ПРИКАЗ
от 20 августа 2001 года N 337
О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию
спортивной медицины и лечебной физкультуры
______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 19 сентября 2001 года N 07-9234-АК.
______________________________________________________________
Созданная в стране система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в течение последних десяти лет пережила определенный период стагнации, связанный как с серьезными финансовыми трудностями отрасли, так и с реорганизацией, ликвидацией, изменением организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций, некоторых специализированных лечебно-профилактических учреждений.
Часть врачебно-физкультурных диспансеров преобразована в центры медицинской профилактики с сохранением за ними, в том числе, функций медицинского обеспечения физической культуры и спорта, лечения и реабилитации больных и инвалидов средствами физкультуры и спорта.
В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики, в которых работают около 2,0 тысяч врачей (из них 1000 сертифицированы) и более 3,5 тысяч средних медицинских работников. В учреждениях общей лечебной сети продолжают функционировать отделения и кабинеты лечебной физкультуры.
Кроме того, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных обществах и организациях.
Работа по медико-биологическому обеспечению спортсменов Олимпийских и сборных команд России по отдельным видам спорта и их резерва осуществляется Госкомспортом России и Центром спортивной медицины Олимпийского комитета России совместно со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Организационное и методическое руководство и координация деятельности организаций здравоохранения по лечебной физкультуре и спортивной медицине, взаимодействие со спортивными организациями и научно-медицинскими общественными ассоциациями по специальности возложено на созданный в 1997 году Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Несмотря на сложную финансовую ситуацию в отрасли, и сложившуюся практику ресурсного обеспечения врачебно-физкультурных организаций даже внутри отрасли по остаточному принципу, объем деятельности указанных организаций системы Министерства здравоохранения Российской Федерации за последние пять лет значительно возрос. Так, число лиц, занимающихся физкультурой и спортом, ежегодно проходящих углубленное медицинское обследование, увеличилось с 4,5 млн. человек в 1995 году до 5,0 млн.человек в 1999 году, улучшилась выявляемость заболеваний, требующих лечения, а процент лиц, завершивших курс лечения, возрос с 76,7% до 81,1% от числа нуждавшихся в нем.
Отмечается и существенный рост объемов медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий. В 1999 году обслужено свыше 470,0 тысяч спортивных мероприятий с общим числом участников около 10,0 млн.человек против 360,0 тысяч в 1995 году.
Существенное внимание уделяется развитию лечебной физкультуры и реабилитации больных различными заболеваниями и повреждениями в соответствии с разрабатываемой клинико-физиологической концепцией воздействия физических упражнений на организм больного человека. В настоящее время расширены медицинские показания к применению лечебной физкультуры при лечении и реабилитации больных в терапии, неврологии, травматологии и ортопедии, хирургии и нейрохирургии, акушерстве и гинекологии, онкологии, гематологии, офтальмологии и отоларингологии. Проводится целенаправленная работа по созданию новых методик лечебной физкультуры и массажа, повышающих эффективность комплексной реабилитации больных и инвалидов, детей и взрослых, ветеранов спорта.
Подготовка и повышение квалификации врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине осуществляется в системе последипломного образования на 12 профильных кафедрах высших медицинских образовательных организаций, где ежегодно получают подготовку и переподготовку около 1200 специалистов.
Научные исследования в области лечебной физкультуры и спортивной медицины ведутся в направлении научного обоснования модификаций традиционных методик и новых форм лечебной физкультуры и массажа, в том числе при недостаточно изученных заболеваниях; диагностики функционального состояния и здоровья спортсменов различных возрастных групп и видов спорта; методологических подходов и технологий изучения действия физических нагрузок и тренировок на спортсменов и больных;
механизма адаптации к экстремальным воздействиям в спорте высших достижений, разработки методов профилактики заболеваний и травм, повышения физической работоспособности спортсменов, нетрадиционных методов оздоровления лиц, занимающихся физкультурой и спортом, больных и инвалидов.
