Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Проблема, на решение которой направлена Программа, напрямую связана с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Республики Мордовия.

Проблема формирования в Республике Мордовия информационного общества, учитывая комплексный характер процессов информатизации, нуждается в системном анализе, предусматривающем как оценку состояния условий (факторов) развития и широкомасштабного использования ИКТ, которые сложились в республике (экономическая среда, человеческий капитал, государственное регулирование сферы ИКТ), так и характеристику основных направлений развития информатизации (использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, образовании, здравоохранении, культуре, отраслях экономики).

Благодаря усилиям органов государственной власти Республики Мордовия, направленным на ускорение темпов социально-экономического развития, в республике в последние годы отмечается улучшение условий для развития информационного общества.

По интегральной оценке состояния факторов развития информационного общества наиболее сильной стороной Республики Мордовия является состояние человеческого капитала, под которым понимается совокупность знаний и навыков населения, используемых в трудовой деятельности и способствующих развитию информационного общества, эффективному использованию ИКТ в различных сферах деятельности. В первую очередь это касается уровня образования населения.

По доле занятого населения с высшим образованием республика занимает одно из лидирующих мест, соответствуя уровню наиболее развитых стран, в частности Дании и Исландии. В республике также довольно высок уровень охвата обучением молодежи. Регион находится примерно на тех же позициях, что и наиболее развитые страны, в частности Финляндия и Исландия.

Вместе с тем необходимо отметить целый ряд проблем развития человеческого капитала, как фактора развития информационного общества Республики Мордовия. Уровень информационной грамотности населения требует дальнейшего повышения. Хотя Республика Мордовия отличается чрезвычайно динамичным ростом числа пользователей сети Интернет, их аудитория пока остается одной из самых узких в стране. В этой связи следует отметить, что число организаций, испытывавших потребность в специалистах и пользователях ИКТ, составляет 704[1]; из них 646 - в специалистах по ИКТ, 650 – в работниках, обладающих навыками использования ИКТ.

Состояние кадрового потенциала сферы ИКТ также нуждается в улучшении. Снижение темпов развития системы подготовки кадров в сфере ИКТ и медленное наращивание приема студентов по соответствующим специальностям и направлениям может негативно сказаться на перспективах развития информационного общества республики. О наличии проблем в этой сфере свидетельствует то, что большое количество организаций Республики Мордовия сталкивались со значительными трудностями при заполнении вакантных рабочих мест специалистов по ИКТ вследствие недостаточного числа претендентов.

Сдерживающим фактором широкомасштабного использования ИКТ в Республике Мордовия остается состояние экономической среды, под которой понимается комплекс социально-экономических условий жизнедеятельности населения, функционирования хозяйственных и общественных структур.

Одной из определяющих характеристик экономической среды республики, оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является уровень экономического развития, относительно невысокий в Республике Мордовия.

Более низкий, чем в среднем по России, уровень урбанизации и сравнительно невысокая плотность населения также оказывают прямое влияние на использование ИКТ, поскольку требуют больших инвестиций в развитие ИКТ-инфраструктуры и также относятся к числу факторов, сдерживающих более динамичное развитие информационного общества республики.

Также следует отметить ограниченную покупательную способность населения Республики Мордовия в отношении ИКТ, рост которой, в частности, сдерживается довольно высокой долей продуктов питания в структуре конечного потребления домохозяйств. Это обстоятельство ограничивает возможности домашней информатизации и отрицательно сказывается на перспективах широкомасштабного использования ИКТ населением. Доля организаций Республики Мордовия, посчитавших отсутствие денежных средств значительным, основным или решающим фактором, сдерживавшим использование сети Интернет, составляет 38,7%.

Состояние ИКТ-инфраструктуры Республики Мордовия требует целенаправленных усилий органов государственной власти по ее дальнейшему развитию.

Среди сильных сторон этого фактора развития информационного общества можно отметить высокий уровень телефонизации домохозяйств, относительно неплохую ситуацию в сфере цифровизации местной сети. Однако по другим характеристикам ИКТ-инфраструктуры позиции Республики Мордовия требуют интенсификации работ.

В Республике Мордовия создана и продолжает развиваться единая телекоммуникационная сеть органов государственной власти. На текущий момент к сети подключены в основном все органы государственной власти Республики Мордовия, ряд государственных органов Республики Мордовия. Постоянно увеличивается список подключенных к сети подведомственных организаций. Посредством сети обеспечивается информационное взаимодействие подключенных субъектов. Топология сети представляет собой звезду с общей протяженностью оптического кабеля более 25 километров.

В настоящее время принято решение о создании республиканской сети передачи данных. Данная сеть должна быть построена путем расширения существующей сети передачи данных органов государственной власти Республики Мордовия, реализованной в пределах г. Саранска. Планируется, что республиканская сеть через организацию единой транспортной инфраструктуры в пределах Республики Мордовия обеспечит связь органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Мордовия согласно их ведомственной подчиненности, а также, при необходимости, межведомственную связь и централизованное получение услуг информационного обслуживания, например, услуг связи в сети передачи данных, а также телематических услуг связи.

Говоря о проблемах в развитии ИКТ-инфраструктуры, следует отметить необходимость повышения уровня ее развития в сельской местности.

Органами государственной власти Республики Мордовия ведется работа по формированию нормативной правовой базы развития информационного общества республики. В частности, приняты следующие правовые акты:

Указ Главы Республики Мордовия от 24 апреля 2009 г. N 82-УГ "Об установлении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым государственным гражданским служащим Администрации Главы Республики Мордовия для исполнения должностных обязанностей" (настоящим Указом в качестве квалификационных требований к государственным гражданским служащим применяются требования по профессиональным знаниям и навыкам форм и методов работы с применением компьютерной техники, пользования компьютерной техникой и оргтехникой);

Указ Главы Республики Мордовия от 12 сентября 2008 г. N 177-УГ "О координации работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112";

Указ Главы Республики Мордовия от 23 января 2008 г. N 11-УГ "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия" (в соответствии с Указом в республике образовано Министерство науки, информатизации и новых технологий Республики Мордовия);

постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2008 г. N 276 "О реализации проекта "Создание регионального фрагмента единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (Республика Мордовия)";

постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июля 2007 г. N 333 "Об официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия";

постановление Правительства Республики Мордовия от 1 августа 2005 г. N 306 "О создании Совета по защите информации при Правительстве Республики Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 7 сентября 2005 г. N 349, от 29 мая 2006 г. N 213, от 12 февраля 2007 г. N 46, от 6 июня 2007 г. N 261);

Республиканская комплексная целевая программа "Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года", утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2005 г. N 76 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 сентября 2008 г. N 432);

постановление Правительства Республики Мордовия от 30 июня 2003 г. N 302 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Мордовия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия";

Соглашение о сотрудничестве в сфере стратегического планирования и внедрения информационных технологий на территории Республики Мордовия между Правительством Республики Мордовия и закрытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис", одобренное распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27 апреля 2007 г. N 403-р;

Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах", утвержденная распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. N 694-р (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г. N 394).

Нормативная правовая база республики постоянно обновляется и совершенствуется в соответствии с развитием технологий и возникающими проблемами их использования.