ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2011 года N 47
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________
<Наименование в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835>
<Изменения: Постановление Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Изменения: Постановление Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановление Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановление Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>
Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы согласно приложению.
<Пункт 1 в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835>
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2011 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.Г.Цареву.
<Пункт 3 в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770>
Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев
<Приложение в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Постановления Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановления Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановления Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>
Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы
<Паспорт в редакции Постановления Правительства Рязанской области от 27.10.2011 г. N 359; нгр:RU62000201100835; Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692; постановления Правительства Рязанской области от 30.12.2013 N 470; нгр: RU62000201301037>
<Паспорт в новой редакции: Постановление Правительства Рязанской области от 15.08.2012 г. N 219; нгр:RU62000201200515; Постановление Правительства Рязанской области от 28.11.2012 г. N 339; нгр:RU62000201200770>
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение" на 2011 |
Заказчик | Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Разработчик | Министерство социальной защиты населения Рязанской области |
Основание для | Перечень поручений Президента Российской Федерации |
Исполнители | Министерство социальной защиты населения Рязанской |
Цель и задачи | Цель Программы - формирование организационных, правовых, |
Целевые | Число пожилых людей, нуждающихся в социальной поддержке и |
Сроки | 2011 - 2014 годы |
Перечень | Разработка нормативных правовых актов по вопросам |
Объемы и | Объем расходов на реализацию программных мероприятий |
Ожидаемые | Реализация Программы предполагает: |
Современная демографическая ситуация в Рязанской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией - динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения. Пожилые люди (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.
На 1 января 2010 года численность лиц пожилого возраста составила 308,17 тысяч человек, или 27,8% от общей численности населения Рязанской области (1151,4 тысяч человек).
Население | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Все население, | 1227910 | 1223738 | 1208169 | 1194753 | 1182011 | 1172325 | 1164530 | 1157740 | 1151439 |
в том числе: | |||||||||
в возрасте | 193871 | 191814 | 182035 | 173931 | 167051 | 161545 | 158790 | 158165 | 158884 |
трудоспособном | 711120 | 711612 | 713234 | 711734 | 709248 | 705698 | 700096 | 693833 | 684385 |
старше | 322749 | 320312 | 312900 | 309088 | 305712 | 305082 | 305644 | 305742 | 308170 |
из них в | 210752 | 210689 | 213584 | 216168 | 216949 | 218286 | 213025 | 204278 | 196399 |
Доля населения | 17,2 | 17,2 | 17,7 | 18,1 | 18,4 | 18,6 | 18,3 | 17,6 | 17,1 |
На начало 2010 года большинство пенсионеров в возрастном отношении проживало в городских поселениях. Численность горожан в возрасте старше трудоспособного в 1,8 раза превышает численность сельских жителей (199286 и 108884 человек соответственно).
Численность лиц пенсионного возраста в г. Рязани составляет 24,3% от общей численности жителей областного центра. Наибольший удельный вес граждан старше трудоспособного возраста зарегистрирован в Спасском (34,7% от всего населения), Пителинском (34,1%), Шацком (34,0%) районах, наименьший - в г. Касимове (22,9%) и Пронском районе (24,8%). При этом необходимо отметить, что лишь в 10 из 29 муниципальных образований доля населения старше трудоспособного возраста не превышает среднеобластной показатель.
Доля лиц пенсионного возраста на начало 2010 года в Рязанской области выше, чем в среднем по России и по Центральному федеральному округу, соответственно на 5,2 и 2,3 процентного пункта.
Все это позволяет говорить о населении Рязанской области как о самом демографически "старом" в Центральном федеральном округе. Аналогичные показатели по России в целом и по Центральному федеральному округу составляют соответственно 12,9% и 15,0%.
Период до 2031 года будет характеризоваться вступлением в пенсионный возраст относительно многочисленных поколений людей, родившихся в послевоенные годы, что приведет к дальнейшему старению населения и росту доли лиц пожилого возраста. Ее значение на протяжении прогнозного периода предполагается на уровне 27,1 - 33,7% общей численности населения. К началу 2031 года каждый третий житель Рязанской области (примерно каждый пятый мужчина и каждая третья женщина) будет пенсионером в возрастном отношении. К концу прогнозного периода разница долей пенсионеров в численности городского и сельского населения постепенно сократится до 1,1 процентного пункта.
В Рязанской области в 2009 году ожидаемая продолжительность жизни у мужчин впервые "перешагнула" порог пенсионного возраста и составила 60,9 года. Для женщин и всего населения продолжительность жизни составила 74,9 года и 67,7 года соответственно.
Средняя продолжительность жизни в 2009 году составила:
в сельской местности - 64,9 года, для мужчин - 58,2 года, для женщин - 73,2 года (в 2002 году соответственно - 61,5 года; 54,6 года, 70,8 года);
в городских поселениях - 68,7 года, для мужчин - 62,0 года, для женщин - 75,5 года (в 2002 году соответственно - 65,1 года; 58,2 года; 72,3 года).
Все это позволяет говорить о том, что проблема низкой ожидаемой продолжительности жизни не теряет пока своей актуальности, что в свою очередь приводит к росту численности одиноких пожилых людей.
По уровню среднего размера пенсии Рязанская область занимает 12 место в Центральном федеральном округе. Средний размер пенсии в Рязанской области ниже, чем в целом по России на 329,71 руб. и на 285,98 руб. ниже, чем в Центральном федеральном округе.
С возрастом уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Подавляющее большинство людей старше трудоспособного возраста оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Люди старшего возраста считают, что уровень их жизни заметно снизился. По данным единовременного выборочного обследования бюджетов домашнего хозяйства за II квартал 2010 года, доля пожилых людей, находящихся за чертой бедности (мужчины 60 лет и старше), составляет 30,2% и женщины 55 лет и старше - 34,0% обследуемого населения.
Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. В условиях рынка приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера, определяемого уровня его доходов и цен на потребительские товары и услуги.
На уровень жизни пенсионеров влияет их занятость в экономике. По данным выборочного обследования по проблемам занятости, среди занятых в экономике доля лиц пенсионного возраста составляет 7,8%.
Приведенные цифры свидетельствуют о достаточно высокой активности людей пенсионного возраста. Но их жизненный опыт, профессиональные качества зачастую остаются невостребованными обществом. Несомненно, забота о людях этого возраста должна быть приоритетной задачей государства.
Среди областей Центрального федерального округа по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом Рязанская область находится на 4 месте. На 10000 населения приходится 56 врачей и 116 человек среднего медицинского персонала. Что позволяет говорить о высоком уровне обеспеченности медицинским персоналом всех уровней по сравнению с соседними областями.
Обслуживание в социально-медицинских учреждениях включает все меры по созданию для людей пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности: реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Физическое здоровье самым непосредственным образом связано со способностью пожилых людей участвовать в жизни общества. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем в наименьшей степени удовлетворены жизнью и чаще испытывают социальную изоляцию. В целом удовлетворенность или неудовлетворенность пожилых людей своим здоровьем тесно связана с их удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью вообще. Они устойчиво нуждаются в профилактической, лечебной и социальной помощи.
В сельской местности уровень материального достатка и качества жизни ниже, меньше возможности использовать современные достижения санитарии и гигиены, меньше развита инфраструктура: медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство. Многие сельские жители не могут получить экстренную медицинскую помощь в связи с разбросанностью сельских населенных пунктов, отсутствием в них лечебных учреждений и автомобильных дорог с твердым покрытием. Кроме того, доля лиц старше трудоспособного возраста на селе больше, чем в городских поселениях.
Последствия старения населения многообразны и охватывают как экономические, так и социальные аспекты: повышение расходов общества на поддержку пожилого населения, изменения условий жизни и структуры семьи, а также отношений между поколениями. Возрастает потребность в государственных социальных программах, включающих оказание профилактических услуг лицам предпенсионного возраста и геронтологической помощи.
В условиях экономической нестабильности, обострения социальных проблем еще более усугубляется социальная незащищенность граждан пожилого возраста. Пожилые люди являются одним из наиболее уязвимых социально-демографических слоев населения, поэтому на первый план выдвигается целесообразность координации деятельности всех отраслей социального блока в интересах людей старшего возраста.
Крупный массив демографических, социальных, экономических и медицинских задач по формированию благоприятных условий жизнедеятельности пожилого населения можно решить лишь на основе системного подхода, базирующегося на триединстве таких принципов, как "личная ответственность", "взаимоподдержка" и "социальная справедливость". Данные установки призваны стать мощным рычагом активизации человеческого потенциала пожилых людей и оказывать положительное воздействие на их образ жизни.
Все вышеизложенное определяет необходимость разработки и принятия данной Программы.
Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- нормативно-правовое обеспечение защищенности пожилых людей;
- укрепление социальной защищенности пожилых людей;
- укрепление здоровья пожилых людей;
- оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей;
<Абзац 7 исключен: Постановление Правительства Рязанской области N 367 от 07.11.2013 г.; нгр:RU62000201300692>
- совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей;
- организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей;
- кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми людьми;
- методическое и информационное сопровождение Программы.
Сроки реализации Программы - 2011 - 2014 годы.