О местном референдуме в Тюменской области
(с изменениями на 5 июня 2024 года)
(в ред. Законов Тюменской области от 05.11.2004 N 277, от 06.06.2006 N 470, от 10.12.2010 N 81, от 11.07.2012 N 60, от 26.12.2012 N 110, от 05.07.2013 N 59, от 02.06.2014 N 41, от 07.11.2014 N 86, от 26.12.2014 N 123, от 25.02.2015 N 10, от 11.06.2015 N 70, от 04.05.2016 N 30, от 28.09.2017 N 66, от 25.10.2018 N 99, от 19.04.2019 N 25, от 28.06.2019 N 45, от 30.06.2020 N 52, от 02.10.2020 N 62, от 26.04.2021 N 27, от 01.06.2021 N 40, от 02.06.2022 N 18, от 07.02.2023 N 3, от 26.09.2023 N 49, от 05.06.2024 N 29)
Принят областной Думой
20 мая 2004 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Уставом Тюменской области определяет порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений.
1. Местный референдум в Тюменской области (далее также - референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования, среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
2. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума устанавливается в соответствии с законодательством о референдуме.
3. Термины и понятия используются в настоящем Законе в том же значении, что и в Федеральном законе.
1. Референдумы в Тюменской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, другими областными законами, а также уставами муниципальных образований.
2. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме определяются Федеральным законом, имеющим прямое действие.
Принципы проведения референдума определяются статьей 3 Федерального закона.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного местного референдума. До назначения местного референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.
(в ред. Закона Тюменской области от 04.05.2016 N 30)
2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона, установленные законодательством условия реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме.
(часть 4 введена Законом Тюменской области от 02.10.2020 N 62)
1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Федеральным законом, законами Тюменской области, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
(в ред. Закона Тюменской области от 06.06.2006 N 470)
3. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Тюменской области.
1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, на территории Тюменской области либо на территории муниципального образования, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 11 статьи 10.1 Федерального закона.
(в ред. Закона Тюменской области от 26.09.2023 N 49)
2. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение 2 лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
(часть 2 в ред. Закона Тюменской области от 06.06.2006 N 470)
3. Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.
4. Не допускается установление обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.
1. Инициатива проведения референдума принадлежит следующим субъектам:
а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
б) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, зарегистрированным в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, на котором предлагается провести референдум, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (далее также - инициативная группа), уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах.
2. Федеральными законами инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек. Если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, иное общественное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган указанного избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
(в ред. Законов Тюменской области от 06.06.2006 N 470, от 11.07.2012 N 60)
2. Инициативная группа определяет формулировку вопросов, выносимых на референдум, и назначает уполномоченного представителя инициативной группы. Инициативная группа вправе заменить уполномоченного инициативной группы. Порядок деятельности инициативной группы определяется настоящим Законом и решениями инициативной группы.
3. Уполномоченный представитель инициативной группы:
1) представляет инициативную группу по вопросам, связанным с организацией и проведением референдума, в отношениях с гражданами, организациями и средствами массовой информации;
2) представляет интересы инициативной группы в суде;
3) заключает договоры в целях обеспечения организации и проведения референдума;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
4. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации инициативной группы (далее также - ходатайство) в постоянно действующую избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (далее также - муниципальная комиссия референдума), которая действует со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума.