
План подготовки нормативных правовых актов Администрации области разрабатывается по поручению Губернатора области органами Администрации области с привлечением государственных и общественных организаций, ученых и специалистов и других заинтересованных лиц.
План подготовки нормативных правовых актов Администрации области согласуется с постоянной комиссией по вопросам законодательной деятельности областной Думы и утверждается Губернатором области. (в редакции Закона Тюменской области от 25.04.1997 N 84)
План подготовки нормативных правовых актов Администрации области подлежит обязательному опубликованию.