Администратор программы:
управление по информатизации Ивановской области
Сроки реализации программы:
2011 - 2015 годы
1. Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Формирование условий развития информационного общества Ивановской области на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы"
| |
Наименование ДЦП | "Формирование условий развития информационного общества Ивановской области на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий на 2011 - 2015 годы" (далее - ДЦП, Программа) |
Срок реализации ДЦП | 201 1 - 2015 годы |
Администратор ДЦП | Управление по информатизации Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие мероприятия ДЦП | Управление по информатизации Ивановской области Аппарат Правительства Ивановской области Департамент экономического развития и торговли Ивановской области Департамент внутренней политики Ивановской области Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области Департамент образования Ивановской области Департамент социальной защиты населения Ивановской области Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области Комитет Ивановской области ЗАГС Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области (Ивгосжилинспекция) |
Строка в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 22.06.2011 N 208-П , от 19.12.2012 N 551-П |
Цель ДЦП | Формирование условий развития информационного общества в Ивановской области в интересах повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного и муниципального управления . |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП (строка в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П ) | Целевым индикатором выполнения Программы является показатель по Индексу готовности Ивановской области (как субъекта Российской Федерации) к информационному обществу (текущее значение показателя - 63). Дополнительные целевые индикаторы выполнения Программы: 1. Доля исполнительных органов государственной власти Ивановской области, использующих единую систему электронного документооборота, в процентах, - 100%. 2. Количество граждан, проживающих на территории Ивановской области, имеющих доступ к государственным услугам в электронном виде с помощью универсальной электронной карты, млн.человек, - 0,8. 3. Доля исполнительных органов государственной власти Ивановской области, обеспечивающих доступ к информации о государственных услугах, с использованием единого центра телефонного обслуживания, в процентах, - 100%. 4. Количество персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе, на 100 обучающихся, штук, - 10,5. 5. пункт УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П 6. пункт УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П 7. пункт УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П 8. Доля общедоступных публичных государственных библиотек Ивановской области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью доступа не ниже 1 Мбит/с, в процентах, — 100%. 9. Доля архивов Ивановской области, имеющих широкополосный доступ к Интернету (1 Мбит/с и выше), в процентах,-100%. 10. Доля образовательных учреждений сферы культуры |
| Ивановской области, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, в процентах,-100%. 11. Доля музеев Ивановской области, имеющих широкополосный доступ к Интернету (1 Мбит/с и выше), в процентах,-100%. 12. Доля рабочих мест сотрудников исполнительных органов государственной власти Ивановской области, обеспеченных широкополосным доступом к сети Интернет, в процентах, - 90%. 13. Доля учреждений системы социальной защиты населения Ивановской области, имеющих широкополосный доступ к Интернету (со скоростью 1 Мбит/с и выше), в процентах,-100%. 14. пункт УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П 15. пункт УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П 16. Автоматизация кадровых технологий, сбор данных о состоянии кадрового потенциала, своевременное информирование о состоянии кадров на государственной гражданской службе, поддержка принятия решений по кадровым вопросам, в процентах, - 73%. 17. Количество объектов информатизации исполнительных органов государственной власти Ивановской области, предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну, единиц,-10. 18. Количество объектов информатизации исполнительных органов государственной власти Ивановской области, предназначенных для обработки информации с ограниченным доступом, не составляющей государственную тайну, единиц, - 19. Количество объектов информатизации исполнительных органов государственной власти Ивановской области, аттестованных на соответствие требованиям по информационной безопасности предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну, в процентах,-100%. 20. Количество объектов информатизации исполнительных органов государственной власти Ивановской области, аттестованных на соответствие требованиям по информационной безопасности, от общего количества |
| |
| Ожидаемые результаты реализации Программы: 1. Повышение эффективности государственного и муниципального управления, расширение перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданскому обществу, жителям Ивановской области, бизнесу и организациям, реализация в электронном виде 100% государственных и муниципальных услуг, определенных федеральным законодательством. 2. Сокращение суммарных экономических потерь граждан и организаций Ивановской области за счет уменьшения среднего времени на получение государственных и муниципальных услуг от исполнительных органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области. 3. Формирование в границах Ивановской области современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступности для 100% населения Ивановской области базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: фиксированной и мобильной связи, цифрового телевидения (кабельного, спутникового или эфирного), радио и широкополосного Интернета. 4. Ликвидация информационного неравенства муниципальных образований Ивановской области: сокращение различий между муниципальными образованиями Ивановской области. 5. Качественное развитие медицинского обслуживания, развитие телемедицины, систем медицинской диагностики, электронной карты пациента, специализированных медицинских систем, единого банка данных лабораторных исследований и данных высокотехнологичных обследований. 6. Развитие системы социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий: внедрение в Ивановской области единой универсальной электронной карты. 7. Внедрение основ электронной демократии вместе с совершенствованием системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, позволяющих жителям Ивановской области активнее участвовать в вопросах государственного и местного самоуправления, участвовать в выборах, референдумах, опросах. 8. Развитие экономики Ивановской области на основе широкого использования технических и организационных инноваций, развития электронной торговли, услуг аутсорсинга, внедрения новых видов бизнеса на основе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). 9. Развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИКТ и использования ИКТ, формирование на базе высших учебных заведений Ивановской области центров компетенции, научных и научно-производственных центров, не менее чем троекратное увеличение количества регистрируемых изобретений и патентов. 10. Развитие и сохранение культуры и местных традиций, укрепление нравственных и патриотических ценностей в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения, развитие пу бличных краеведческих информационных ресурсов в Интернете, возможность свободного электронного доступа к библиотечным и музейным фондам областных и районных библиотек и музеев, обеспечение равных возможностей для культурного развития и образования вне зависимости от места проживания жителя Ивановской области. 11. Обеспечение равных возможностей для получения качественного образования вне зависимости от места проживания жителей Ивановской области, возраста и способности к самостоятельному посещению учебного заведения, повышение эффективности управления образованием, создание единой информационной образовательной сети. 12. Защита объектов информатизации, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа . |
Задачи ДЦП (строка в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П ) | 1. Пункт исключен - Постановление Правительства Ивановской области от 09.09.2011 N 310-П ) 2. Формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению Ивановской области современных информационно-коммуникационных услуг. 3. Использование ИКТ в образовании и науке. 4. Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Ивановской о бласти . (пункт 4 в ред. Постановлени я Правительства Ивановской области от 19.12.2012 N 551-П ) 5. Использование ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. 6. Использование ИКТ в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения. 7. Формирование электронного правительства Ивановской области и переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде. 8. Развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, малого и среднего предпринимательства, сферы информационных и прочих услуг в Ивановской области с помощью ИКТ. 9. Реализация общесистемных мероприятий. 10. Реализация мероприятий, отражающих специфику Ивановской области. 11. Обеспечение защиты объектов информатизации, предназначенных для обработки информации ограниченного доступа. |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) | Общий объем финансирования Программы из средств бюджета Ивановской области на 2011 - 2015 годы - 551,0501 млн. руб., в том числе: 2011 год - 49,80 млн. руб.;
2012 год - 76,80 млн. руб.;
2013 год - 53,9501 млн. руб.;
2014 год - 201,00 млн. руб.;
2015 год - 169,50 млн. руб. |
Строка в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 20.04.2012 N 122-П , от 28.09.2012 N 367-П , от 19.12.2012 N 551-П , от 11.06.2013 N 219-П , от 27.11.2013 N 482-П |
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Основная социально-экономическая проблема, на решение которой направлена Программа, - низкий уровень социально-экономического развития Ивановской области, технологическая отсталость основных производственных фондов, отток имеющих высшее образование специалистов и квалифицированных рабочих из-за нехватки рабочих мест, низкий уровень развития государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и культуры, недостаточная эффективность системы государственного и муниципального управления Ивановской области.
Развитие информационного общества в Ивановской области с учетом возможности привлечения для этих целей значительных объемов финансирования из федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и правильной организации работ является катализатором социально-экономического развития Ивановской области, служит реальной основой повышения эффективности функционирования органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг для населения и организаций.
Формирование условий для развития информационного общества Ивановской области требует разработки целого комплекса мероприятий политического, нормативно-правового, организационно-технологического, материально-технического и научно-исследовательского характера. Сложность проблемы определяет необходимость использования для ее решения системного подхода, увязки мероприятий Программы по целям, результатам и срокам реализации, по требуемым ресурсам (временным, финансовым, материальным, человеческим и пр.).
Данное обстоятельство наряду с требованиями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации[1] является основанием для разработки Программы. Состав мероприятий Программы соответствует приоритетным направлениям развития информационного общества в Российской Федерации и целям административной реформы.
Подтверждением актуальности вопроса разработки и реализации Программы служат результаты мониторинга и обследования текущего состояния развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Ивановской области. Полученные с применением методик и показателей оценки готовности региона к созданию информационного общества результаты мониторинга и обследования показали наличие ряда серьезных проблем, требующих решения в рамках Программы:
- в регионе не создана телекоммуникационная сеть Правительства Ивановской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области;
- более 30% рабочих мест сотрудников исполнительных органов государственной власти Ивановской области и более 50% рабочих мест сотрудников органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области не подключены к локальной вычислительной сети;
- готовность государственных и муниципальных информационных ресурсов Ивановской области к совместному (межведомственному) использованию не превышает нескольких процентов;
- электронный документооборот в исполнительных органах государственной власти Ивановской области находится в зачаточном состоянии, имеются проблемы с принятием и оформлением государственных информационных систем в промышленную эксплуатацию, имеются серьезные проблемы с обеспечением информационной безопасности данных и пр.
В результате Ивановская область занимает 63 место из 82 в рейтинге субъектов Российской Федерации по Индексу готовности к информационному обществу, 65 место по факторам развития ИКТ - инфраструктуры информационного общества и 80 место по уровню развития и использования ИКТ населением и в домохозяйствах. Если учесть, что сама Российская Федерация занимает по уровню готовности к информационному обществу лишь 68 - 70 место в мире, то важность и сложность проблем, стоящих перед Ивановской областью в развитии информационного общества, необходимость принятия и успешной реализации Программы становятся особенно очевидны.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
Субъекты Российской Федерации приступили к решению задач, поставленных руководством страны в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, находясь в разных экономических условиях и имея различный опыт в реализации крупных программ информатизации, в том числе программ создания электронного правительства.
Наиболее развитыми в вопросах региональной информатизации считаются такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Томская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Ярославская область, Республика Татарстан и другие. Из зарубежных стран для нас очень поучителен и интересен опыт Эстонии и Казахстана, где за несколько лет удалось добиться огромных успехов в формировании электронного правительства и развитии информационного общества.
Основной положительный опыт подобных проектов свидетельствует, что их успех в огромной степени зависит от следующих факторов: