Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 июня 1996 года N 452-р

О создании единой территориальной системы экологического мониторинга

Признан утратившим силу постановлением администрации Тюменской области от 25.10.2004 N 131-пк (НГР: ru72000200400210)

В редакции распоряжения Губернатора Тюменской области

от 13.12.2000 N 1384-р (НГР:ru72000200000150)

от 21.05.2003 г. N 403-р (НГР:ru72000200300332)

1. В целях развития системы экологической безопасности области и совершенствования информационного обеспечения органов власти и государственного управления и в соответствии с планом администрации области по охране окружающей среды на 1996 - 1997 годы принять предложение Тюменьоблкомприроды о формировании единой территориальной системы экологического мониторинга области.

2. Утвердить Положение о Единой территориальной системе экологического мониторинга (ЕТСЭМ) области (прилагается).

3. Областному комитету по охране окружающей среды и природных ресурсов:

обеспечить в 1996 г. разработку проекта создания ЕТСЭМ;

подготовить в срок до 30.12.96 Положение о территориальном информационно-аналитическом экологическом центре (ТИАЭЦ).

4. Координацию работ по созданию и функционированию единой территориальной системы экологического мониторинга области возложить на Департамент по охране окружающей среды Администрации области (Мельник М.С.) (в ред. от 21.05.2003 г. N 403-р).

Глава Администрации области Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

Приложение

к Распоряжению

Администрации Тюменской области

от 19 июня 1996 г. N 452-р

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Настоящее положение определяет цели и задачи организации и функционирования единой территориальной системы экологического мониторинга (далее именуется - ЕТСЭМ).

1. Общие положения


1.1. Территориальная система экологического мониторинга южной зоны Тюменской области, является составной частью Единой региональной системы экологического мониторинга Тюменской области, далее ТРСЭМ.

1.2. Система экологического мониторинга является формой организации службы наблюдений за состоянием окружающей среды.

1.3. Вся информация ЕТСЭМ является государственной собственностью, право оперативного управления которой возлагается на Департамент по охране окружающей среды Администрации Тюменской области (в ред. от 21.05.2003 г. N 403-р).

1.4. Настоящее Положение принято во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 1229 от 24.11.93 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга".

2. Основные понятия и определения


2.1. Под мониторингом окружающей природной среды следует понимать проводимые по определенной программе регулярные наблюдения за природными средами, природными ресурсами, растительным и животным миром, другими биологическими объектами, источниками антропогенного воздействия, которые позволяют выявить изменение состояния этих объектов, а также происходящие в них под влиянием антропогенной деятельности процессы.

2.2. Экологический мониторинг - это таким образом организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором:

- обеспечивается постоянная оценка экологического состояния условий среды обитания человека, природно-технических систем, биообъектов (растений, животных, микроорганизмов, грибов и т.д.) и условий функционирования экосистем;

- создаются исходные предпосылки и обоснования для определения корректирующих действий в случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

2.3. В систему наблюдения ЕТСЭМ входят следующие процедуры:

- выделение объекта наблюдения;

- регистрация и сертификация субъекта наблюдения;

- обследование состояния объекта наблюдения;

- составление информационной модели объекта наблюдения;

- планирование измерений;

- организация и проведение измерений;

- управление данными измерений;

- анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;

- прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;

- представление информации и ее доведение до потребителя.

2.4. В системе экологического мониторинга следует выделять:

- мониторинг источника воздействия или мониторинг эмиссий субстанций;

- мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем источника;

- мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенными источником (мониторинг антропогенного фона).

2.4.1. Мониторинг источника воздействия - это вид наблюдений, связанный с определением и/или изучением воздействия определенного источника или вида деятельности.

Измерения в рамках этот вида мониторинга, как правило, проводится на границах технологических барьеров, за пределами которых уже нет возможности влиять на поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или иных субстанций воздействия (акустических, электромагнитных, ионизирующих излучений, тепловой энергии и т.д.).

2.4.2. Мониторинг воздействий на окружающую природную среду, связанный с контролем, - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов и экосистемы, обусловленных определенным источником воздействия или видом антропогенной деятельности.

Измерения в рамках этого вида мониторинга проводятся в пределах территории (акватории), на которой имеется возможность в суммарном воздействии от всей действующей совокупности источников выделить влияние от конкретно рассматриваемого источника.

Основной задачей, решаемой в рамках этого вида мониторинга, является подтверждение соблюдения экологических стандартов, норм и правил для определенного источника или вида деятельности.

2.4.3. Мониторинг состояния окружающей природной среды, не связанный с определенным источником (мониторинг антропогенного фона), - это вид наблюдений за состоянием природных сред, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также антропогенных воздействий на них от всей совокупности действующих источников или видов деятельности без гарантированного выделения влияния в этом воздействии каком-либо источника или вида деятельности.

3. Цели и задачи


3.1. Основная цель функционирования ЕТСЭМ - обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды, рациональном использования природных ресурсов, необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

- оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;

- выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате антропогенной деятельности;

- оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и живой природе;

- определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.

3.2. Основными задачами ЕТСЭМ являются:

- организация сбора, передачи, обработки и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения, обеспечения ею заинтересованных потребителей;

- проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;

- прогнозирование развития экологической обстановки, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению введения экологического мониторинга;

- информирование населения о состоянии окружающей природной среды;

- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды.

3.3. В соответствии с основными задачами ЕТСЭМ выполняет следующие функции:

- обеспечение единой методической базы мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников антропогенного влияния, осуществляемого территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности и правового статуса;

- организация и обеспечение функционирования общеобластной, региональной и государственной информационных систем.

4. Организационное построение ЕТСЭМ


4.1. ЕТСЭМ - это система организационно-правовых отношений между субъектами мониторинга, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источников загрязнения на территории южной зоны Тюменской области.

Субъектами мониторинга являются:

- Тюменский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов;

- Тюменский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области;

- Областной центр госсанэпиднадзора;

- Нижне-Обское бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства;

- Нижне-Обское бассейновое водохозяйственное управление;

- Тюменский территориальный комитет по водному хозяйству;

- Областной комитет по лесу;

- Управление охотничьего хозяйства администрации Тюменской области;

- Западно-Сибирский региональный геологический Центр;

- Тюменская проектно-изыскательская станция химизации сельского хозяйства;

- Тюменская областная станция защиты растений;

- Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие;

- Тюменская специализированная инспекция аналитического контроля;

- Комиссия по чрезвычайным ситуациям;

- Тергосгеонадзор Тюменской области;

- Тюменский округ гостехнадзора России;

- Управление ветеринарии при администрации области;

- Тюменская инспекция Госатомнадзора;

- предприятия - природопользователи, осуществляющие деятельность на территории южной зоны Тюменской области.

4.2. Взаимоотношения между субъектами ТСЭМ определяются настоящим Положением.

4.3. ЕТСЭМ формируется на основе:

- организационного,

- методологического,

- метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, биообъектов, природно-технических систем, природных комплексов, экосистем и источников антропогенного воздействия на них, принадлежащих министерствам и ведомствам, а также предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям различных форм собственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»