(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 16..11.2012 N 470-П)
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2013 год и на период до 2015 года разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2010 - 2011 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2012 года, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", а также с учетом сценарных условий для формирования прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 - 2015 годах.
По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 27.07.2011 N 267-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на 2013 год и на период до 2015 года, разработанный в текущем году, претерпел изменения.
При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития области за предшествующие периоды времени, а также основные параметры предварительного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2011 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2012 год и их прогноз на 2013 - 2014 годы.
При разработке прогноза в 2011 году оценка ВРП за 2010 год, на 2011 год и его прогноз на 2012 - 2014 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2009 год. При разработке прогноза в 2012 году оценка ВРП за 2011 год, на 2012 год и его прогноз на 2013 - 2014 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2009 год и оперативных статистических данных за 2010 год, уточнение которых произойдет в 2013 году. С учетом того, что фактический объем ВРП за 2010 год составил 98,2 млрд. рублей, что ниже оценки, прогнозируемой в 2011 году, на 3 млрд. рублей, а индекс физического объема ВРП за 2010 год сложился ниже оценки 2011 года на 2,4 пп., оценки абсолютных значений ВРП за 2011 год, на 2012 год и прогноз на 2013 - 2014 годы были скорректированы в сторону уменьшения. Кумулятивный индекс физического объема ВРП в 2014 году к 2009 году при прогнозировании в 2011 году составил 123,5%, в текущем году - 119,8%, что свидетельствует о замедлении ранее прогнозируемых темпов роста данного показателя.
Кроме того, в пояснительной записке Минэкономразвития России о сценарных условиях для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 - 2015 годах также предусмотрено замедление годовых темпов роста экономики в прогнозируемом периоде. Ведущим фактором экономического роста в среднесрочной перспективе предполагается не только увеличение объемов инвестиций и потребления, но в большей степени, ожидание заметного повышения конкурентоспособности нашей продукции в связи со вступлением России в ВТО.
Прогнозирование индекса промышленного производства (ИПП) в 2011 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2010 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 1,8 пп. Кроме того, оперативные отчетные данные по ИПП за 2011 год превысили их оценочное значение на 1,2 пп. Кумулятивный ИПП в 2014 году к 2009 году при прогнозировании в 2011 году составил 132,7%, в текущем году - 141,5%, что свидетельствует о достижении к 2014 году более высоких значений ИПП.
За 2011 год фактический объем вложенных инвестиций составил 31 млрд. рублей, или 92% к уровню 2010 года в сопоставимых ценах. Снижение по сравнению с оценочным показателем 2011 года составило 10 пп. Однако в абсолютном выражении значение показателя увеличилось на 614,1 млн. рублей, что связано с ростом цен (в 2011 году индекс-дефлятор оценивался на уровне 105%, фактически он составил 112,5%).
В связи с этим в текущем году были скорректированы прогнозируемые в 2011 году значения показателя "Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования" в 2012 - 2014 годах. Рост объемов инвестиций за указанный период связан с увеличением в 2012 году значения индекса-дефлятора, спрогнозированного в 2011 году. В 2012 и 2014 годах увеличение абсолютных значений показателя прогнозируется на уровне 910 млн. руб. и 1222 млн. руб. соответственно.
В 2013 году объем вложенных инвестиций незначительно сократится по сравнению со значением показателя, прогнозируемого в 2011 году, снижение составит - 107 млн. руб., что связано с переносом начала реализации некоторых проектов на второй год планового периода и перераспределением средств на реализацию ряда проектов на более поздние сроки. Например, прогнозируемые в 2011 году объемы инвестиций на газификацию г. Пучеж и населенных пунктов Пучежского муниципального района в 2012 году были уменьшены, в частности на 2013 год - на 30 млн. рублей. Кроме того, часть средств, в размере 183 млн. рублей, планируемая к финансированию на реализацию проекта по модернизации цехов ОАО "Строммашина" перенесена с 2013 года на более поздние сроки и др.
Прогнозирование показателя объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2011 году осуществлялось на основании имеющихся, на тот момент, оперативных данных ТОФСГС по Ивановской области за 2010 год, которые при прогнозировании в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения на 0,6 пп. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2011 год превысил его оценочное значение на 2,5 пп.
При прогнозировании в 2011 году показателя объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2012 году - 102,7%, в 2013 году - 112%, в 2014 году - 104%.
Учитывая корректировку данных ТОФСГС по Ивановской области за 2010 год в сторону уменьшения, а также сложившийся высокий индекс производства продукции за 2011 год (110,8%), в текущем году скорректированы в сторону уменьшения индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2012 году - 101%, в 2013 году - 101,4%, в 2014 году - 101,4%.
Причем в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году увеличился на 900 млн. рублей, в 2013 - 2014 годах уменьшился на 750 и 1155 млн. рублей соответственно.
Прогнозируемое уменьшение объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2013 и 2014 годах связано с переносом с 2013 года на более поздние сроки (2015 год и позднее) реализации инвестиционного проекта ООО "Бородино-Агро" - ЗАО АВК "Эксима" ("Строительство четырех производственных модулей по выращиванию 100 тысяч голов свиней в год на территории Гаврилово-Посадского муниципального района"). Причем планируемая ранее мощность проекта по инициативе инвестора снижена более чем в 2 раза.
