Недействующий

ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 1999 года N 107

Об областной программе государственной поддержки малого предпринимательства в области на 1999 - 2000 годы

Срок действия акта истек в силу ст. 40 Закона Тюменской области от 04.11.1996 N 54 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области (истечение срока действия, на который он вводился в действие)

Срок реализации областной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1999 - 2000 годы продлевается на 2001 год постановлением Губернатора Тюменской области от 08.09.2000 N 210 (НГР: ru72000200000210) (в ред. от 01.06.2001 N 216 (НГР: ru72000200100435))

В целях обеспечения дальнейшего развития малого предпринимательства в области, в соответствии со статьей 6 Закона Тюменской области "О государственной поддержке малого предпринимательства", руководствуясь Уставом Тюменской области:

1. Принять областную Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1999 - 2000 годы (прилагается).

2. Функции генерального заказчика Программы и координатора деятельности департаментов, комитетов и других структурных подразделений Администрации области в сфере поддержки и развития малого предпринимательства возложить на Комитет по управлению государственным имуществом области (Загвязинский В.В.).

3. Направить Программу на утверждение в областную Думу.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на Загвязинского В.В., заместителя Губернатора области, председателя Комитета по управлению государственным имуществом области.

Губернатор области Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

Приложение

к Постановлению

Губернатора Тюменской области

от 21 мая 1999 г. N 107

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ


Генеральный заказчик - Комитет по управлению государственным

имуществом Тюменской области

Разработчики программы - Тюменский институт экономической

конъюнктуры

Директор - Вилков Н.О.

Тюменский областной фонд

государственной поддержки малого

предпринимательства

Директор - Мамонов В.А.

Содержание


Введение

Раздел 1. Анализ состояния проблемы

1.1 Характеристика современного социально-экономического развития Тюменской области

1.2. Анализ текущего состояния и развития малого предпринимательства в области

Раздел 2. Цели и задачи Программы

Раздел 3. Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства.

1. Нормативно-правовая сфера

2. Инфраструктурная сфера

3. Информационная сфера

4. Финансово-кредитная сфера

5. Сфера кадрового обеспечения

6. Повышение престижа СМП

Раздел 4. Основные мероприятия Программы

1. Нормативное обеспечение функционирования малого предпринимательства и помощь в осуществлении нормативных процедур

2. Мониторинг экономического состояния малых предприятий

3. Формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

4. Финансово-кредитные механизмы, обеспечивающие государственную поддержку малого предпринимательства

5. Развитие культуры малого предпринимательства и формирование его имиджа

6. Целевые инвестиционные конкурсы среди субъектов малого предпринимательства

Раздел 5. Механизмы осуществления Программы

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы

Раздел 7. Эффект, ожидаемый от реализации Программы

Приложение 1. Основные мероприятия по реализации Программы

Приложение 2. Расчет затрат по основным мероприятиям Программы

Введение


Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1999 - 2000 годы (в дальнейшем - Программа) сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к областной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 1998 год.

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

- Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";

- "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы";

- Законы Тюменской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тюменской области", "О формировании и финансировании областных программ", "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Тюменской области", "О протекционистской политике в отношении производителей товаров и услуг, находящихся на территории области".

Актуальность разработки Программы обусловлена тем, что малое предпринимательство стало неотъемлемым субъектом рынка, одним из главных факторов дальнейшего развития экономики Тюменской области, основой формирования среднего класса как социальной базы стабилизации общества. Развитие потребительского и обслуживающего секторов экономики является наиболее естественной средой для развития малых предприятий, поэтому в ближайшей перспективе малое предпринимательство может стать стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов. Малый бизнес является наиболее динамичной формой предпринимательства, способной гибко маневрировать всеми имеющимися ресурсами в условиях постоянного изменения рыночной конъюнктуры.

Эти свойства малого предпринимательства позволяют ему:

- выявлять наиболее эффективные направления бизнеса, способствуя структурной перестройке экономики, развитию и внедрению новых технологий, повышая мобильность и уровень использования природных, материальных и технологических ресурсов;

- вовлекать в производство незанятую рабочую силу, уменьшая безработицу, давая возможность раскрыть и использовать в интересах экономического роста интеллектуальный и трудовой потенциал дееспособной части населения;

- содействовать деятельности крупных предприятий, принимая на себя выполнение работ, которые они не могут эффективно осуществлять из-за инерционности своего технологического и управленческого механизма;

- увеличивать долю финансовых ресурсов населения, используемых в производственных целях;

- способствовать формированию рыночной структуры экономики, созданию конкурентной среды и расширению налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней.

