ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 года N 434
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РМ от 06.02.2019 N 53, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
В целях кадрового обеспечения задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. N 156, от 25 июля 2011 г. N 283, от 1 августа 2011 г. N 293, от 5 сентября 2011 г. N 336, от 31 октября 2011 г. N 404) (далее - Программа), изменение, дополнив раздел "Перечень подпрограмм" Паспорта Программы абзацем следующего содержания:
"подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
2. Дополнить Программу прилагаемой подпрограммой "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Председателя Правительства
Республики Мордовия
Н.ПЕТРУШКИН
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 21 ноября 2011 г. N 434
Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Паспорт подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"
Наименование подпрограммы | подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - подпрограмма) |
Основание для разработки подпрограммы | распоряжение Правительства Республики Мордовия от 18 апреля 2011 г. N 237-Р |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия |
Государственные заказчики подпрограммы | Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения |
Основные разработчики подпрограммы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения |
Цель и задачи подпрограммы | целью подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства. Задачи подпрограммы: формирование эффективной организации ресурсов системы кадрового обеспечения потребностей строительного комплекса в целом и выполнения Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в частности; повышение привлекательности программ профессионального образования в строительной сфере; модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества пр офессионального образования в строительной сфере; мониторинг развития системы кадрового обеспечения строительной отрасли республики |
Важнейшие целевые показатели подпрограммы | обеспечение наличия в Республике Мордовия специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности на строительстве жилья, в 2011 - 2015 годах в количестве 31506 человек; обеспечение восполнения трудовых ресурсов с начальным профессиональным образованием (далее - НПО) в 2011 - 2015 годах на строительстве жилья в количестве 1249 человек; обеспечение объема выпуска специалистов строительных специальностей в 2011 - 2015 годах для строительства жилья: НПО в количестве 701 человек, среднее профессиональное образование (далее - СПО) - 696 человек, высшее профессиональное образование (далее - ВПО) - 1099 человек; обеспечение функционирования учебных заведений в Республике Мордовия, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей, в том числе: СПО - 4 единицы, ВПО - 1 единица |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | подпрограмма рассчитана на 2011 - 2015 годы и будет реализована в три этапа: первый этап (2011 - 2012 годы) предусматривает мониторинг ситуации по направлениям подпрограммы, построение моделей развития; второй этап (2013 - 2014 годы) предусматривает апробацию разработанных мо делей повышения обеспеченности строительного комплекса профессиональными кадрами; третий этап (2015 год) предусматривает осуществление аналитической и плановой работы по дальнейшему развитию системы кадрового обеспечения строительной отрасли республики |
Объемы и источники финансирования подпрограммы | общий объем финансирования подпрограммы определен в рамках средств, предусмотренных на реализацию Республиканской целевой программы развития подпрограммы профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 216 |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | формирование прогноза потребности строительной отрасли в трудовых ресурсах для обеспечения реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений строительного профиля; формирование перечня востребованных профессий, специальностей, направлений подготовки по строительным специальностям; разработка механизмов информирования участников рынка труда о квалификации и составе выпускников учреждений профессионального образования в строительной сфере; координация деятельности образовательн о-производственных комплексов (далее - ОПК) и участие в разработке необходимых для развития ОПК нормативных правовых документов; разработка положения о межведомственном взаимодействии в системе управления профессиональным образованием; разработка нормативных документов о порядке согласования образовательных программ с работодателями и включение работодателей в советы учреждений и государственные аттестационные комиссии учреждений профессионального образования; информационное участие в реализации мероприятий Республиканской целевой программы развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 216. |
Исполнители подпрограммы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения |
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Республика Мордовия в настоящее время располагает сетью учреждений профессионального образования разного типа, вида и уровня подготовки специалистов. Система профессионального образования для строительной отрасли имеет двухуровневую систему:
1) образовательные учреждения СПО;
2) образовательное учреждение ВПО.
Учреждения НПО строительного профиля перестали функционировать в 2009 году в связи с оптимизацией сети НПО путем укрупнения образовательных учреждений, ликвидации малочисленных и перевода в статус техникумов наиболее перспективных с обязательным сохранением подготовки по профессиям НПО.
Первый уровень образовательных учреждений (СПО):
ФГОУ СПО (ссуз) "Ковылкинский строительный колледж";
ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум";
ГОУ СПО (ссуз) "Алексеевский индустриальный техникум";
ГОУ СПО (ссуз) "Рузаевский политехнический техникум".
На базе ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум" создан ОПК по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена, осуществляются программы подготовки НПО.
В ГОУ СПО (ссуз), "Алексеевский индустриальный техникум" осуществляется подготовка специалистов не только для строительства, но и для предприятий, производящих строительные материалы, по следующим специальностям:
"Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий";
"Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования".
Образовательные учреждения строительного профиля СПО расположены в наиболее заселенных и промышленно развитых муниципальных образованиях республики (города Саранск, Рузаевка, Ковылкино, п.г.т. Комсомольский Чамзинского муниципального района).
Второй уровень образовательных учреждений (ВПО) обеспечивает подготовку специалистов высшего звена для строительной отрасли на архитектурно-строительном факультете ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева".
В республике также имеется сложившаяся система переподготовки рабочих кадров строительных специальностей в Государственном автономном учреждении Республики Мордовия "Учебный комбинат строительного комплекса", который ежегодно осуществляет переподготовку и повышение квалификации рабочих строительных профессий в количестве 400 человек за счет как личных средств граждан, так и за счет средств предприятий - работодателей.
Переподготовка и повышение квалификации кадров инженерно-технических работников строительного профиля осуществляются на архитектурно-строительном факультете ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева".
В настоящее время профессиональное образование в Республике Мордовия динамично развивается с учетом потребностей экономики и социальной сферы:
1) изменены партнерские отношения с работодателями: большинство учреждений профессионального образования ведет подготовку специалистов по запросам предприятий, началось внедрение принципиально новой формы интеграции учреждений образования, науки и работодателей - образовательно-производственных комплексов;
2) приобретен опыт участия в конкурсном отборе учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В 2009 году победителем конкурса стало ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум", что позволило модернизировать учебный процесс путем внедрения современных информационных технологий, закупить необходимое оборудование и технику, заключить долгосрочные договоры с социальными партнерами;
3) налажен контроль за трудоустройством выпускников: ведется ежемесячный мониторинг ситуации с трудоустройством, образовательные учреждения активно взаимодействуют в этом вопросе со службами занятости населения, что привело к 100% трудоустройству выпускников НПО/СПО строительного профиля.
По данным Центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" в 2010 году трудоустройство выпускников архитектурно-строительного факультета в среднем составило 94%, в том числе по полученным специальностям - 71%.
Порядка 50% выпускников СПО/ВПО трудятся на строительстве жилья и жилищной инфраструктуры.
Динамика численности обучающихся в учреждениях профессионального образования строительного профиля за последние 4 года приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности обучающихся в учреждениях профессионального образования строительного профиля
Тип учреждения | Численность обучающихся, чел. | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
НПО, в т.ч. заочная форма обучения | 752 - | 209 - | - - | - - |
СПО, в т.ч. заочная форма обучения | 137 40 | 600 40 | 665 40 | 654 40 |
ВПО, в т.ч. заочная форма обучения | 159 73 | 243 81 | 247 110 | 250 139 |
Итого: | 1048 | 1052 | 912 | 904 |
Вечерняя форма обучения в образовательных учреждениях строительного профиля Республики Мордовия отсутствует.
В существовавшей до сих пор системе формирования программ профессионального образования недостаточно оперативно отражались изменения на рынке труда и не в полном объеме учитывалась емкость рынка трудовых ресурсов. Объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовили молодых рабочих и специалистов, планировался без учета сроков подготовки специалистов. Таким образом, возникала опасность двойного структурного дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на республиканском рынке труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и в профессионально-квалификационном разрезе.
Проведенные социологические исследования по проблемам взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) республики позволили определить основные причины несоответствия структуры выпускников профессиональных образовательных учреждений и структуры спроса работодателей на рабочую силу. Так, по мнению руководителей профессиональных образовательных учреждений и руководителей предприятий, таковыми являются:
низкий размер заработной платы у молодых специалистов;
недостаточная координация и взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
отсутствие опыта у соискателей рабочих мест;
бессистемность работы в службах информирования, консультирования, тестирования выпускников средних образовательных школ по выбору профессии.
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования в строительной отрасли Республики Мордовия (коэффициент упо - отношение количества работников, имеющих СПО, НПО и не имеющих профессионального образования, к количеству работников, имеющих ВПО) за 2008 - 2010 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования
2008 год | 2009 год | 2010 год | |
ВПО | 1 | 1 | 1 |
СПО | 0,44 | 0,44 | 0,44 |
НПО | 10,11 | 12,3 | 11,3 |
Без профессионального образования | 0 | 0 | 0 |
Членами саморегулируемых организаций являются 56% персонала строительных организаций, осуществляющих возведение жилья.
В то же время в связи с ежегодным ростом объемов строительных работ в республике (средний темп за 2006 - 2010 годы составил 109,9%), в том числе строительства жилья (средний темп за 2006 - 2010 годы - 110,1%), строительные предприятия республики ощущают нехватку квалифицированных специалистов по некоторым рабочим профессиям. Оценивая структуру вакансий, можно отметить, что поступательно нарастающим спросом у работодателей пользуются профессии специалистов НПО/СПО строительных специальностей, а также низкооплачиваемые и не требующие профессиональной подготовки профессии (дворники, уборщики, грузчики, подсобные рабочие).
В настоящее время дефицит рабочих кадров для строительной отрасли восполняется за счет мигрантов с уровнем НПО и без профессионального образования из стран СНГ. Ежегодное количество мигрантов, работающих на строительстве жилья в республике, составляет 900 человек.
Среднегодовой отток высококвалифицированных специалистов строительной отрасли составляет 12%, в том числе по достижении пенсионного возраста - 3,5%.
Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса Республики Мордовия (коэффициент кадрового обеспечения регионального строительного комплекса (Ккорс) - отношение объема капитального строительства к количеству работников по категориям персонала, коэффициент соотношения кадрового ресурса между категориями персонала (Кскп) - отношение количества различных категорий персонала к общему количеству специалистов, коэффициент миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса (Кмигр) - отношение количества мигрантов определенной категории персонала к общему количеству специалистов) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса Республики Мордовия