ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2011 года N 227
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА МОРДОВИИ" НА 2011-2016 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства РМ от 31.10.2011 г. N 408, от 20.12.2011 г. N 479, от 26.03.2012 г. N 88, от 02.04.2012 N 107, от 16.04.2012 г. N 136, от 13.08.2012 г. N 307, от 22.10.2012 г. N 370, от 11.02.2013 г. N 32, от 20.05.2013 г. N 174, от 08.07.2013 г. N 264, от 19.08.2013 г. N 341, от 06.09.2013 г. N 366, от 09.12.2013 г. N 527)
(постановлением Правительства РМ от 23.12.2013 г. N 579 признано утратившим силу)
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы (далее - Программа).
2. Установить, что приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.
Пункт 3 признан утратившим силу - постановление Правительства РМ от 22.10.2012 г. N 370.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 июня 2011 г. N 227
(в ред. постановлений Правительства РМ
от 31.10.2011 г. N 408, от 20.12.2011 г. N 479, от 26.03.2012 г. N 88,
от 02.04.2012 г. N 107, от 16.04.2012 г. N 136, от 13.08.2012 г. N 307,
от 22.10.2012 г. N 370, от 11.02.2013 г. N 32, от 20.05.2013 г. N 174,
от 08.07.2013 г. N 264, от 19.08.2013 г. N 341, от 06.09.2013 г. N 366)
Республиканская целевая программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы
г. Саранск, 2011 год
Наименование программы | Республиканская целевая программы "Культура Мордовии" на 2011-2016 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Мордовия от 02 июня 2011 г. N 377-Р |
Государственный заказчик Программы | Министерство культуры Республики Мордовия |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры Республики Мордовия |
Цели и задачи Программы | целями Программы являются совершенствование условий для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к ценностям путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования, определение стратегии развития сферы культуры Республики Мордовия с учетом приоритетных направлений государственной политики, модернизации структурных подразделений, укрепления материальной базы, внедрения новых информационных технологий, повышение значения культуры в жизни общества и создание единого культурно-информационного пространства на территории Республики Мордовия. |
Важне йшие целевые индикаторы и показатели | увеличение количества зрителей в государственных театрально-концертных учреждениях; |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 2011-2016 годы и будет реализована без выделения этапов |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет в 2011-2016 годах 10005105,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение широкого доступа всех социальных слоев населения к ценностям отечественной и мировой культуры; |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется Министерством культуры Республики Мордовия. |
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры являлось сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения в экономике, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, требуют и качественно нового подхода к развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, киноотрасли, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства.
В последние годы в сфере профессионального искусства заметен рост интереса населения Мордовии к различным видам театрального, исполнительского и изобразительного искусства. Повысилось качество предоставляемых услуг. Проводятся международные музыкальные и театральные фестивали, республиканские творческие конкурсы. Профессиональные коллективы достойно представляют искусство Республики Мордовия в регионах России, что особенно проявилось во время проведения Дней Республики Мордовия в субъектах Российской Федерации в период подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Созданы возможности для приобщения к профессиональному искусству сельского населения через организацию выездных мероприятий и гастролей театрально-концертных учреждений.
В Республике Мордовия сложилась система традиционных творческих акций по всем жанрам любительского искусства. Проводятся всероссийские, межрегиональные, республиканские праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.
Основной фонд музеев постоянно пополняется музейными предметами и документами, проводятся краеведческие чтения, лектории, встречи с интересными людьми, организуются тематические выставки, обновляются экспозиции.
Произошли изменения в технологии обслуживания читателей, ресурсной и материально-технической базе библиотек. Внедряются технологии корпоративной каталогизации, ведутся ретроконверсия традиционных каталогов в электронную форму, оцифровка печатных документов, работа по интеграции библиотечных ресурсов в российские и международные информационные сети.
Завершение строительства нового здания Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина и реконструкция существующего здания позволят поднять библиотечное обслуживание населения на качественно новый, более высокий уровень.
Современный уровень развития культуры и искусства в Республике Мордовия во многом обеспечивается сложившейся системой художественного образования - сетью образовательных учреждений дополнительного, среднего специального и высшего образования, подготовкой кадров, повышением квалификации специалистов отрасли культуры.
В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме.
