ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 августа 2011 года N 277-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
ИЗМЕНЕНИЯ:
Постановление Правительства Ивановской области от 07.12.2012 N 511-П; НГР RU37000201200998
Постановление Правительства Ивановской области от 19.06.2013 N 233-П; НГР RU37000201300455
Постановление Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 432-П; НГР RU37000201300835
В соответствии c Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 27.01.2011 N 4, протоколом заседания комиссии по проведению административной реформы в Ивановской области от 18.04.2011 N ПК-2-31 Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить программу Ивановской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011 - 2013 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области Конькова П.А.
Губернатор
Ивановской области М.А. Мень
П Р О Г Р А М М А Ивановской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, на 2011 - 2013 годы"
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 07.12.2012 N 511-П, от 19.06.2013 N 233-П, от 30.10.2013 N 432-П)
Наименование Программы | Программа Ивановской области "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг |
Срок реализации Программы | 2011 - 2013 годы |
Основание для разработки Программы | Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 |
Ответственный исполнитель Программы | Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Соисполнители Программы | исполнительные органы государственной власти Ивановской области, |
Разработчики Программы | Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Система организации контроля над ходом реализации Программы | Стратегическое управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляется Правительством Ивановской области и комиссией по проведению административной реформы в Ивановской области. |
Цели Программы | 1. Снижение административных барьеров. |
Задачи Программы | 1. Проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях, оптимизация порядка оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг. |
Целевые индикаторы Программы | На момент завершения реализации Программы: |
Объем средств и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составит |
Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации Программы: |
1. Анализ текущего состояния, проблемы обеспечения качества государственных и муниципальных услуг, снижения административных барьеров Ивановской области и пути их решения с использованием программно-целевых методов
Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по-прежнему является основной целью реформирования системы государственного управления. В рамках проводимой на территории Российской Федерации административной реформы как перед федеральными органами власти, так и перед региональной и муниципальной властью поставлен целый комплекс задач, решение которых должно способствовать повышению качества взаимодействия населения с государством.
На первых этапах административной реформы были достигнуты значительные результаты: создана методическая база, выявлен лучший опыт реализации мероприятий по всем приоритетным направлениям, принят ряд законодательных актов.
Современный этап реформирования характеризуется продолжением работы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению, а также необходимостью проведения работ по снижению административных барьеров.
Основные векторы административной реформы в Ивановской области на истекший трехлетний (2008 - 2010 годы) период были заданы распоряжением Губернатора Ивановской области от 17.04.2008 N 149-р "Об утверждении плана (программы) мероприятий по реализации административной реформы в Ивановской области в 2008 - 2010 годах".
За весь период реализации административной реформы в Ивановской области были разработаны и реализованы проекты (в том числе "пилотные"[1]) по следующим направлениям.
- Формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Ивановской области, включая создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг.
В рамках данного направления в Ивановской области приняты следующие акты: распоряжение Правительства Ивановской области от 04.08.2009 N 214-рп "О плане мероприятий "Повышение качества государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Ивановской области" и распоряжение Правительства Ивановской области от 14.04.2009 N 93-рп "О предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Ивановской области".
В ходе реализации названных документов спроектирована и создана в организационно-правовой форме бюджетных учреждений сеть из трех МФЦ (областное учреждение и два муниципальных учреждения в Лухском районе и в г.о. Кохма), на базе которых организовано предоставление государственных и муниципальных услуг. Происходит оптимизация и регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, в том числе посредством реализации принципа "одного окна".
Кроме того, в Ивановской области реализуются мероприятия по развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" в отделениях связи ФГУП "Почта России".
- Стандартизация и регламентация предоставления государственных (муниципальных) услуг (функций).
К моменту разработки настоящей Программы в Ивановской области практически завершена работа по регламентации государственных услуг. Базовым актом региона в рассматриваемой сфере является постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2008 N 269-п "Об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг".
Согласно отчетным данным, на конец 1 полугодия 2011 года в Ивановской области принято более 100 административных регламентов предоставления государственных услуг, а также ряд административных регламентов по исполнению функций государственного контроля (надзора). Органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области активно проводится работа по регламентации муниципальных услуг, приведению принятых ранее регламентов в соответствие с действующим законодательством.
- Формирование реестров государственных (муниципальных) услуг (функций) и размещение в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на интернет-порталах органов исполнительной власти Ивановской области сведений о государственных (муниципальных) услугах (функциях).
Постановлением Правительства Ивановской области от 29.11.2010 N 425-п утвержден порядок формирования и ведения регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области, состав и порядок размещения на региональном портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ивановской области сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях). Разработан типовой перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями, ведется работа по формированию реестров муниципальных услуг.
Запущен в опытную эксплуатацию сайт размещения информации о предоставляемых в Ивановской области государственных и муниципальных услугах (http://uslugi.ivanovoobl.ru/), на котором к моменту разработки настоящей Программы размещена информация о 91 региональной и 699 муниципальных услугах.
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность по предоставлению государственных (муниципальных) услуг, перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронную форму.
В Ивановской области осуществляется обширный комплекс мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Проводится модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Осуществляется перевод предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронную форму: в исполнительных органах государственной власти определены структурные подразделения и (или) уполномоченные должностные лица, ответственные за организацию доступа к информации, размещаемой на официальных сайтах.
