Недействующий

ЗАКОН

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 марта 2001 года N 298

О местном референдуме в Тюменской области

Принят постановлением Тюменской областной Думой

27 февраля 2001 года N 1629

Признан утратившим силу Законом Тюменской области от 03.06.2004 г. N 234 (НГР: ru72000200400103)

Действие Закона приостановлено Законом Тюменской области от 16.03.2004 N 217 (НГР: ru72000200400049)

В редакции Закона Тюменской области от 26.09.2001 N 399 (НГР: ru72000200100243)

Настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в местном референдуме, а также регулирует вопросы его назначения, подготовки и проведения.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или опровергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;

гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;

комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума;

местный референдум (далее также - референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом и другими законами Тюменской области, а также уставом муниципального образования;

наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по поверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением референдума в соответствии с установленным законом порядком;

право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;

участник местного референдума (участник референдума) - гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии со статьей 4 настоящего Закона правом на участие в референдуме.

Статья 2. Правовая основа проведения местных референдумов


1. Местные референдумы в Тюменской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, другими областными законами, а также уставами муниципальных образований.

2. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в местном референдуме определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющим прямое действие.

Статья 3. Принципы проведения местного референдума


Принципы проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме


1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке местного референдума.

2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы местного референдума


1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.

2. Законами Тюменской области и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на местный референдум.

3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

5. Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Тюменской области.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума


Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может быть менее шести месяцев и более двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума. Иные обстоятельства, исключающие проведение референдума, устанавливаются статьей 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума


1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит следующим субъектам:

а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

б) общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума, уставы которых предусматривают участие в выборах;

в) избирательным объединениям, зарегистрированным в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня;

г) представительному органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума.

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума


1. Каждый участник референдума или группа участников референдума, а равно общественное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек. В случае, если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган указанного избирательного объединения либо руководящий орган его регионального местного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная группа) обращается в постоянно действующую избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации инициативной группы (далее также - ходатайство). В случае отсутствия такой избирательной комиссии функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Тюменской области.

3. В ходатайстве инициативной группы указываются:

а) вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

б) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого члена инициативной группы, а также каждого из лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, на которой предлагается провести референдум.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Статья 9. Рассмотрение инициативы проведения местного референдума


1. При приеме документов, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 8 настоящего Закона, руководитель органа, указанного в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, или лицо, уполномоченное на это, выдает письменное подтверждение о принятии документов с отметкой даты и времени их приема.

2. Если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, соответствующая комиссия референдума может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

3. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия Тюменской области в течение 15 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:

а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления (в случае его отсутствия - главе муниципального образования) для проверки соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган местного самоуправления (в случае его отсутствия - глава муниципального образования) обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Срок проверки устанавливается уставом муниципального образования и не может превышать 20 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящей статьи, ходатайства и приложенных к нему документов. Решение по итогам проверки принимается представительным органом или главой муниципального образования в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования для принятия соответствующих правовых актов, и незамедлительно направляется в избирательную комиссию, направившую ходатайство.

В случае признания вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия области регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае признания вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования или избирательная комиссия области отказывает в регистрации инициативной группы.

Решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации принимается соответствующей избирательной комиссией в пятидневный срок со дня поступления соответствующего решения представительного органа или главы муниципального образования.

4. Представительный орган местного самоуправления в течение 35 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, ходатайства инициативной группы обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы, а также проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона, и принять одно из следующих решений:

а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, устава муниципального образования и признания вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона - о регистрации инициативной группы и выдаче ей регистрационного свидетельства;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

5. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается правовой акт соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.

6. Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, устава муниципального образования.

7. При отсутствии в муниципальном образовании постоянно действующей избирательной комиссии орган, зарегистрировавший инициативную группу (представительный орган местного самоуправления или избирательная комиссия Тюменской области), в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) комиссию местного референдума муниципального образования в порядке, определенном настоящим Законом.

Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума в форме собрания граждан


1. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена реализация инициативы проведения референдума в форме собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. В этом случае сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума не проводится.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»