Принятие в 1999 году Федерального закона Российской Федерации "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2206) существенно усилило правовую базу укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний с применением физкультурно-оздоровительных методик и развития спорта в стране, создало условия для большей координации в этом направлении совместной деятельности всех заинтересованных организаций.
Вместе с тем, ряд проблем по медицинскому обеспечению лиц, занимающихся физкультурой и спортом, укреплению здоровья спортсменов, повышению физической активности и профилактике заболеваний среди всего населения требуют более последовательного и энергичного решения.
Сокращение сети физкультурно-оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, училищ олимпийского резерва, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп населения, особенно детей и подростков, возрастанию факторов риска развития заболеваний и физических дефектов, к ухудшению физической подготовки молодежи при призыве на военную службу.
В большинстве специализированных физкультурных и спортивных организаций, учебных заведений не работают медицинские кабинеты и специалисты спортивной медицины.
Руководители спортивных организаций и учебных заведений не всегда обеспечивают своевременное направление учащихся на медицинский осмотр к специалистам врачебно-физкультурных диспансеров, центров профилактики и кабинетов врачебного контроля поликлиник.
В результате при проведении ежегодных проверок детско-юношеских спортивных школ отмечается, что до 30% учащихся не проходят углубленных медицинских обследований, а из числа прошедших лишь 5% признаются здоровыми, от 15 до 35% имеют отклонения в состоянии здоровья и противопоказания к занятиям спортом. Среди учащихся училищ олимпийского резерва только 25% признаются здоровыми.
В связи с тем, что медицинское обеспечение спортсменов сборных команд по видам спорта осуществляется специализированными лечебно-профилактическими организациями разных ведомств, имеющих различный уровень оснащения медицинским оборудованием, степень подготовки медицинских кадров и систему организации контроля за этой работой, углубленные медицинские обследования спортсменов проводятся нерегулярно, по разноплановым программам. В результате, в течение ряда последних лет квалифицированное медицинское обследование проходят лишь 75-80% списочного состава сборных команд, при этом, около 10% спортсменов не допускаются к тренировкам по состоянию здоровья, свыше 15% спортсменов нуждаются в изменении тренировочного режима и только у 2,5% элитных спортсменов функциональное состояние оценивается как хорошее. Хронические заболевания выявляются более чем у 50% от числа обследованных спортсменов, что обусловлено как высокой заболеваемостью населения в целом, так и недостатками спортивного отбора и методов спортивной тренировки.
В структуре выявленной патологии превалируют заболевания органов пищеварения, костно-мышечной системы и репродуктивной системы у женщин-спортсменов.
При проведении антидопингового контроля у спортсменов высшей квалификации отмечается рост числа биопроб, содержащих запрещенные препараты. Вместе с тем, эффективность системы антидопингового контроля в спорте остается низкой.
Усиления требует работа по подготовке спортивных врачей, научных и педагогических кадров по спортивной медицине и лечебной физкультуре, по унификации и стандартизации деятельности независимо от организационно-правовой формы организаций и подразделений.
В целях усиления координации и унификации деятельности врачебно-физкультурных организаций Российской Федерации вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, направленной на совершенствование медицинского обеспечения спортсменов, повышение уровня и эффективности профилактики заболеваний, оздоровления населения средствами физической культуры спорта
приказываю:
1. Создать Экспертный совет по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Утвердить:
2.1. Основные направления медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры (приложение N 1);
2.2. Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом (приложение N 2);
2.3. Программу углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва (приложение N 3);
2.4. Инструкцию по реализации Программы углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России их ближайшего резерва (приложение N 4);
2.5. Программу медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой (приложение N 5);
2.6. Положение о Экспертном совете по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение N 6);
2.7. Состав Экспертного совета по лечебной физкультуре и спортивной медицине Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение N 7);
2.8. Положение об организации работы врачебно-физкультурного диспансера (приложение N 8);
2.9. Положение об организации работы отделения (кабинета) спортивной медицины (приложение N 9);
2.10. Положение об организации работы отделения (кабинета) лечебной физкультуры (приложение N 10),
2.11. Положение об организации работы организационно-методического отдела (кабинета) (приложение N 11);
2.12. Положение об организации работы врача по лечебной физкультуре (приложение N 12);
2.13. Положение об организации работы врача спортивной медицине (приложение N 13);
2.14. Положение об организации работы инструктора-методиста лечебной физкультуры (приложение N 14);
2.15. Положение об организации работы инструктора по лечебной физкультуре (приложение N 15);
2.16. Положение об организации работы медицинской сестры по массажу (приложение N 18*);
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " N 16". - Примечание "КОДЕКС".
