40. Услуги по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи физкультурно-спортивной направленности должны способствовать удовлетворению потребностей получателей в самосовершенствовании, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению спортивных успехов сообразно способностям.
41. Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи физкультурно-спортивной направленности, призваны:
1) вовлекать максимально возможное число детей и молодежи в систематическое занятие спортом, выявлять их склонность и пригодность для дальнейших занятий спортом, воспитывать устойчивый интерес к ним;
2) формировать у детей и молодежи потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся;
3) обеспечить повышение уровня общей и специальной физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта.
42. Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям и молодежи физкультурно-спортивной направленности, должны предоставлять услуги согласно учебным программам по культивируемым (развиваемым) видам спорта, удовлетворяющие потребности всех желающих и способствующие развитию способностей детей и молодежи, самореализации их личности, успешной адаптации в обществе.
43. Содержание образования в учреждениях дополнительного образования в области физической культуры и спорта строится на основании типовых программ, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, и адаптированных типовых программ, утвержденных педагогическим советом учреждения. Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизических возможностей учащихся.
44. Содержание образовательного процесса определяется педагогически обоснованными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов, исходя из примерных учебных программ по видам спорта, рекомендованных государственным органом управления в сфере физической культуры и спорта.
45. Учебные программы дополнительного образования детей и молодежи определяют содержание тренировочных занятий, объем тренировочной работы, требования к уровню подготовленности учащихся.
Тренеры-преподаватели могут самостоятельно разрабатывать авторские программы, которые утверждаются педагогическим советом учреждения.
46. Зачисление в спортивную школу осуществляется на добровольной основе по заявлению детей и молодежи, родителей либо законных представителей детей, желающих заниматься спортом, в установленном для соответствующего вида спорта возрасте. При этом поступающие в спортивную школу не должны иметь медицинские противопоказания.
47. Минимальный возраст зачисления детей и молодежи в учреждение определяется уставом учреждения. Максимальный возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
48. Комплектование учебных групп производится с учетом этапов подготовки:
1) этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра;
2) учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в течение не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке;
3) этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных результатов;
4) на этапе высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм мастера спорта России, мастера спорта России международного класса, а в командных игровых видах спорта - кандидата в мастера спорта.
49. Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.
50. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля, и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
51. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
52. Обязательность работы по индивидуальным планам может устанавливаться на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
53. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией учреждения по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
54. Содержание учебно-тренировочных занятий должно соответствовать утвержденным учебным программам.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.
55. Для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, возможно проведение учебно-тренировочных сборов продолжительностью до 12 дней к региональным и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям.
56. Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в региональную сборную команду и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в составы сборных команд Российской Федерации.
57. Медицинское обеспечение обучающихся осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 года N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" и другими нормативными актами, принимаемыми федеральным органом управления в сфере здравоохранения.
58. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников на них возлагается непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.