Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Подготовка государственных гражданских служащих, кадров органов местного самоуправления и управленческих кадров для организаций народного хозяйства Рязанской области на 2009 год"

1. Характеристика проблемы


Эффективная система государственного и муниципального управления в Рязанской области является одним из основных условий социально-экономического развития региона. Одной из важнейших составляющих эффективности государственного и муниципального управления является уровень профессионализма государственных гражданских служащих и кадров органов местного самоуправления. В связи с этим на первоочередное место выходит необходимость систематического повышения квалификации служащих, их профессиональная подготовка и переподготовка, а также формирование и поддержание на должном образовательном уровне кадрового резерва.

Федеральный закон от 27.07.04 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Это же положение закреплено и в Законе Рязанской области от 01.06.05 г. N 46-ОЗ "О государственной гражданской службе Рязанской области". Требование по поддержанию необходимого уровня квалификации для муниципальных служащих также прописано в Федеральном законе от 02.03.07 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законе Рязанской области от 17.10.07 г. N 136-ОЗ "О муниципальной службе в Рязанской области".

За период действия аналогичной программы подготовки кадров в 2006-2008 годах была создана система подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих, совместно с учебными заведениями разработаны учебные программы по актуальным вопросам профессиональной деятельности, внедрены новые формы обучения, наиболее удобные для той или иной категории обучаемых, такие как выездное обучение, обучение с частичным отрывом от службы, дистанционная форма.

В настоящее время в области насчитывается более 1,5 тыс. государственных гражданских служащих. Учитывая требования законодательства, ежегодно должны повышать свой квалификационный уровень порядка 500 госслужащих. В условиях реформирования системы исполнительной власти возникает проблема не только периодического повышения квалификации в соответствии с требованием законодательства, но и необходимости обучения госслужащих, в том числе руководителей высшего звена, в связи со сменой профиля деятельности, возрастающими требованиями и повышением ответственности к руководителям различного уровня. Необходимо усилить базовую управленческую, правовую, а также продолжать профильную подготовку кадров. Также, учитывая положения законодательства, имеется потребность в разработке эффективной системы обучения постоянно обновляющегося кадрового резерва и поддержания его профессионального уровня в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соответствующим должностям.

Остается актуальной потребность в обучении муниципальных служащих в условиях продолжающегося реформирования местного самоуправления. С 2009 года органы местного самоуправления городских и сельских поселений будут решать вопросы местного значения, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", продолжается переход к самостоятельному планированию, распределению, исполнению бюджета городскими и сельскими поселениями. Разработка комплекса нормативных актов, осуществление передаваемых полномочий невозможны без наличия квалифицированных кадров в системе местного самоуправления.

На сегодняшний день численность кадров органов местного самоуправления составляет около 4 тысяч человек, и, по предварительным оценкам, в 2009 году требуется повышение профессионального уровня более 1 тысяче человек, среди которых действующие и вновь избираемые главы муниципальных образований, депутаты представительных органов, муниципальные служащие.

Переход в муниципальных образованиях на самостоятельное формирование бюджета находится в стадии становления, доходная часть поселений в большей части состоит из дотаций, в том числе регионального бюджета, поэтому целесообразно средства, направляемые на обучение муниципальных служащих, предусмотреть в рамках Программы. Это позволит сэкономить бюджетные средства путем централизованного формирования муниципального заказа, его оперативной корректировки, разработки совместно с образовательным учреждением учебных планов и программ, контроля исполнения заказа, его прогнозирования и планирования.

Дополнительное образование государственных гражданских и муниципальных служащих в соответствии с действующим законодательством необходимо осуществлять на основе формирования государственного и муниципального заказов соответственно. При этом размещение государственного и муниципального заказов проводится централизованно, выбор образовательных учреждений осуществляется на конкурсной основе.

Наличие данной Программы позволит органам власти Рязанской области осуществлять единый подход к образовательному процессу при специализированной подготовке государственных гражданских и муниципальных служащих, а также более рационально использовать средства на повышение профессионального уровня кадрового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2012/13 учебных годах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.07 г. N 177 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2012/13 учебных годах", в Рязанской области продолжается работа по данному направлению. Реализация Государственного плана в России и за рубежом получила название Президентская программа подготовки управленческих кадров, задачами которой являются: организация подготовки современных руководителей; содействие модернизации экономики и процессам реструктуризации российских предприятий; поддержка развития предпринимательства, малых и средних предприятий; создание условий для установления и развития кооперации между российскими и зарубежными компаниями.

Одной из составных частей настоящей Программы является организация работ и финансирование региональной части обучения специалистов в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров. Доля региона в финансировании подготовки специалистов в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров должна составлять не менее 34%.

Квота по подготовке специалистов, определенная для Рязанской области, составляет 45 человек в год. На конкурсной основе, проведенной на федеральном уровне, определено учебное заведение, реализующее базовую подготовку специалистов по Президентской программе подготовки управленческих кадров в Рязанской области, Рязанский государственный радиотехнический университет.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости данной Программы с целью повышения управленческого потенциала в органах власти и органах местного самоуправления, обеспечения взаимосвязи гражданской и муниципальной службы, соблюдения принципов единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, координации усилий всех заинтересованных сторон и эффективного использования бюджетных средств, в том числе в подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Рязанской области.