ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 года N 360
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Рязанской области на 2013-1015 годы"
<Акт утратил силу: Постановление Правительства Рязанской области от 22.01.2014 г. N 5; нгр:RU62000201400028>
<Изменения:
Постановление Правительства Рязанской области от 21.08.2013 г. N 234; нгр: RU62000201300440;
Постановление Правительства Рязанской области от 20.11.2013 г. N 385; нгр: RU62000201300724>
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Рязанской области на 2013 - 2015 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области А.В.Ревякина.
Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ И ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ"
<Приложение в редакции: Постановление Правительства Рязанской области от 21.08.2013 г. N 234; нгр: RU62000201300440; Постановление Правительства Рязанской области от 20.11.2013 г. N 385; нгр: RU62000201300724>
<Паспорт в редакции: Постановление Правительства Рязанской области от 21.08.2013 г. N 234; нгр: RU62000201300440; Постановление Правительства Рязанской области от 20.11.2013 г. N 385; нгр: RU62000201300724>
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Обращение с твердыми |
Заказчик | Министерство топливно-энергетического комплекса и |
Разработчик | Министерство топливно-энергетического комплекса и |
Основание для | Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах |
Исполнители | Министерство топливно-энергетического комплекса и |
Цели и задачи | Целью Программы является улучшение экологической |
Целевые | Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: |
Сроки | 2013 - 2015 годы |
Перечень | Программа включает в себя следующие основные мероприятия: |
Объемы и | Общий объем средств на реализацию мероприятий Программы на |
Ожидаемые | Осуществление строительства полигона промышленных отходов; |
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду. Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения отходов являются:
- изменившаяся структура потребления, обусловленная увеличением доли различного рода упаковки в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, до этого не свойственных прежней структуре потребления;
- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;
- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;
- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами.
В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) на территории Рязанской области ежегодно образуется более 1 млн. тонн бытовых и промышленных отходов.
Динамика образования отходов на территории Рязанской области в 2006 - 2010 годы приведена в таблице.
Образование, использование и | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Образование отходов, тыс. тонн | 1224,811 | 1066,7 | 1000,4 | 1101,6 | 1007,5 |
Использование отходов, тыс. тонн | 462,717 | 316,6 | 259,2 | 419,3 | 561,7 |
Обезвреживание отходов, тыс. | 0,6 | 0,1 | 0,3 | 5,4 | 2,6 |
Отсутствие видимой положительной динамики роста образования отходов на территории Рязанской области в 2005 - 2010 гг. объясняется частично тем, что все большее количество бытовых отходов вывозится на неорганизованные свалки, в лесные массивы вследствие отсутствия необходимого количества санкционированных мест для размещения отходов и низкого охвата населения организованными системами сбора и вывоза мусора.
Существующая в Рязанской области система обезвреживания твердых бытовых отходов основана на захоронении подавляющего большинства отходов на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках.
По состоянию на 1 января 2011 г. на территории Рязанской области эксплуатируется 1 санкционированная свалка промышленных отходов, 4 полигона твердых бытовых отходов, а также 35 санкционированных свалок твердых бытовых отходов, охватывающих все районы области.
Наибольшее количество промышленных отходов в Рязанской области образуется организациями и предприятиями обрабатывающих отраслей (химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности и др.).
Для переработки отходов в городе Рязани используется потенциал уже имеющихся предприятий. На территории города порядка 16 предприятий различных форм собственности, относящихся в основном к предприятиям малого и среднего бизнеса, специализируются на вторичном использовании и переработке следующих отходов: картона и бумаги, отработанных масел различных видов, отработавших аккумуляторов, лома черных и цветных металлов, боя стекла, отходов полиэтилена, полипропилена и ртутьсодержащих отходов.
В то же время, промышленная переработка отдельных видов отходов, таких, как строительные, нефтесодержащие отходы и особенно грунт, осадки при механической и биологической очистках, не решена.
Промышленные отходы II - IV классов опасности, образующиеся на предприятиях города Рязани и Рязанской области, размещаются на санкционированной свалке промышленных отходов города Рязани МУП "Эколозащита", расположенной в пределах городского округа в нарушение природоохранных норм и правил. Свалка эксплуатируется с 1991 года. Расчетная вместимость данного объекта по состоянию на 2010 год составляла 4 года для отходов III класса опасности.
В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" необходимо выделить земельный участок за пределами города Рязани для строительства современного полигона промышленных отходов и производств по их переработке и обезвреживанию.
Источниками образования твердых бытовых отходов на территории Рязанской области являются организации и промышленные предприятия, население Рязанской области и объекты инфраструктуры.