2.17. Временные нормы нагрузки специалистов врачебно-физкультурной службы (приложение N 17).
3. Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Минздрава России:
3.1. Принять меры по усилению межведомственного взаимодействия и координации усилий медицинских, физкультурных и спортивных организаций Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы по реализации Основных направлений медицинского обеспечения физической культуры, спорта, профилактики заболеваний и реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры.
3.2. Разработать программу мер по реализации основных направлений медицинского обеспечения физической культуры на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации и представить ее на утверждение к 01.12.2001.
3.3. Принять организационные и практические меры по повышению качества проведения углубленных медицинских обследований сборных команд России и их ближайшего резерва, необходимого оздоровления и обеспечить контроль за этой работой в Российской Федерации.
3.4. С целью унификации деятельности организаций врачебно-физкультурной службы независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработать методические рекомендации по лицензированию работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность по спортивной медицине, лечебной физкультуре и медицинскому массажу и представить их в установленном порядке на утверждение к 01.12.2001.
3.5. Провести анализ состояния и итогов деятельности врачебно-физкультурной службы России за 2000 год и по результатам провести республиканское межведомственное совещание в III квартале 2001 года.
3.6. Разработать и представить на утверждение в установленном порядке в течение 2001 года:
3.6.1. Квалификационные характеристики специалистов по лечебной физкультуре и спортивной медицине;
3.6.2. Учетные и отчетные формы врачебно-физкультурных учреждений, подразделений и кабинетов, наиболее полно отражающие работу по медицинскому обеспечению физкультуры и спорта;
3.6.3. Перечень неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на организм спортсменов по видам спорта, врачей-специалистов и необходимых функциональных исследований при проведении углубленных медицинских исследований;
3.6.4. Перечень медицинских противопоказаний к допуску занятиями спортом;
3.6 5. Список профессиональных заболеваний спортсменов с инструкцией по его применению.
4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
4.1. Провести анализ работы врачебно-физкультурных диспансеров по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта за 1999-2000 год, наметить необходимые меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурной службы и материалы представить Центру лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения Российской Федерации;
4.2. Принять меры по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности врачебно-физкультурных диспансеров, привести наименование и структуру учреждений и подразделений, наименование должностей и специальностей в указанных учреждениях в соответствие с установленными требованиями.
4.3. Усилить координацию работы по медицинскому обеспечению и контролю за состоянием здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, лечебной физкультурой со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.
4.4. Принять дополнительные меры по расширению возможностей оздоровления населения с применением средств и методов общей и лечебной физической культуры.
5. Считать не действующим на территории Российской Федерации приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 декабря 1985 года N 1672 и утратившим силу приказ Минздравмедпрома России и Госкомитета России по физической культуре и туризму от 19.07.96 N 292/257 "О совершенствовании врачебно-физкультурной службы Российской Федерации".
6. Контроль за выполнением данного приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации А.И.Вялкова.
Министр
Ю.Л.Шевченко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
медицинского обеспечения физической культуры, спорта,
профилактики заболеваний и реабилитации больных
и инвалидов средствами и методами
физической культуры
1.1. К основным направлениям медицинского обеспечения физической культуры и спорта относятся: