Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2011 года N 434

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РМ от 06.02.2019 N 53, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

В целях кадрового обеспечения задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. N 487 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 10 мая 2011 г. N 156, от 25 июля 2011 г. N 283, от 1 августа 2011 г. N 293, от 5 сентября 2011 г. N 336, от 31 октября 2011 г. N 404) (далее - Программа), изменение, дополнив раздел "Перечень подпрограмм" Паспорта Программы абзацем следующего содержания:

"подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

2. Дополнить Программу прилагаемой подпрограммой "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя Правительства

Республики Мордовия

Н.ПЕТРУШКИН

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 21 ноября 2011 г. N 434

Подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Паспорт подпрограммы "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"


Наименование подпрограммы

подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - подпрограмма)

Основание для разработки подпрограммы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 18 апреля 2011 г. N 237-Р

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия

Государственные заказчики подпрограммы

Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Основные разработчики подпрограммы

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Цель и задачи подпрограммы

целью подпрограммы является кадровое обеспечение задач строительства Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для комплексного освоения и развития территории в целях жилищного строительства. Задачи подпрограммы: формирование эффективной организации ресурсов системы кадрового обеспечения потребностей строительного комплекса в целом и выполнения Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в частности; повышение привлекательности программ профессионального образования в строительной сфере; модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества пр офессионального образования в строительной сфере; мониторинг развития системы кадрового обеспечения строительной отрасли республики

Важнейшие целевые показатели подпрограммы

обеспечение наличия в Республике Мордовия специалистов строительных специальностей, осуществляющих трудовую деятельность по специальности на строительстве жилья, в 2011 - 2015 годах в количестве 31506 человек; обеспечение восполнения трудовых ресурсов с начальным профессиональным образованием (далее - НПО) в 2011 - 2015 годах на строительстве жилья в количестве 1249 человек; обеспечение объема выпуска специалистов строительных специальностей в 2011 - 2015 годах для строительства жилья: НПО в количестве 701 человек, среднее профессиональное образование (далее - СПО) - 696 человек, высшее профессиональное образование (далее - ВПО) - 1099 человек; обеспечение функционирования учебных заведений в Республике Мордовия, осуществляющих подготовку специалистов строительных специальностей, в том числе: СПО - 4 единицы, ВПО - 1 единица

Сроки и этапы реализации подпрограммы

подпрограмма рассчитана на 2011 - 2015 годы и будет реализована в три этапа: первый этап (2011 - 2012 годы) предусматривает мониторинг ситуации по направлениям подпрограммы, построение моделей развития; второй этап (2013 - 2014 годы) предусматривает апробацию разработанных мо делей повышения обеспеченности строительного комплекса профессиональными кадрами; третий этап (2015 год) предусматривает осуществление аналитической и плановой работы по дальнейшему развитию системы кадрового обеспечения строительной отрасли республики

Объемы и источники финансирования подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы определен в рамках средств, предусмотренных на реализацию Республиканской целевой программы развития подпрограммы профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 216

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

формирование прогноза потребности строительной отрасли в трудовых ресурсах для обеспечения реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений строительного профиля; формирование перечня востребованных профессий, специальностей, направлений подготовки по строительным специальностям; разработка механизмов информирования участников рынка труда о квалификации и составе выпускников учреждений профессионального образования в строительной сфере; координация деятельности образовательн о-производственных комплексов (далее - ОПК) и участие в разработке необходимых для развития ОПК нормативных правовых документов; разработка положения о межведомственном взаимодействии в системе управления профессиональным образованием; разработка нормативных документов о порядке согласования образовательных программ с работодателями и включение работодателей в советы учреждений и государственные аттестационные комиссии учреждений профессионального образования; информационное участие в реализации мероприятий Республиканской целевой программы развития профессионального образования в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 216.

Исполнители подпрограммы

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма


Республика Мордовия в настоящее время располагает сетью учреждений профессионального образования разного типа, вида и уровня подготовки специалистов. Система профессионального образования для строительной отрасли имеет двухуровневую систему:

1) образовательные учреждения СПО;

2) образовательное учреждение ВПО.

Учреждения НПО строительного профиля перестали функционировать в 2009 году в связи с оптимизацией сети НПО путем укрупнения образовательных учреждений, ликвидации малочисленных и перевода в статус техникумов наиболее перспективных с обязательным сохранением подготовки по профессиям НПО.

Первый уровень образовательных учреждений (СПО):

ФГОУ СПО (ссуз) "Ковылкинский строительный колледж";

ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум";

ГОУ СПО (ссуз) "Алексеевский индустриальный техникум";

ГОУ СПО (ссуз) "Рузаевский политехнический техникум".

На базе ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум" создан ОПК по подготовке высококвалифицированных специалистов среднего звена, осуществляются программы подготовки НПО.

В ГОУ СПО (ссуз), "Алексеевский индустриальный техникум" осуществляется подготовка специалистов не только для строительства, но и для предприятий, производящих строительные материалы, по следующим специальностям:

"Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий";

"Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования".

Образовательные учреждения строительного профиля СПО расположены в наиболее заселенных и промышленно развитых муниципальных образованиях республики (города Саранск, Рузаевка, Ковылкино, п.г.т. Комсомольский Чамзинского муниципального района).

Второй уровень образовательных учреждений (ВПО) обеспечивает подготовку специалистов высшего звена для строительной отрасли на архитектурно-строительном факультете ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева".

В республике также имеется сложившаяся система переподготовки рабочих кадров строительных специальностей в Государственном автономном учреждении Республики Мордовия "Учебный комбинат строительного комплекса", который ежегодно осуществляет переподготовку и повышение квалификации рабочих строительных профессий в количестве 400 человек за счет как личных средств граждан, так и за счет средств предприятий - работодателей.

Переподготовка и повышение квалификации кадров инженерно-технических работников строительного профиля осуществляются на архитектурно-строительном факультете ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева".

В настоящее время профессиональное образование в Республике Мордовия динамично развивается с учетом потребностей экономики и социальной сферы:

1) изменены партнерские отношения с работодателями: большинство учреждений профессионального образования ведет подготовку специалистов по запросам предприятий, началось внедрение принципиально новой формы интеграции учреждений образования, науки и работодателей - образовательно-производственных комплексов;

2) приобретен опыт участия в конкурсном отборе учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В 2009 году победителем конкурса стало ГОУ СПО (ссуз) "Саранский строительный техникум", что позволило модернизировать учебный процесс путем внедрения современных информационных технологий, закупить необходимое оборудование и технику, заключить долгосрочные договоры с социальными партнерами;

3) налажен контроль за трудоустройством выпускников: ведется ежемесячный мониторинг ситуации с трудоустройством, образовательные учреждения активно взаимодействуют в этом вопросе со службами занятости населения, что привело к 100% трудоустройству выпускников НПО/СПО строительного профиля.

По данным Центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" в 2010 году трудоустройство выпускников архитектурно-строительного факультета в среднем составило 94%, в том числе по полученным специальностям - 71%.

Порядка 50% выпускников СПО/ВПО трудятся на строительстве жилья и жилищной инфраструктуры.

Динамика численности обучающихся в учреждениях профессионального образования строительного профиля за последние 4 года приведена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика численности обучающихся в учреждениях профессионального образования строительного профиля


Тип учреждения

Численность обучающихся, чел.

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

НПО, в т.ч. заочная форма обучения

752 -

209 -

- -

- -

СПО, в т.ч. заочная форма обучения

137 40

600 40

665 40

654 40

ВПО, в т.ч. заочная форма обучения

159 73

243 81

247 110

250 139

Итого:

1048

1052

912

904

Вечерняя форма обучения в образовательных учреждениях строительного профиля Республики Мордовия отсутствует.

В существовавшей до сих пор системе формирования программ профессионального образования недостаточно оперативно отражались изменения на рынке труда и не в полном объеме учитывалась емкость рынка трудовых ресурсов. Объемы и перечень специальностей и профессий, по которым готовили молодых рабочих и специалистов, планировался без учета сроков подготовки специалистов. Таким образом, возникала опасность двойного структурного дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на республиканском рынке труда: по уровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и в профессионально-квалификационном разрезе.

Проведенные социологические исследования по проблемам взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и предприятий (организаций) республики позволили определить основные причины несоответствия структуры выпускников профессиональных образовательных учреждений и структуры спроса работодателей на рабочую силу. Так, по мнению руководителей профессиональных образовательных учреждений и руководителей предприятий, таковыми являются:

низкий размер заработной платы у молодых специалистов;

недостаточная координация и взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

отсутствие точного прогноза по приоритетным специальностям на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

отсутствие опыта у соискателей рабочих мест;

бессистемность работы в службах информирования, консультирования, тестирования выпускников средних образовательных школ по выбору профессии.

Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования в строительной отрасли Республики Мордовия (коэффициент упо - отношение количества работников, имеющих СПО, НПО и не имеющих профессионального образования, к количеству работников, имеющих ВПО) за 2008 - 2010 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индикаторы соотношения кадрового ресурса между уровнями профессионального образования


2008 год

2009 год

2010 год

ВПО

1

1

1

СПО

0,44

0,44

0,44

НПО

10,11

12,3

11,3

Без профессионального образования

0

0

0

Членами саморегулируемых организаций являются 56% персонала строительных организаций, осуществляющих возведение жилья.

В то же время в связи с ежегодным ростом объемов строительных работ в республике (средний темп за 2006 - 2010 годы составил 109,9%), в том числе строительства жилья (средний темп за 2006 - 2010 годы - 110,1%), строительные предприятия республики ощущают нехватку квалифицированных специалистов по некоторым рабочим профессиям. Оценивая структуру вакансий, можно отметить, что поступательно нарастающим спросом у работодателей пользуются профессии специалистов НПО/СПО строительных специальностей, а также низкооплачиваемые и не требующие профессиональной подготовки профессии (дворники, уборщики, грузчики, подсобные рабочие).

В настоящее время дефицит рабочих кадров для строительной отрасли восполняется за счет мигрантов с уровнем НПО и без профессионального образования из стран СНГ. Ежегодное количество мигрантов, работающих на строительстве жилья в республике, составляет 900 человек.

Среднегодовой отток высококвалифицированных специалистов строительной отрасли составляет 12%, в том числе по достижении пенсионного возраста - 3,5%.

Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса Республики Мордовия (коэффициент кадрового обеспечения регионального строительного комплекса (Ккорс) - отношение объема капитального строительства к количеству работников по категориям персонала, коэффициент соотношения кадрового ресурса между категориями персонала (Кскп) - отношение количества различных категорий персонала к общему количеству специалистов, коэффициент миграционной компоненты кадрового обеспечения регионального строительного комплекса (Кмигр) - отношение количества мигрантов определенной категории персонала к общему количеству специалистов) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Индикаторы кадрового обеспечения строительного комплекса Республики Мордовия


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»