Анализ законодательной базы федерального уровня свидетельствует об отсутствии единого нормативного акта, регламентирующего вопросы осуществления демографической политики в РФ.
Отдельные нормы и положения, касающиеся рассматриваемого вопроса, содержатся в ряде отраслевых законодательных актах, регулирующих вопросы в сфере охраны здоровья населения, улучшения положения детей, осуществления семейной политики, в сфере образования, занятости, охраны окружающей среды, осуществления государственной миграционной политики.
Медико-социальные вопросы
Вопросам медицинской деятельности по планированию семьи и репродуктивной функции человека посвящен Раздел VII Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 N5487-1 (ред. от 27.02.2003). Статьями 35 и 36 Основ закреплено право совершеннолетней женщины детородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, а также на искусственное прерывание беременности при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Статьей 37 Основ допускается медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции, которая может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
В преамбуле Федерального закона от 30.03.1995 N38-ФЗ (ред. от 07.08.2000) "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" констатируется, что заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ (ред. от 10.01.2003) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся установление единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей - инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом.
Демография и образование
Согласно статьям 28 и 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 (ред. от 10.01.2003) "Об образовании" в области образования к ведению Российской Федерации, в частности, относится разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, а к ведению субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей.
В приложении к Федеральному закону от 10.04.2000 N51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" указывается, что Федеральная программа развития образования основные цели и задачи Федеральной программы развития образования развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Демография и охрана окружающей среды
Согласно статье 35 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, демографические и иные последствия эксплуатации указанных объектов.
Демография и законодательство об информации
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 (изм. от
10.11.2002) "О государственной тайне" установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 20.02.1995 N24-ФЗ (ред. от
10.01.2003) "Об информации, информатизации и защите информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие демографическую информацию, а статьей 7 Федерального закона от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" запрещено ограничивать вывоз из Российской Федерации таких документов.
Согласно статье 2 Федерального закона 20.07.1995 N115-ФЗ (изм. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.01.2002 N8-ФЗ "О всероссийской переписи населения", всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений.
Демография и занятость населения
Согласно статье 14 Федерального закона от 19.04.1991 N1032-1 (ред. от 10.01.2003) "О занятости населения в Российской Федерации" осуществление активной политики занятости населения включает и мероприятия по профилированию - распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования пола, возраста и других социально-демографических характеристик.
Демография и миграция
Система управления миграцией была существенным образом реформирована в 2002 году.
Основой реформы является Указ Президента Российской Федерации от 23.02.2002 N 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики".
В соответствии с данным указом Президент возложил на Министерство внутренних дел Российской Федерации функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Федеральная Миграционная служба вошла в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации, а соответствующие территориальные органы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации преобразованы в подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа издан Приказ МВД России от 31.05.2002 N522 "О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N453 в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики Правительство Российской Федерации образована Правительственная комиссия по миграционной политике.