ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 года N 27
Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2012 году и Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования
<Изменения: Постановление Правительства Рязанской области" N 369 от 13.12.20122 г. нгр:RU62000201200832>
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2012 году согласно приложению N 1.
2. Утвердить Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования согласно приложению N 2.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Закона Рязанской области "О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", предусматривающего соответствующие источники финансирования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Т.Н.Панфилову.
Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 15 февраля 2012 г. N 27
Комплекс мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2012 году Текущее состояние общего образования Рязанской области
Модернизация общего образования Рязанской области в 2011 году осуществлялась по основным направлениям, определенным в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы.
В регионе с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования для каждого обучающегося независимо от места жительства сформирована структура системы общего образования, включающая сеть опорных и базовых школ с филиалами, а также общеобразовательные учреждения, не имеющие филиалов.
Общее образование в Рязанской области в 2011 - 12 учебном году обеспечивают 309 общеобразовательных учреждений, в том числе:
- 280 муниципальных общеобразовательных учреждений (32 опорные школы, 97 базовых, 151 общеобразовательное учреждение, не имеющее филиалов (из них 4 вечерние (сменные) школы, 205 филиалов базовых и опорных школ);
- 22 областных государственных общеобразовательных учреждения;
- 7 негосударственных общеобразовательных учреждений.
Такая структура позволила обеспечить:
- преемственность в обучении;
- возможность создания индивидуальных образовательных траекторий для обучающегося на каждой ступени обучения;
- концентрацию и повышение уровня кадрового потенциала общеобразовательных учреждений;
- активизацию методической и инновационной работы;
- создание межшкольных центров методической и технической поддержки использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на базе учреждений образования.
По состоянию на начало текущего учебного года в общеобразовательных учреждениях работают 9440 педагогических работников (из них 81,6% с высшим образованием, 78,8% педагогических работников имеют квалификационные категории; 15,6% - в возрасте до 35 лет, 22,6% - пенсионного возраста) и обучаются 95584 учащихся.
Подвоз обучающихся к месту учебы и обратно на территории Рязанской области обеспечивают 328 единиц автотранспорта, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS.
Для сетевого взаимодействия опорных и базовых школ с филиалами в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" закуплено 59 единиц легковых автомобилей "Жигули".
В рамках расширения взаимодействия между опорными и базовыми школами и их филиалами формируется единая информационная образовательная среда с применением современных дистанционных технологий. Все общеобразовательные учреждения имеют доступ к сети Интернет, со скоростью не ниже 512 Кбит/сек, в 99,3% имеются компьютерные классы, в 78% функционируют школьные локально-вычислительные сети. В общеобразовательных учреждениях Рязанской области на 1 компьютер приходится 15 учеников.
Доля общеобразовательных учреждений, отвечающих современным требованиям, в 2011 году составила 25,6%. 96,6% общеобразовательных учреждений имеют центральное отопление, 95,8%, - водопровод, 86,9% - канализацию, 77,6% - спортивные залы, в 5% действуют плавательные бассейны, 32,5% оснащены системами видеонаблюдения. Однако в настоящее время 34,1% общеобразовательных учреждений требуют капитального ремонта (19 опорных школ, 47 базовых и 37 общеобразовательных учреждений, не имеющих филиалов).
С целью организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях и филиалах функционирует 451 школьная столовая. Охват горячим питанием составляет 84,3%.
Для обеспечения медицинского обслуживания школьников в 57,6% общеобразовательных учреждений действуют медицинские кабинеты, соответствующие "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.2821-10.
С целью расширения внедрения инновационных технологий создано областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования" (далее - Центр). В Центре обучаются 130 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Центр реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, обеспечивает детям-инвалидам возможность получения образования в условиях, адекватных их физическим особенностям, социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Проводимая модернизация позволила начать институциональные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования и управления. Осуществлен переход муниципальных общеобразовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование и завершен поэтапный перевод на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Рязанской области. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования позволило повысить доходы учителей, обеспечивающих наиболее высокое качество образования, которое стало одним из критериев оплаты труда педагога.
Деятельность по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей ведется в рамках подпрограммы "Одаренные дети" долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы".
В регионе реализуется модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.
В Рязанской области проводится целенаправленная работа по созданию региональной системы независимой оценки качества образования. С 1 сентября 2011 года начал работать Центр оценки качества образования на базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования", который занимается научно-методическим, организационно-техническим (организационно-технологическим) и информационно-аналитическим сопровождением процедур оценки качества образования, государственной (итоговой) аттестации выпускников, аттестации педагогических работников, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений в Рязанской области.
В настоящее время в Центре оценки качества образования внедряется электронная автоматизированная система мониторинга образования региона, в рамках которой создана база данных результатов государственной итоговой аттестации выпускников средней (полной) и основной общеобразовательной школы, разработаны контрольно-измерительные материалы для оценки качества образования в рамках проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации, разрабатывается система оценки и учета учебных и внеучебных достижений учащихся в форме "портфолио".
Проводимые мониторинговые исследования способствуют совершенствованию системы управления отрасли в целом.
Реализация мероприятий модернизации общего образования в Рязанской области позволила также стимулировать работу по расширению государственно-общественного управления системы образования. В 100% средних общеобразовательных школ созданы управляющие коллегиальные органы (школьные советы, творческие ассоциации педработников, родительские общественные объединения, детские и молодежные общественные организации). 80% руководителей школ выступают с ежегодными публичными отчетами на сайтах общеобразовательных учреждений, 20% - на итоговых общешкольных родительских собраниях. Это способствует повышению прозрачности деятельности школы, ее открытости и демократичности, повышению качества и доступности образования школьников, их гражданскому становлению и привлечению дополнительных внебюджетных ресурсов, гармонизации отношений школы и общества, развитию социального партнерства.