При прогнозировании оборота розничной торговли в 2011 году принималась во внимание некоторая неустойчивость в сфере потребительского рынка, имелись опасения спада в торговом обороте после 2011 года, поэтому оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2011 году - 115%, в 2012 году - 104%, в 2013 году - 105%, в 2014 году - 106%. Фактически же за 2011 год темп роста к 2010 году в сопоставимых ценах составил 117,1%, однако, в стоимостном выражении оборот розничной торговли сложился меньше прогнозируемого на 504,4 млн. руб., это связано с тем, что индекс-дефлятор на 2011 год оценивался на уровне 112%, а по факту он составил 109,4%.
За I квартал 2012 года темп роста к аналогичному периоду 2011 года в сопоставимых ценах составил 128,2%, в связи с этим оценка оборота розничной торговли на 2012 год и последующие 2013 - 2014 годы скорректирована в сторону увеличения.
При прогнозировании показателя "объем платных услуг населению" в 2011 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2011 году - 106,1%, в 2012 году - 102%, в 2013 году - 102,1%, в 2014 году - 102,2%. Фактически за 2011 год темп роста к 2010 году в сопоставимых ценах составил 107,4% (прирост к оценке 2011 года - 1,3 пп.).
Принимая во внимание то, что ситуация на рынке платных услуг в течение последних лет была позитивной, предполагается, что она сохранится такой же в прогнозируемом периоде. Поэтому оценка объема платных услуг на 2012 год в текущем году скорректирована в сторону увеличения на 2345,3 млн. рублей.
Соответственно с 2013 года прогнозируется корректировка в сторону увеличения темпов роста в сопоставимых ценах по сравнению с прогнозируемыми темпами в 2011 году на 2,1 - 2,2 п. п. Кумулятивный темп роста объема платных услуг населению в 2014 году к 2009 году при прогнозировании в 2011 году составил 121,1%, в текущем году - 132,8%, что свидетельствует о достижении в 2014 году более высокого значения показателя объема платных услуг населению Ивановской области.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2011 год составила 7760,6 млн. рублей (102,1% к уровню 2010 года), при прогнозировании в 2011 году она оценивалась в размере 7985 млн. рублей (105% к уровню 2010 года). Фактическое снижение прибыли к оценке составило 224,4 млн. рублей или 2,9 пп. Кумулятивный темп роста прибыли прибыльных организаций в 2014 году к 2009 году при прогнозировании в 2011 году составил 170,5%, в текущем году - 164,6%, что свидетельствует о небольшом замедлении роста данного показателя. Соответственно в сторону уменьшения были скорректированы абсолютные оценочные и прогнозные значения показателя: в 2012 году - на 210 млн. рублей, в 2013 году - на 290 млн. рублей, в 2014 году - на 345 млн. рублей.
При прогнозировании фонда заработной платы (далее - ФЗП) в 2011 году планировались следующие темпы роста ФЗП: в 2012 году - 112%, в 2013 году - 112,8%, в 2014 году - 113,9%. В 2011 году ФЗП оценивался в размере 49189,3 млн. рублей. Фактически ФЗП за 2011 год составил 49572,4 млн. рублей, темп роста превысил оценочное значение на 0,8 пп. Кроме того, данные по показателю "среднесписочная численность работников организаций" за 2011 год (отчет) составили 286,1 тыс. человек против 278,6 тыс. человек (оценка). Соответственно были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП на 2012 - 2014 годы. Кумулятивный темп роста ФЗП в 2014 году к 2009 году при прогнозировании в 2011 году составил 175,9%, в текущем году - 167,1%, что свидетельствует об абсолютном снижении ФЗП: в 2012 году на 496,8 млн. рублей, в 2013 году - на 1743,3 млн. рублей, в 2014 году - на 3560,3 млн. рублей.
(абзац 22 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 16..11.2012 N 470-П)
При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2011 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2011, вступающие в силу с 01.01.2012. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов составляли: на 2011 год - 107,2%, на 2012 год - 113,6%, на 2013 год - 111,3%, на 2014 год - 112,3%.
Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2011 году превысили оценку на 437,3 млн. рублей или на 3 пп. (темп роста налоговых доходов к 2010 году составил 110,2%). Увеличение произошло в основном за счет роста налога на прибыль организаций (высокий рост поступления налога от структурных подразделений организаций, зарегистрированных на территориях других субъектов Российской Федерации) и акцизов (изменения налогового и бюджетного законодательства). Это повлияло на корректировку прогнозных показателей на 2012 - 2014 годы, рассчитанных в 2011 году.
Кроме того, на изменение прогнозируемых в текущем году поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на период 2012 - 2014 годов повлияли: увеличение абсолютных значений основных бюджетообразующих показателей (ИПП, ФЗП, оборота розничной торговли), а также изменения налогового и бюджетного законодательства, вступившие в силу с 01.01.2012. Следует отметить, что прогнозирование налоговых доходов в 2011 году осуществлялось в мае прошлого года. При прогнозировании на тот момент времени не были приняты и поэтому не были учтены: установление утвержденных законом о федеральном бюджете на 2012 - 2014 годы более высоких значений нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, установление более высоких ставок акцизов на пиво, алкогольную продукцию и нефтепродукты в плановом периоде 2012 - 2014 годов.
В результате в 2012 году ожидается рост поступлений налоговых доходов по сравнению с прогнозом, разработанным в 2011 году, на 362,6 млн. рублей, в 2013 году - на 674,1 млн. рублей, в 2014 году - на 448,4 млн. рублей.
(абзац 26 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 16..11.2012 N 470-П)