В среднем по Рязанской области на городского жителя образуется 400 - 550 кг/год твердых бытовых отходов. В среднем по Рязанской области на сельского жителя образуется 200 - 250 кг/год твердых бытовых отходов, однако из-за притока отдыхающих в летнее время численность населения значительно возрастает.
В городе Рязани для решения вопроса сортировки отходов и извлечения вторичных ресурсов в 2007 году введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс "Рязанский Скарабей" мощностью 100 тыс. тонн/год. Утилизируемая часть отходов (макулатура, лом черных и цветных металлов, полиэтилен, стекло - 10 - 15% всех отходов) используется в качестве вторичного сырья, неутилизируемая (85 - 90%) поступает для захоронения на свалку твердых бытовых отходов г. Рязани, которая действует с 1957 года.
Существующая система обращения с твердыми бытовыми отходами на территории населенных пунктов включает в себя сбор, транспортировку, захоронение и переработку отходов, проблемы функционирования которых заключаются в следующем:
- необеспеченность контейнерами различного объема для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с нормативными требованиями, отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок, изношенность парка спецтехники, отсутствие сети пунктов по сбору вторсырья, нерешенность вопроса вывоза отходов от частного жилого сектора;
- ограниченное количество специализированного транспорта, увеличение затрат на транспортировку;
- недостаточное количество отвечающих требованиям экологической безопасности объектов размещения отходов, отсутствие налаженной системы мониторинга и контроля на объектах размещения отходов, наличие несанкционированных свалок и отсутствие средств на их ликвидацию;
- недостаточное развитие системы предприятий по переработке твердых бытовых отходов.
Слабое развитие индустрии вторичной переработки отходов приводит к тому, что захоронение отходов на полигонах является основным методом утилизации отходов. Отсутствие обустроенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями мест захоронения отходов, подъездных путей к отведенным местам размещения отходов, специализированной техники ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
За последние годы количество выявленных неорганизованных свалок мусора увеличилось с 512 до 1789. Общее же количество разрешенных мест для захоронения отходов (полигонов и санкционированных свалок) практически не изменилось (39 - 40).
Таким образом, решение проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления, имеющихся на территории области, является актуальной задачей для Рязанской области.
В 1992 - 1997 годы управлением ЖКХ Рязанской области, правопреемником которого является министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области, для 17 населенных пунктов Рязанской области были разработаны проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов, отвечающие современным требованиям. Проведена организационная работа по выбору и согласованию земельного участка под строительство комплекса по переработке токсичных промышленных отходов предприятий города Рязани и Рязанской области мощностью 250 тыс. тонн отходов в год, разработано технико-экономическое обоснование строительства. Однако из-за трудностей финансирования довести до конца реализацию проектов удалось только по отдельным городам и поселкам.
В 2005 г. управлением природопользования Рязанской области, правопреемником которого является министерство природопользования и экологии Рязанской области, разработаны Концепция и проект областной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления на территории Рязанской области на 2006 - 2011 годы", отклоненный от принятия в связи с отсутствием средств в областном бюджете.
В 2006 - 2007 годы разработаны и согласованы генеральные схемы очистки территории городов Касимов, Сасово, Скопин, Рязань.
Отдельные положения Программы включены в областную целевую программу "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах" и долгосрочную целевую программу "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах", в рамках которых разработана проектно-сметная документация на строительство полигонов твердых бытовых отходов в г. Касимове, г. Шацке, р.п. Сараи, продолжено финансирование строительства полигона твердых бытовых отходов в районе поселка 12 лет Октября Сасовского района, профинансировано строительство полигона твердых бытовых отходов в д. Зеленино Рыбновского района Рязанской области.
На основании предложений схемы территориального планирования Рязанской области, а также с учетом поступивших от муниципальных районов и городских округов Рязанской области заявок можно выделить основные этапы реализации мероприятий в сфере обращения с отходами на территории Рязанской области:
Подготовительный этап:
- выбор земельных участков;
- разработка проектно-сметной документации;
- получение заключений экспертиз.
Первый этап - 2013 - 2015 годы:
- строительство полигонов твердых бытовых отходов в муниципальных образованиях Рязанской области;
- строительство полигона промышленных отходов.
Ожидаемые результаты:
- сокращение количества несанкционированных свалок;
- создание базы для привлечения инвестиций в развитие мусоросортировки и мусоропереработки.
Второй этап - 2016 - 2019 годы:
- введение системы раздельного сбора мусора в городах;
- строительство заводов по сортировке мусора и переработке вторичного сырья.
Ожидаемые результаты:
- упорядочение сбора и вывоза отходов;
- строительство мусоронакопительных пунктов в районах, не имеющих полигонов;
- организация системы сбора, сортировки и перевозки отходов, сокращение негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- вовлечение части отходов во вторичное использование;
- сокращение количества захораниваемых отходов.