В 2011 году 77% общеобразовательных учреждений Рязанской области установили партнерские отношения с хозяйствующими субъектами, чей вклад в развитие общего образования Рязанской области составил более 90 млн. рублей. За период с 2006 по 2011 годы эта сумма превысила 350 млн. рублей. Итоги данного сотрудничества ежегодно подводятся в рамках смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образования Рязанской области.
В 2011 году Рязанская область вошла в перечень субъектов Российской Федерации - победителей конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Из бюджетов всех уровней для этих целей выделено 92 млн. руб. (из федерального бюджета - 30,0 млн. руб., из областного бюджета - 10,0 млн. руб., из муниципальных бюджетов - 52,0 млн. руб.). За счет данных средств были оснащены современным технологическим оборудованием пищеблоки школьных столовых 21 общеобразовательного учреждения г. Рязани, в которых обучаются 13635 школьников.
В 2011 году Рязанская область в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы стала победителем конкурсных отборов по мероприятиям "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" и "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования". На базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования" организована работа двух стажировочных площадок с целью повышения квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений как Рязанской области, так и Центрального федерального округа. Для создания и обеспечения работы стажировочных площадок выделены федеральные средства в объеме более 64 млн. рублей на 2011 - 2013 годы.
Для обеспечения реализации мероприятий по модернизации общего образования в Рязанской области реализуются долгосрочные целевые программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы", "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы", "Социальное развитие населенных пунктов в 2010 - 2014 годах", "Социальное развитие села Рязанской области на 2011 - 2014 годы".
Реализация вышеперечисленных мероприятий в 2011 году позволила достичь следующих результатов:
- создана сеть учреждений общего образования Рязанской области (распоряжение Правительства Рязанской области от 28.04.2011 N 185-р);
- проведен анализ состояния материально-технической базы общеобразовательных учреждений на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения (далее - ФГОС) и ведется ее целенаправленное обновление:
- осуществлен переход общеобразовательных учреждений на новые финансово-экономические механизмы: нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда;
- начаты институциональные преобразования, направленные на расширение государственно-общественного управления системой образования;
- формируется региональная система оценки качества обучения учащихся.
В 2011 году модернизация общего образования Рязанской области была направлена на решение следующих основных задач:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- создание необходимых условий для введения ФГОС;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки.
Для обеспечения достижения результатов и успешной реализации Комплекс мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2011 году (далее - Комплекс мер в 2011 году) в регионе была проведена подготовительная работа.
Для координации проведения мероприятий по модернизации общего образования при Правительстве Рязанской области создан региональный межведомственный совет по модернизации общего образования Рязанской области (распоряжение Губернатора Рязанской области от 22.06.2011 N 242-рг) (далее - Совет). В состав Совета вошли руководители органов государственной власти Рязанской области и представители общественных организаций. Региональным оператором определено министерство образования Рязанской области, подготовившее Комплекс мер в 2011 году, который был принят на заседании Совета, согласован с Министерством образования и науки Российской Федерации и утвержден постановлением Правительства Рязанской области от 14.07.2011 N 185 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2011 году и Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования".
В рамках соглашения между Минобрнауки России и Правительством Рязанской области в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" от 19.07.2011 N 18G64240065 (далее - Соглашение) из федерального бюджета бюджету Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования выделены финансовые средства в размере 163 млн. 489 тыс. рублей, из областного бюджета - 8 млн. 605 тыс. рублей.
Данные средства были направлены в муниципальные образования Рязанской области и государственные областные общеобразовательные учреждения. На эти средства в общеобразовательных учреждения было поставлено:
- 28 комплектов оборудования для кабинетов начальных классов опорных школ;
- оборудование для 9 производственных мастерских областных государственных общеобразовательных учреждений;
- компьютерное оборудование для 16 областных государственных общеобразовательных учреждений;
- специальное оборудование для 45 школьных медицинских кабинетов;
- технологическое оборудование для 65 школьных столовых;
- 80 единиц школьного автотранспорта.
С целью расширения доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам сети Интернет и создания условий для организации дистанционного образования обучающихся дополнительно в 71 общеобразовательном учреждении была увеличена пропускная способность сети Интернет до 512 Кбит/с.
Пополнены фонды библиотек в 50 общеобразовательных учреждениях.
В 48 общеобразовательных учреждениях осуществлен текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся.
Кроме того, из бюджетов муниципальных образований Рязанской области в рамках модернизации общего образования региона было выделено 44 млн. 164 тыс. рублей на приобретение учебно-лабораторного оборудования, технологического оборудования для школьных столовых и проведение текущего ремонта в учебных комнатах. Также привлекались средства долгосрочных целевых программ "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы", "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы".
Исходя из достижений значений показателей, закрепленных Соглашением, можно говорить об эффективности использования в Рязанской области предоставленной субсидии из федерального бюджета.
Доля школьников, обучающихся по ФГОС, составила 10,8% от общего числа обучающихся или 26,5% от общего числа обучающихся на ступени начального общего образования.
Доля учителей, получивших в 2011 году первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, от общего количества учителей составила 16,3%, что превысило плановые показатели по Соглашению на 1,3%. Этому способствовало введение Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 (далее - Порядок), который позволил:
- стимулировать педагогических работников на целенаправленное непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности;
- установить соответствие между качеством работы и уровнем заработной платы;