В то же время малые предприятия в меньшей степени, чем крупные, защищены от банкротства в силу отсутствия возможности иметь существенные материальные и финансовые резервы и снижать затраты за счет организации массового производства.

Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов из-за нежелания коммерческих банков финансировать малый бизнес. В условиях снижающейся доходности хозяйственных операций и кризиса неплатежей многие малые предприятия не в состоянии осуществлять широкие маркетинговые исследования, внедрять новые технологии и, тем самым, обеспечивать повышение качества продукции и услуг.

Данные обстоятельства диктуют необходимость оказания действенной государственной поддержки малому предпринимательству, эффективность которой во многом зависит от конкретных социально - экономических условий его функционирования и развития на территории Тюменской области. В этой связи разработка комплекса мероприятий Программы основана на анализе социально-экономического развития Тюменской области и текущего состояния малого предпринимательства в регионе.

Кроме того, следует учитывать, что малые предприятия действуют в собственных интересах на рынке труда и капитала, товаров и услуг, поэтому чрезвычайно важно, чтобы они работали на государственную политику по макроэкономической структурной перестройке и подготовке базы экономического роста.

1.1. Характеристика современного социально-экономического развития Тюменской области

Обобщающим показателем социально-экономического развития области является уровень жизни, оказывающий, в свою очередь, существенное влияние на развитие предпринимательства. Денежный доход среднестатистического жителя области к концу 1998 года составил 3211 рублей, однако негативным результатом прошедшего года стало падение реальной зарплаты, размер которой с учетом индекса потребительских цен уменьшился на 34 %. Одновременно продолжается процесс социального расслоения населения: доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превысили уровень доходов 10 % наименее обеспеченного населения на юге области в 31 раз, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах соответственно в 20,4 и 19,6 раза. Среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума имели 23,3 % населения (608 тыс. чел.).

Несмотря на значительное увеличение потребительских цен за 1998 год (на 64,5 %), их темп прироста оказался ниже, чем в близлежащих областях, таких как Свердловская (94,5 %), Томская (74,7 %), Омская (72,2 %) и Новосибирская (70,6 %).

Последствия кризиса отрицательно отразились на экономических процессах в сфере материального производства: по сравнению с 1997 годом на 2,5 % произошло снижение объема выпуска промышленной продукции, уменьшилась на 33 % общая сумма налоговых поступлений и других доходов в бюджетную систему, усилилась тенденция спада инвестиционной активности в области (объем освоенных капитальных вложений сократился на 13 % к уровню предыдущего года).

По состоянию на 01.01.99 63,7 тыс. человек признаны безработными, уровень официально зарегистрированной безработицы составил 3,81 % от экономически активного населения области (на 01.01.98 - 3,2 %). Из общего числа безработных 21,7 % (или 13,8 тыс. человек) приходится на юг области, 56,1 % (или 35,7 тыс. человек) и 22,2 % (или 14,2 тыс. человек) соответственно на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. За год численность безработных по области в целом увеличилась на 11,3 тыс. человек, в том числе по автономным округам на 14,6 тыс. человек, а на юге области снизилась на 3,3 тыс. человек. Кроме того, следует учесть, что безработица имеет еще скрытую форму.

Анализ социально-экономического развития Тюменской области за 1998 год показал, что вследствие обострения финансовой ситуации изменились условия развития экономики на 1999 год, встал вопрос об усилении стабилизирующих факторов, обеспечивающих использование инвестиционного и производственного потенциала хозяйствующих субъектов в ключевых отраслях экономики. Кардинальное изменение положения к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения и усиления контрольных функций государственных органов управления в реальном секторе экономики, а также за счет повышения роли малого предпринимательства.

1.2. Анализ текущего состояния и развития малого предпринимательства в области

По состоянию на 01.01.98 в Тюменской области действовало по данным государственной статистики 34358 малых предприятий. На них было занято 342808 человек, при этом 286655 человек работало на постоянной основе. На начало 1997 года эти показатели были соответственно 388109 и 281486 человек, что свидетельствует о наметившейся тенденции сокращения общей численности занятых в малом бизнесе при росте общего числа постоянно работающего на малых предприятиях персонала.

Уровень развития малого бизнеса в Тюменской области может быть оценен путем сравнения его показателей с результатами деятельности малых предприятий, функционирующих на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию "Сибирское Соглашение" (МАСС). На территории Тюменской области находится 27,0 % от общего числа малых предприятий МАСС, тогда как доля по суммарному фонду заработной платы составляет 31,9 %, по размеру балансовой прибыли - 20,8 %, по объему выручки от реализации - 4,6 %, по капитальным вложениям - 5,8 % (см. диаграмму 1).

Приведенные данные позволяют сделать вывод, что малые предприятия Тюменского региона функционируют менее эффективно, чем в среднем малые предприятия субъектов РФ Межрегиональной ассоциации "Сибирское Соглашение", и к тому же наблюдается некоторый спад их деловой и инвестиционной активности.

На территории юга Тюменской области по данным Облгосналогинспекции на 01.10.98 зарегистрировано 12427 малых предприятий и 35024 частных предпринимателя без образования юридического лица, которые создают 16,9 % валового внутреннего продукта и на их долю приходится 14,4 % общего объема прибыли.

Малые предприятия неравномерно распределены по территории юга Тюменской области. Основная часть их сконцентрирована в городах (73,9 %), а среди районов наибольшее количество сосредоточено Тюменском (3,7 %), Тобольском (2,8 %) и Нижне-Тавдинском (2,6 %).

Основным относительным показателем, характеризующим уровень территориального распространения и развитие предпринимательства, является количество малых предприятий на 1000 жителей. Наиболее высокий удельный показатель по состоянию на 01.10.98 (выше среднестатистического уровня - 9,16 МП на 1000 жителей) по сведениям госналогслужбы отмечен в городах: Тюмени (15,53) и Тобольске (10,90), Тобольском (13,29), Нижнетавдинском (12,13), Армизонском (10,00) районах. Чрезвычайно низкое значение данного показателя (менее 1,0 МП на 1000 жителей) зафиксировано в Сорокинском районе (0,39), (см. таблицу 1). Уровень хозяйственной активности субъектов малого предпринимательства во многом зависит от проводимой политики местных властей, последовательности проведения рыночных преобразований, реформирования и реструктуризации производственной сферы, а также от целой группы иных социально-экономических факторов (например, территориально - отраслевые особенности, уровень безработицы, платежеспособный спрос населения и т.д.). Степень влияния этих факторов на процесс формирования благоприятной экономической среды для развития малого предпринимательства в области носит многовариантный характер, поэтому целесообразно проведение самостоятельного мониторинга условий деятельности субъектов малого предпринимательства практически во всех районах юга области.

На протяжении последних лет на территории юга Тюменской области сохраняется преобладающий удельный вес в сфере малого предпринимательства предприятий оптовой и розничной торговли. По сведениям налоговых органов на 01.01.98 на их долю приходилось 27,6 % всех малых предприятий, причем удельный вес налоговых поступлений в 1996 - 1997 годах не превышал 1/5 всех налоговых платежей, полученных в сфере малого предпринимательства.

В промышленности наметился небольшой абсолютный рост числа малых предприятий. В тоже время в 1997 году произошел достаточно весомый рост числа малых предприятий в промышленности строительных материалов (на 33,3 %), в лесозаготовительной и деревообрабатывающей (на 13,2 %), в пищевой промышленности (на 7,9 %). Одновременно сократилось количество предприятий машиностроения и металлообработки на 18,3 %.

Наиболее динамично развивается малый бизнес в строительном комплексе, что напрямую связано с активизацией спроса населения и обусловлено действием рыночных механизмов исходя из экономических интересов малых предприятий. Здесь отмечается существенный уровень рентабельности производства и наибольший объем получаемой прибыли (29,7 % от общей массы прибыли, приходящейся на долю малых предприятий в 1996 году и 36,7 % - в 1997 году).

Таблица 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»