ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2010 года N 189-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.01.2010 N 3-П "О РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 ГОДУ"


В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в целях предупреждения негативных последствий увольнения работников и предупреждения роста безработицы в Ивановской области Правительство Ивановской области  постановляет:

Внести в постановление Правительства Ивановской области от 27.01.2010 N 3-п "О реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ивановской области в 2010 году" изменение, изложив приложение в новой редакции (прилагается).

Губернатор Ивановской области

М.А.Мень

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 15.06.2010 N 189-п


Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 27.01.2010 N 3-п П Р О Г Р А М М А дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению  напряженности на рынке труда ПАСПОРТ Программы дополнительных мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке труда


Перечень характеристик

Содержание

Наименование  Программы

Программа дополнительных  мероприятий Ивановской области на 2010 год по снижению напряженности на рынке  труда (далее – Программа)

Наименование уполномоченного  исполнительного органа государственной власти Ивановской области

Комитет Ивановской области по  труду, содействию занятости населения и трудовой миграции

Основание для разработки  Программы

Закон  Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1   "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон  Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"),  постановление Правительства  Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011  годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение  напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие превентивных мер по  снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения  работников и предупреждению роста безработицы в Ивановской области




Задачи Программы

1. Повышение  конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском  увольнения:  расширение возможностей  занятости граждан;  сохранение мотивации работников  к производительному труду;  сохранение и рациональное  использование кадрового потенциала организаций;  снижение социальной  напряженности на рынке труда.  2. Стимулирование сохранения и  создания рабочих мест:  оказание консультационной и  информационной поддержки безработным гражданам, желающим организовать  собственный бизнес;  организация профессиональной  подготовки и повышения квалификации безработных граждан;  содействие развитию малого  бизнеса и самозанятости граждан;  содействие трудоустройству  инвалидов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное  обучение работников, находящихся под угрозой увольнения  (простой, введение режима  неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной  платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению  работников).   2. Организация общественных  работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой  увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и  граждан, ищущих работу.  3. Стажировка выпускников  образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.  4. Содействие самозанятости  безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами,  открывшими собственное дело, дополнительных  рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.  5. Содействие трудоустройству  инвалидов

Объемы и источники  финансирования Программы

Общий объем расходов на  реализацию Программы в 2010 году составит 221811,4  тыс. руб., в том числе:  средства субсидии из  федерального бюджета – 209311,4 тыс. руб.;  средства  областного бюджета  – 12500,0 тыс.  руб.




Целевой показатель  Программы

Недопущение роста  регистрируемой безработицы выше уровня 3,7% в среднегодовом исчислении,  запланированного на 2010 год; коэффициента напряженности на рынке труда – не  более 3,5 человека на вакансию

Показатели результативности  Программы

Прохождение опережающего  профессионального обучения (профессиональной переподготовки, повышения  квалификации, обучения новой профессии) – не менее 718 работников  организаций, находящихся   под угрозой увольнения;  создание не менее 8,9 тысячи  временных рабочих мест в рамках организации общественных работ   и временного трудоустройства 9,5 тысячи работников, находящихся под угрозой  увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и  граждан, ищущих работу;  стажировка выпускников  образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы – не менее  642 человек;  создание не менее 1112 новых  рабочих мест в сфере малого бизнеса;  создание не менее 102 рабочих  мест для трудоустройства инвалидов



1.  Обоснование необходимости реализации мероприятий,

направленных на снижение напряженности на рынке труда

Ивановской области

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения:

расширение возможностей занятости граждан;

сохранение мотивации работников к производительному труду;

сохранение и рациональное использование кадрового потенциала организаций;

снижение социальной напряженности на рынке труда.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест:

оказание консультационной, информационной и финансовой поддержки безработным гражданам, желающим организовать собственный бизнес;

организация профессиональной подготовки и повышения квалификации безработных граждан;

стимулирование сохранения и создания рабочих мест в сфере малого бизнеса;

организация стажировки выпускников  образовательных  учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

содействие трудоустройству инвалидов.

Экономический и финансовый кризис 2008 – 2009 гг. оказал свое негативное влияние на определяющие параметры рынка труда Ивановской области.

В результате снижения финансовой устойчивости предприятий, сокращения объемов производства и выпуска продукции, приостановки реализации инвестиционных проектов, роста численности работников, высвобожденных из реального сектора экономики, и в силу иных факторов  в области вырос уровень безработицы.

Кризис затронул все предприятия промышленности без исключения. Возросшие ставки по кредитам и ужесточение требований банков к заемщикам сделали труднодоступными возможности по привлечению кредитных ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий.

Резко упала платёжеспособность потребителя, и, как следствие, предприятия сократили реализацию выпускаемой продукции. Все это негативно повлияло на темпы промышленного производства и привело к снижению его объема.

В январе - ноябре 2009 года индекс промышленного производства (в процентах к соответствующему периоду прошлого года) по основным видам экономической  деятельности составил 80,9%, в том числе:

- добыча полезных ископаемых – 53,4%;

- обрабатывающие производства – 75,5%;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 97,0%.

В обрабатывающих производствах наибольшее сокращение промышленного производства отмечено по следующим видам экономической деятельности:

- производство транспортных средств и оборудования – на 65,1%;

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий -  на 55,2%;

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 42,5%;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 36,7%;

- химическое производство – на 30,0%;

- текстильное и швейное производство – на 23,5%.

Оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) снизился  на 5,3%.

Доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 13,2 процентных пункта и составила 52%.

Объем платных услуг, оказанных населению, составил 95,7% к уровню прошлого года.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области по состоянию на 21 декабря 2009 года просроченную задолженность по заработной плате имели 14 организаций области перед 3779 работниками на общую сумму 83,4 млн. руб.

Отрицательная динамика развития экономики области ухудшила ситуацию на рынке труда, которая характеризовалась сокращением занятости, увеличением размеров вынужденной неполной занятости, снижением спроса на рабочую силу, ростом безработицы.

В течение января – октября 2009 года численность работающих в экономике области снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года  на 7,3%. Выбытие персонала в крупных и средних организациях области компенсировалось приемом на работу лишь на 75%.

Численность работников, работающих в режиме неполной занятости, увеличилась в январе – сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в 3,5 раза. Наиболее острая ситуация сложилась в обрабатывающих производствах, где различные формы неполной занятости затрагивают до 35,0% всех работников.

Безработица  по методике МОТ  увеличилась  по сравнению с ноябрем  2008 года на 23,7% и составила в ноябре 2009 года 47,0 тысячи человек. Уровень общей безработицы  увеличился соответственно с 6,5% до 8,4% от численности экономически активного населения.

За период с октября 2008 по 30 декабря 2009 года в органы службы занятости населения поступили сведения от 165 организаций об увольнении более 14,7 тысячи работников.

Общая численность работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата, достигла 8,7 тысячи человек, из них было трудоустроено 1,9 тысячи человек.

Численность работников, находящихся под риском увольнения, варьировалась от 4,2 тысячи в марте 2009 года до 7 тысяч в июне 2009 года и на 30 декабря 2009 года составила 6596 человек.

Наибольшее количество работников, выполняющих работу на условиях неполного рабочего времени или находящихся в простое, отмечено в организациях: ЗАО "Железобетон" (348 чел.), ОАО "Точприбор" (377 чел.), ОАО МК "КРАНЭКС" (393 чел.), ООО "Механический завод ИЗТС" (550 чел.), ЗАО "Электроконтакт" (1009 чел.), ЗАО "Шуйская суконная фабрика" (223 чел.).

Данные негативные процессы усилили имеющиеся объективные сложности на областном рынке труда, такие как:

- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 28% безработных граждан области проживает в сельских районах. На рабочие профессии приходится свыше 87% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 36% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 29%;

- высокая доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Среди официально зарегистрированных безработных по-прежнему преобладают женщины – более 50,0%. Доля безработной молодежи составляет 22%, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, - свыше 13%. С начала 2009 года на 23% выросло число безработных инвалидов и на 69% - безработных граждан, проживающих на территориях монопрофильных городов и населенных пунктов;

- высокий уровень регистрируемой безработицы.

Рост регистрируемой безработицы, начавшийся осенью 2008 года, продолжался до апреля 2009 года. К началу мая 2009 года численность безработных, состоящих на регистрационном учете, достигла максимального значения – 24111 человек, увеличившись с ноября 2008 года в 2,6 раза. Уровень регистрируемой безработицы  увеличился соответственно с 1,6% до 4,2% от численности экономически активного населения.

Спрос на рабочую силу со стороны работодателей  резко снизился. В марте 2009 года заявленная работодателями в органы службы занятости населения потребность в работниках сократилась до минимального значения (2,7 тысячи  свободных мест), уменьшившись с ноября 2008 года в 4 раза.  На одно вакантное место претендовало более 8 человек (на 01.11.2008 – 0,8 человека).

С мая 2009 года ситуация на регистрируемом рынке труда стала стабилизироваться, чему способствовали антикризисные меры, принятые Правительством Ивановской области.

Для обеспечения взаимодействия и согласованного функционирования органов государственной власти Ивановской области по оздоровлению социально-экономической ситуации в регионе распоряжением Правительства Ивановской области от 13.02.2009 N 29-рп "О плане действий Правительства Ивановской области, направленных на оздоровление социально- экономической ситуации в Ивановской области" был утвержден план действий Правительства Ивановской области по преодолению негативных последствий  глобального финансового кризиса на 2009 год.

В целях оздоровления экономической ситуации в отдельных отраслях экономики и финансовом секторе в соответствии с распоряжением Губернатора Ивановской области от 26.01.2009 N 17-р "О создании межведомственной региональной комиссии по стабилизации социально-экономической ситуации в целях преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса" была создана межведомственная региональная комиссия по стабилизации социально-экономической ситуации в целях преодоления негативных последствий глобального финансового кризиса, в состав которой вошли представители исполнительных органов государственной власти Ивановской области, председатель Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, руководители кредитных организаций.

В еженедельном режиме работала межведомственная комиссия по соблюдению требований законодательства в вопросах оплаты труда в организациях Ивановской области (далее - межведомственная комиссия), созданная постановлением Правительства Ивановской области от 12.04.2006 N 62-п "О создании межведомственной комиссии по соблюдению требований законодательства в вопросах оплаты труда в организациях Ивановской области", являющаяся постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Ивановской области.

Работа межведомственной комиссии осуществлялась систематически в тесном взаимодействии с контрольно-надзорными органами: прокуратурой Ивановской области, Государственной инспекцией труда в Ивановской области и др.

Вопросы эффективности действий администраций муниципальных образований Ивановской области по предотвращению социальной напряженности рассматривались на выездных заседаниях Правительства Ивановской области в муниципальных образованиях Ивановской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»