Принято распоряжение Правительства Ивановской области от 12.01.2011 N 1-рп "Об утверждении плана-графика перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями Ивановской области".
Определенной вехой совершенствования информатизации государственного управления в рамках административной реформы в Ивановской области стало утверждение постановлением Правительства Ивановской области от 14.04.2011 N 110-п долгосрочной целевой программы Ивановской области "Формирование условий развития информационного общества Ивановской области на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы". Целью данной программы является формирование условий развития информационного общества в Ивановской области в интересах повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления и местного самоуправления. Предусмотрен ряд конкретных мероприятий в данном направлении.
В сфере информатизации государственного и муниципального управления в Ивановской области приняты следующие основные документы: постановление Правительства Ивановской области от 01.02.2010 N 14-п "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Губернатора Ивановской области и Правительства Ивановской области"; распоряжение Правительства Ивановской области от 15.01.2010 N 7-рп "О мерах по реализации Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления""; распоряжение Правительства Ивановской области от 09.09.2009 N 253-рп "О распространении информации о государственных услугах Ивановской области".
К настоящему времени в Ивановской области проведена немалая работа по формированию на территории региона развитого информационного пространства, углублению информационного взаимодействия государственных и общественных институтов.
Также помимо перечисленных мероприятий органами исполнительной власти реализовывались проекты, направленные на совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оптимизации предоставления государственных услуг, за которые взимается плата, в том числе государственная пошлина и другие.
Современный этап реформирования характеризуется продолжением работы по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению, а также необходимостью проведения работ по снижению административных барьеров.
Настоящая Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, разработанных с учетом выявленных лучших практик, проблем, с которыми столкнулись органы исполнительной власти на первых этапах реформирования и анализа текущей ситуации в сфере взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными структурами.
По результатам проведенного в 2010 году Министерством экономического развития Российской Федерации мониторинга наиболее массовые услуги для граждан обладают общим набором "типовых" проблем:
завышенное предельное время ожидания в очередях при подаче документов или получении результата государственной услуги;
недостаточное качество информирования и консультирования;
несоблюдение стандарта предоставления государственных услуг в части требований к помещениям.
Кроме того, в процессе предоставления услуг была выявлена практика затребования с заявителей документов и информации, имеющихся в распоряжении государственных органов, затребования с заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, несоблюдения заложенных в законодательстве принципов "одного окна" при осуществлении регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет экономическое развитие.
Для преодоления существующих проблем необходима реализация мероприятий, направленных на оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных контрольных и надзорных функций; создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; продолжение регламентации государственных и муниципальных услуг, а также осуществление контрольно-надзорных и разрешительных функций; формирование регионального и муниципальных реестров государственных и муниципальных услуг (функций).
В первоочередном порядке должны быть оптимизированы государственные и муниципальные услуги, являющиеся наиболее проблемными и сложными, с наиболее закрытыми процедурами и максимальными объемами неформальных платежей.
В настоящее время процесс оптимизации услуг носит исключительно внутриведомственный характер, то есть каждый орган оптимизирует свои функции без построения общего процесса с точки зрения предоставления государственной услуги, которая будет являться конечным (а не промежуточным) необходимым заявителю результатом деятельности всей системы органов власти.
В целом комплексная оптимизация государственных и муниципальных услуг должна быть направлена на:
сокращение количества обращений (процедур), необходимых для получения конечного результата услуги (в том числе путем организации межведомственного взаимодействия);
сокращение сроков предоставления услуги;
определение нормативов материальных затрат заявителей;
улучшение качества правовой регламентации порядка предоставления услуг.
В сфере контрольно-надзорной деятельности следует отметить, что реализованные на первых этапах административной реформы мероприятия также до настоящего времени носили локальный, внутриотраслевой характер и в основном ограничивались разработкой и утверждением административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций.
О распространенности административных барьеров свидетельствует и вынесение прокуратурой Ивановской области многочисленных представлений и протестов об устранении нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". При этом такие нарушения в основном касаются проведения контролирующими органами внеплановых проверок, проведения незаконных проверочных закупок и т.д.
Как показывает опыт реализации административной реформы, реального снижения административных барьеров можно добиться только путем комплексной регламентации процедур проведения проверок, проводимых разными органами контроля в отношении одного субъекта контроля. На новом этапе развития особое внимание должно быть уделено комплексной регламентации и оптимизации процедур межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля.
Перечень информации о проверках, размещаемый в открытом доступе, в том числе в сети Интернет, в большинстве случаев ограничивается регламентами, планами проверок и краткими сведениями о результатах проверок. В то же время для максимального снижения административных барьеров в открытом доступе в сети Интернет должны быть размещены юридически значимые для проведения проверок сведения, включая информацию о совокупности обязательных требований к субъектам и объектам проверки, предмету проверки. Как целевое состояние процедурного описания порядка осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора необходимо рассматривать такую форму регламентации, когда как проверяющему, так и проверяемому лицу заранее известна "карта проверки", в которой в систематизированном и детализированном виде сведены все проверяемые требования.