ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2010 года N 3-П
О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ
ИЗМЕНЕНИЯ:
Постановление Правительства Ивановской области от 01.04.2010 N 77-П; НГР RU37000201000124
Постановление Правительства Ивановской области от 15.06.2010 N 189-П; НГР RU37000201000350
Постановление Правительства Ивановской области от 31.08.2010 N 309-П; НГР RU37000201000507
Постановление Правительства Ивановской области от 08.09.2010 N 315-П; НГР RU37000201000520
Постановление Правительства Ивановской области от 09.11.2010 N 392-П; НГР RU37000201000667
Постановление Правительства Ивановской области от 23.11.2010 N 420-П; НГР RU37000201000705
Постановление Правительства Ивановской области от 22.12.2010 N 466-П; НГР RU37000201000774
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в целях предупреждения негативных социально–экономических последствий увольнения работников и предупреждения роста безработицы в Ивановской области Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда (прилагается).
2. Установить, что финансирование расходов, связанных с реализацией Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда (далее – Программа), является расходным обязательством Ивановской области и осуществляется в пределах субсидий, перечисляемых из федерального бюджета, и средств областного бюджета, предусмотренных Законом Ивановской области от 16.12.2009 N 151-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Уполномоченному исполнительному органу государственной власти Ивановской области по взаимодействию с Федеральной службой по труду и занятости - комитету Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции:
обеспечить координацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, организаций по реализации мероприятий Программы;
ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
осуществлять контроль за эффективным и целевым использованием средств на реализацию Программы.
4. Исполнительным органам государственной власти Ивановской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области обеспечить в полном объеме реализацию мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Хасбулатову О.А.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Ивановской области
П.А. Коньков
Правительства Ивановской области
от 27.01.2010 N 3-п
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 08.09.2010 N 315-П, от 09.11.2010 N 392-П, от 23.11.2010 N 420-П, от 22.12.2010 N 466-П)
ПРОГРАММА дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда ПАСПОРТ Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 09.11.2010 N 392-П, от 23.11.2010 N 420-П, от 22.12.2010 N 466-П)
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование Программы | Программа дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда (далее – Программа) |
Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области | Комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы | 2010 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Ивановской области |
Задачи Программы | Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения: расширение возможностей занятости граждан; сохранение мотивации работников к производительному труду; сохранение и рациональное использование кадрового потенциала организаций; снижение социальной напряженности на рынке труда. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест: оказание консультационной и информационной поддержки безработным гражданам, желающим организовать собственный бизнес; организация профессиональной подготовки и повышения квалификации безработных граждан; содействие развитию малого бизнеса и самозанятости граждан; содействие трудоустройству инвалидов |
Основные мероприятия Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу. 3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включая наставничество. 4. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. 5. Содействие трудоустройству инвалидов |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем расходов на реализацию Программы в 2010 году составит 221811,4 тыс. руб., в том числе: средства субсидии из федерального бюджета – 209311,4 тыс. руб.; средства областного бюджета – 12500,0 тыс. руб. |
Целевой показатель Программы | Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 3,7% в среднегодовом исчислении, запланированного на 2010 год; коэффициента напряженности на рынке труда – не более 3,5 человека на вакансию |
Показатели результативности Программы | Прохождение опережающего профессионального обучения (профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обучения новой профессии) – не менее 736 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения; создание не менее 10 тысячи временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства 10,5 тысячи работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включая наставничество, – не менее 888 человек; создание не менее 1112 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; создание не менее 1160 рабочих мест для трудоустройства инвалидов |
(строка в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 09.11.2010 N 392-П, от 23.11.2010 N 420-П, от 22.12.2010 N 466-П) |
1. Обоснование необходимости реализации мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда
Ивановской области
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения:
расширение возможностей занятости граждан;
сохранение мотивации работников к производительному труду;
сохранение и рациональное использование кадрового потенциала организаций;
снижение социальной напряженности на рынке труда.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест:
оказание консультационной, информационной и финансовой поддержки безработным гражданам, желающим организовать собственный бизнес;
организация профессиональной подготовки и повышения квалификации безработных граждан;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса;
организация стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, включая наставничество;
содействие трудоустройству инвалидов.
Экономический и финансовый кризис 2008 – 2009 гг. оказал свое негативное влияние на определяющие параметры рынка труда Ивановской области.
В результате снижения финансовой устойчивости предприятий, сокращения объемов производства и выпуска продукции, приостановки реализации инвестиционных проектов, роста численности работников, высвобожденных из реального сектора экономики, и в силу иных факторов в области вырос уровень безработицы.
Кризис затронул все предприятия промышленности без исключения. Возросшие ставки по кредитам и ужесточение требований банков к заемщикам сделали труднодоступными возможности по привлечению кредитных ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий.
Резко упала платёжеспособность потребителя, и, как следствие, предприятия сократили реализацию выпускаемой продукции. Все это негативно повлияло на темпы промышленного производства и привело к снижению его объема.
В январе - ноябре 2009 года индекс промышленного производства (в процентах к соответствующему периоду прошлого года) по основным видам экономической деятельности составил 80,9%, в том числе:
- добыча полезных ископаемых – 53,4%;
- обрабатывающие производства – 75,5%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 97,0%.
В обрабатывающих производствах наибольшее сокращение промышленного производства отмечено по следующим видам экономической деятельности:
- производство транспортных средств и оборудования – на 65,1%;
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 55,2%;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 42,5%;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 36,7%;
- химическое производство – на 30,0%;
- текстильное и швейное производство – на 23,5%.
Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) снизился на 5,3%.
Доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 13,2 процентных пункта и составила 52%.
Объем платных услуг, оказанных населению, составил 95,7% к уровню прошлого года.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области по состоянию на 21 декабря 2009 года просроченную задолженность по заработной плате имели 14 организаций области перед 3779 работниками на общую сумму 83,4 млн. руб.
Отрицательная динамика развития экономики области ухудшила ситуацию на рынке труда, которая характеризовалась сокращением занятости, увеличением размеров вынужденной неполной занятости, снижением спроса на рабочую силу, ростом безработицы.
В течение января – октября 2009 года численность работающих в экономике области снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 7,3%. Выбытие персонала в крупных и средних организациях области компенсировалось приемом на работу лишь на 75%.
Численность работников, работающих в режиме неполной занятости, увеличилась в январе – сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 3,5 раза. Наиболее острая ситуация сложилась в обрабатывающих производствах, где различные формы неполной занятости затрагивают до 35,0% всех работников.
Безработица по методике МОТ увеличилась по сравнению с ноябрем 2008 года на 23,7% и составила в ноябре 2009 года 47,0 тысячи человек. Уровень общей безработицы увеличился соответственно с 6,5% до 8,4% от численности экономически активного населения.
За период с октября 2008 по 30 декабря 2009 года в органы службы занятости населения поступили сведения от 165 организаций об увольнении более 14,7 тысячи работников.
Общая численность работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, достигла 8,7 тысячи человек, из них было трудоустроено 1,9 тысячи человек.
Численность работников, находящихся под риском увольнения, варьировалась от 4,2 тысячи в марте 2009 года до 7 тысяч в июне 2009 года и на 30 декабря 2009 года составила 6596 человек.
Наибольшее количество работников, выполняющих работу на условиях неполного рабочего времени или находящихся в простое, отмечено в организациях ЗАО "Железобетон" (348 чел.), ОАО "Точприбор" (377 чел.), ОАО МК "КРАНЭКС" (393 чел.), ООО "Механический завод ИЗТС" (550 чел.), ЗАО "Электроконтакт" (1009 чел.), ЗАО "Шуйская суконная фабрика" (223 чел.).
Данные негативные процессы усилили имеющиеся объективные сложности на областном рынке труда, такие как:
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 28% безработных граждан области проживает в сельских районах. На рабочие профессии приходится свыше 87% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 36% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 29%;