ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 12 января 1999 года N 73
О социальном партнерстве в Тюменской области
Принят постановлением Тюменской областной Думы
25 декабря 1998 года N 388
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 08.07.2003 N 155 (НГР: ru72000200300172)
Настоящий Закон определяет правовые основы становления, организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Тюменской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в достижении общественного согласия.
Действие Закона распространяется на отношения в сфере взаимодействия работников, профсоюзные организации и их объединения, работодателей и их объединения, а также на исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, действующие на территории Тюменской области.
Понятия, используемые в настоящем Законе:
Социальное партнерство - взаимодействие работников, профсоюзов и их объединений, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления с целью достижения согласия, основанное на принципах равноправия, уважения и учета интересов сторон, законности, добровольности, ответственности, регулярности проведения консультаций.
Система социального партнерства в Тюменской области - совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов.
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), либо лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Работодатели - организации (юридические лица), независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представители работников - органы профсоюзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - должностные или иные лица, уполномоченные в установленном порядке представлять эти органы.
Стороны социального партнерства в Тюменской области - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей.
Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области - трехсторонние комиссии, сформированные на территориях трех субъектов Федерации, входящих в Тюменскую область. Действуют самостоятельно, независимо друг от друга.
Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты РФ, настоящий Закон, другие законы Тюменской области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.
Стороны социального партнерства при проведении переговоров, разработке и заключении соглашений и коллективных договоров руководствуются также генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевыми тарифными и профессиональными соглашениями, областным соглашением между Администрацией Тюменской области, областным объединением профсоюзов и работодателями (предпринимателями).
Целями социального партнерства являются:
- объединение усилий партнеров в целях согласованных действий, направленных на совершенствование социально-экономической защиты жителей области;
- предупреждение и совместное разрешение возникших негативных явлений и конфликтов в социально-трудовой сфере;
- создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.
Субъектами (сторонами, участниками) социального партнерства в Тюменской области являются:
- от имени работников: профсоюзные организации и их объединения, иные уполномоченные работниками на представительство органы общественной самодеятельности, выражающие интересы работников;
- от имени работодателей: работодатели и их объединения, обладающие соответствующими полномочиями представлять интересы работодателей;
- от имени субъекта Российской Федерации: орган исполнительной власти области;
- от имени муниципального образования: орган местного самоуправления.
Объектом социального партнерства являются отношения, возникающие в сфере реализации политики государства в социально - экономической и трудовой сферах, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации и Тюменской области.
Социальное партнерство осуществляется посредством заключения соглашений, коллективных договоров, консультаций, переговоров, направленных на реализацию политики Тюменской области в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, имеющих своей целью согласование действий по взаимному удовлетворению интересов субъектов (сторон), совместный контроль за выполнением достигнутых договоренностей и соответствия их федеральному и областному законодательствам.
В Тюменской области заключаются региональные, отраслевые, (межотраслевые), тарифные, профессиональные тарифные, территориальные соглашения, коллективные договоры на предприятиях.
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.
Для регулирования социально-трудовых отношений между сторонами социального партнерства в Тюменской области создаются трехсторонние комиссии, которые являются постоянно действующим органом, сформированные и состоящие из сторон социального партнерства. Комиссия действует на основании Положения о ней, разработанного сторонами социального партнерства в Тюменской области, утвержденного Губернатором области.
Основными целями комиссии являются:
- согласование социально-экономических интересов органов государственной власти области (округа), областного (окружного) объединения работодателей, областного (окружного) объединения профсоюзов при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений;
- содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений.
Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области:
- формируются Администрацией области, областным объединением профсоюзов, областным объединением работодателей;
- состоит из их представителей и действует на постоянной основе;
- руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, иными правовыми актами РФ, областными законами и Положением, утверждаемым Губернатором области, полномочными органами областного объединения профсоюзов, областного объединения работодателей;
- дает рекомендации органам государственной власти области о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда;
- взаимодействует с отраслевыми и территориальными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, оказывает содействие в их деятельности и развитии социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях;
- создает рабочие группы, приглашает для участия в своей работе представителей органов государственной власти области, областного объединения профсоюзов, областного объединения работодателей, не входящих в состав комиссии, ученых и специалистов, а также представителей других организаций;
- оказывает практическое и методическое содействие соответствующим комиссиям при заключении коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;
- осуществляет контроль за выполнением мероприятий областного трехстороннего соглашения и решений комиссий;
- вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;
- содействует разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых на территории Тюменской области.
Заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений в Тюменской области проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. По письменному заявлению одной из сторон созывается ее внеочередное заседание.
Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут сформировать единый орган, способствующий развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Тюменской области по отдельным направлениям.
В муниципальных образованиях области могут создаваться территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Территориальная трехсторонняя комиссия обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений на соответствующей территории, подготовку проекта территориального соглашения, его заключение и контроль за его выполнением.
Порядок формирования территориальной комиссии, а также представительства каждой из сторон определяются сторонами самостоятельно в соответствии с положениями и их уставами, действующим законодательством.
Областное и окружные трехсторонние соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и реализации государственных социальных гарантий соответственно на территории Тюменской области и автономных округов как субъектов РФ.
Данные соглашения являются трехсторонними и заключаются между Администрацией области (автономного округа), областным (окружным) объединением профсоюзов, областными (окружными) объединениями работодателей.
Срок действия данных соглашений определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Областное и окружные трехсторонние соглашения:
- разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашения;
- заключаются до принятия бюджета на соответствующий период;
- распространяются на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.
Условиям, содержащимся в областном и трехсторонних окружных соглашениях, не противоречат положения соответствующих законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Областное и окружное отраслевое тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии, льготы для работников отрасли (отраслей).
Отраслевое соглашение может быть двусторонним и трехсторонним. Двустороннее отраслевое соглашение заключается в бюджетных отраслях между Администрацией области (округа) и соответствующим профсоюзом.
Трехстороннее отраслевое тарифное соглашение заключается между отраслевым профсоюзом, соответствующим объединением работодателей и Администрацией области (округа).
Ведение переговоров и заключение областного (окружного) отраслевого соглашения осуществляется с участием органа по труду Администрации области (округа), а в бюджетных отраслях также с участием Комитета финансов.
Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Областное и окружное профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.
Областное и окружное профессиональное тарифное соглашение заключается между соответствующим профсоюзом, соответствующим объединением работодателей и Администрацией области (округа).