ЗАКОН
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 февраля 1997 года N 73
Об особенностях регулирования трудовых отношений в Тюменской области
Принят постановлением Тюменской областной Думы
19 декабря 1996 года N 552
Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 08.07.2003 N 155 (НГР: ru72000200300172)
Действие Закона приостановлено Законом Тюменской области от 01.03.2002 г. N 8 (НГР:ru72000200200039)
В редакции Закона Тюменской области от 20.05.1997 г. N 91 (НГР:ru72000199700019), от 08.06.2001 г. N 346 (НГР:ru72000200100136)
Настоящий Закон является нормативным правовым актом, отражающим особенности правового регулирования труда на территории Тюменской области, которые выражаются в следующем: наличие сложного субъекта Российской Федерации - автономных округов, обладающих самостоятельным правовым статусом; регионов с особыми климатическими условиями; в разнообразии категорий граждан, труд которых используется на предприятиях Тюменской области; различных форм привлечения к труду; широкое применение на территории области вахтового метода организации работ; привлечение и использование иностранной рабочей силы.
Настоящий Закон регулирует трудовые отношения работников, работающих по найму (трудовому договору, контракту) временно или постоянно на предприятиях, в учреждениях, организациях, личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - предприятия), расположенных на территории Тюменской области, независимо от форм собственности и места регистрации предприятия.
Закон регулирует также отношения, связанные с ведением коллективных переговоров, заключением коллективных договоров и соглашений, профессиональной подготовкой и переподготовкой, с обеспечением занятости и трудоустройства.
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии, компенсации и льготы предоставляются лицам, уволенным с предприятий, расположенных на территории Тюменской области, а также членам их семей и другим категориям граждан.
Регулирование трудовых отношений на предприятиях, расположенных на территории Тюменской области, основывается на следующих принципах:
- сочетания общегосударственного (федерального) правового регулирования труда лиц, работающих по найму, с областным и окружным правовым регулированием, а также локальным (на уровне предприятий) в сочетании с индивидуально-договорным;
- всесторонней защиты прав личности работающего по найму гражданина на предприятиях, расположенных на территории Тюменской области;
- широкого использования и привлечения к труду граждан, проживающих на территории Тюменской области;
- обеспечения правовых гарантий граждан в области регулирования труда.
Нормы регионального законодательства имеют юридическую силу в части, не ухудшающей положение работников по сравнению с общегосударственным правовым регулированием труда. Локальное законодательство и положения индивидуальных договоров (контрактов) могут содержать положения, предусматривающие дополнительные льготы и преимущества для работников предприятий, расположенных на территории Тюменской области, если эти льготы или преимущества предоставляются за счет собственных средств предприятий.
Регулирование труда на территории Тюменской области осуществляется законодательством Тюменской области в лице областных законодательных органов (областной Думы), Губернатором области, законодательством органов местного самоуправления в соответствии с Уставом Тюменской области, законодательством Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, входящих в состав Тюменской области, в соответствии с их Уставами и договорами с областью.
Органы государственной власти Тюменской области в пределах своей компетенции разрабатывают и принимают законы и постановления, регулирующие труд работников предприятий, расположенных на территории Тюменской области. Законы и постановления являются обязательными для всех предприятий, расположенных на территории Тюменской области независимо от форм собственности в соответствии с договорами и соглашениями между субъектами Федерации.
Органы государственной власти автономных округов принимают в пределах своей компетенции в соответствии с Уставом Тюменской области и Уставами автономных округов, договорами между субъектами Федерации законы и постановления, регулирующие труд работников предприятий, расположенных на территории административных образований независимо от форм собственности.
Органы местного самоуправления Тюменской области в пределах своей компетенции принимают правовые акты в соответствии с положениями и Уставами органов местного самоуправления, регулирующие труд работников предприятий, расположенных на их территории.
К ведению законодательных органов государственной власти Тюменской области в сфере труда и трудовых отношений относятся:
- формирование политики в сфере труда и трудовых отношений с учетом особенностей Тюменской области и принципов, определяемых на федеральном уровне;
- осуществление правового регулирования вопросов труда и трудовых отношений в части, не отнесенной к ведению на федеральном уровне;
- установление доплат определенным категориям работников бюджетной сферы за счет средств областного бюджета; (в редакции Закона Тюменской области от 08.06.2001 г. N 346)
- определение дополнительных критериев (сверх предусмотренных законодательством России) массового высвобождения работников и допустимых пределов безработицы, усиливающих социальную защищенность населения области по югу области, автономным округам;
- контроль за соблюдением трудового законодательства работодателями. (редакции Закона Тюменской области от 08.06.2001 г. N 346)
К ведению государственных органов исполнительной власти на подведомственной им территории относятся:
- утверждение программы регулирования труда и трудовых отношений;
- организация общественных работ совместно с органами занятости населения;
- оказание работодателям финансовой помощи в создании дополнительных рабочих мест;
- (абзац 5 перенесен в часть 1 статьи 5 Законом Тюменской области от 08.06.2001 г. N 346)
- разработка и утверждение программ по занятости населения;
- распределение бюджетных средств на финансирование программ в сфере труда и трудовых отношений;
- обеспечение трудовых прав и гарантий работающих граждан.
Профессиональные союзы Тюменской области представляют и защищают интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также коллективные права и интересы работников. Проекты нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых прав работников разрабатываются и принимаются компетентными органами власти на территории Тюменской области с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Предложения профсоюзов должны быть рассмотрены соответствующими органами государственной власти на территории Тюменской области в месячный срок.
Субъекты Федерации на территории Тюменской области на основе законодательства России о занятости населения разрабатывают комплексные программы по занятости населения на своей территории. В необходимых случаях программы по обеспечению занятости граждан могут носить межтерриториальный (между субъектами Федерации) характер, они согласовываются между субъектами Федерации на территории Тюменской области и утверждаются Административным советом области.
Занятость населения на территории Тюменской области основывается на следующих принципах:
- равенства всех трудоспособных граждан в реализации их права на труд независимо от национальности, пола, возраста, социального положения;
- свободы выбора вида занятости;
- правовой защиты от необоснованного увольнения;
- бесплатного содействия в подборе подходящей работы и трудоустройства;
- бесплатного обучения новой профессии, повышения квалификации безработного по направлению службы занятости;
- возможности заключения срочных трудовых договоров на участие в общественных оплачиваемых работах, организуемых с учетом возрастных и других особенностей граждан; (в редакции Закона Тюменской области от 20.05.1997 г. N 91)
- координации деятельности по занятости населения между субъектами Федерации на территории Тюменской области;
- гарантированности реализации дополнительных рабочих мест для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (женщин, выпускников общеобразовательных школ, коренного малочисленного населения, инвалидов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и проч.);
- стимулирования работодателей по созданию дополнительных рабочих мест путем создания механизма льготного налогообложения, выдачи ссуд на организацию рабочих мест.
Организация занятости населения на территории Тюменской области осуществляется:
- областным центром занятости;
- центром занятости Ханты-Мансийского автономного округа;
- центром занятости Ямало-Ненецкого автономного округа;
- центрами занятости городов, районов области;
- органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Граждане имеют право непосредственного обращения в организации по вопросам трудоустройства.
Органы управления, занятости населения, работодатели совместно с профсоюзными организациями соответствующего уровня проводят взаимные консультации по проблемам занятости в соответствии с программами по обеспечению занятости населения области.
Граждане Российской Федерации, в том числе коренное население, при приеме на работу в организации Тюменской области имеют равное право на обеспечение работой.
При этом отсутствие регистрации (прописки) в населенном пункте, на территории которого находится предприятие, не является препятствием для отказа гражданину в приеме на работу в соответствии с Конституцией России и Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года. Работодатели, принявшие на работу гражданина без регистрации в данном населенном пункте, не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.
Особенности трудоустройства и проживания граждан в закрытых административно-территориальных образованиях на территории области регулируются законодательством Российской Федерации.
Гражданам, оказавшимся без работы, предоставляются гарантии и льготы в соответствии с законодательством России, субъектов Федерации на территории Тюменской области, локальными нормативными актами и положениями индивидуальных трудовых договоров (контрактов).
Органы местного самоуправления Тюменской области определяют круг лиц, испытывающих трудности в подыскании работы. К таким категориям относятся: женщины, несовершеннолетние, вернувшиеся из мест лишения свободы, лица, окончившие профессиональные учебные заведения, инвалиды и т.п. Трудоустройство указанных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством России о квотировании рабочих мест на предприятиях. Органы по труду и занятости населения контролируют порядок установления квот и предоставления гарантий и льгот гражданам и работодателям по квотированию рабочих мест.
Органы местного самоуправления Тюменской области и автономных округов на подведомственной им территории устанавливают и обеспечивают гарантии занятости для коренного населения с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, устанавливая квоты рабочих мест для предприятий и создавая условия и льготы работодателям, использующим труд коренного населения.
Предприятия независимо от форм собственности обязаны производить выплаты уволенным с работы по сокращению численности, штатов или ликвидации предприятия работникам за счет собственных средств, принимать меры для сохранения рабочих мест, создавать дополнительные рабочие места для отдельных категорий граждан на своих предприятиях или содействовать их созданию на других предприятиях в соответствии с договорами между предприятиями или обязывающими их решениями (постановлениями) органов местного самоуправления, своевременно информировать службы занятости населения и профсоюзные органы о предстоящем высвобождении работников.
Финансирование общеобластных мероприятий, программ занятости населения Тюменской области осуществляется за счет обязательных страховых взносов работодателей в Государственный фонд занятости Российской Федерации, ассигнований областного бюджета, бюджета автономных округов.