Недостаточное финансирование крупнейших проектов в области профессионального музыкального и театрального искусства увеличивает разрыв между культурными потребностями населения Мордовии и возможностями их удовлетворения.
Увеличение расходов, связанных с гастрольной деятельностью, при недостаточном финансировании делает невозможным выезд творческих коллективов на гастроли за пределы республики, а недостаточное финансирование - участие коллективов и отдельных исполнителей в международных, всероссийских и региональных фестивалях, смотрах и конкурсах, что создает реальную угрозу утраты конкурентоспособности национальной культуры.
Сохраняются несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов, музыкальных инструментов.
Остро стоят вопросы сохранения имеющегося республиканского фильмофонда и создания документальных фильмов на краеведческую тематику, внедрения передвижных "киномобилей" и восстановления стационарных киноустановок для кинообслуживания населения.
Недостаточное бюджетное финансирование музейной отрасли отрицательно сказывается на безопасности и сохранности музейных фондов, уровне научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности. Музейная сеть слабо оснащена специальным фондовым и экспозиционным оборудованием, компьютерной техникой, современными техническими средствами охраны и пожаротушения.
Качественному библиотечному обслуживанию населения препятствуют несоответствие между объемами, значимостью выполняемой библиотеками работы и их ресурсным обеспечением, недостаточная государственная поддержка их развития, неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, особенно в сельской местности.
Отсутствие должного финансирования библиотек влияет на организацию хранения больших массивов документов, тормозит переход на новые технологии, создание новых структурных подразделений, организацию современного библиотечного дизайна, приобретение новых технических средств и оборудования.
Наряду с положительными тенденциями в развитии системы художественного образования существует ряд серьезных проблем, в том числе проблема старения педагогических кадров, несовершенство нормативно-правового обеспечения системы художественного образования, внедрение в учебный процесс современных технологий, новых технических средств обучения. Требуется дальнейшее совершенствование системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы приводят к утрате молодых кадровых ресурсов.
Несмотря на повсеместные проблемы с материально-технической базой, следует отметить, что в республике удалось не только сохранить созданную ранее материальную базу учреждений культуры и искусства, но и укрепить ее.
В настоящее время в республике ведется строительство 13 объектов культуры, среди которых строительство второй очереди Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина, здания государственного театра оперы и балета, музейно-архивного комплекса, детской экспериментальной школы резьбы по дереву в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района и других.
Укрепление материально-технической базы, широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволят повысить доступность культурных услуг, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям человека и общества.
Отказ от применения программно-целевого метода означает, что реализация каждого мероприятия потребует либо отдельных решений Правительства Республики Мордовия, либо обособления их в рамках ведомственной программы.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в сфере культуры, целесообразно решать поставленные задачи в рамках республиканской программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение проблем за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Программный подход позволит создать условия для решения общественно значимых задач улучшения социально-культурного и информационного обеспечения населения республики.
В то же время, несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, при реализации Программы могут возникнуть определенные риски, связанные с ее финансированием: сокращение бюджетного финансирования, что повлечет за собой необходимость корректировки мероприятий Программы, необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование.
Для предотвращения этого будет принят ряд мер, включая систематический мониторинг реализации мероприятий Программы, широкое привлечение общественности к разработке, реализации и оценке результатов Программы, активное участие республиканских и муниципальных учреждений культуры и искусства в конкурсах грантов для дополнительного привлечения средств на реализацию проектов и проведение мероприятий.
Основными целями Программы являются сохранение и развитие культурного наследия Республики Мордовия, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам, интеграция в мировой культурный процесс.
Для достижения вышеуказанных целей приоритетными являются задачи:
повышение привлекательности Республики Мордовия как центра финно-угорской культуры, образования, науки и этнотуризма, содействие улучшению делового климата и инвестиционной привлекательности республики;
гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, создание условий для сохранения культур народов, проживающих в Республике Мордовия, как целостной системы духовных ценностей общества;
обеспечение максимальной доступности для населения Республики Мордовия культурных ценностей и услуг, создание условий для повышения их качества;
поддержка и совершенствование системы дополнительного, среднего специального и высшего образования в сфере культуры;
оказание содействия в формировании позитивного мироощущения и идеологии здорового образа жизни, воспитание духовности, патриотизма и творческой активности нового поколения жителей республики;
координация деятельности республиканских исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Мордовия в сфере культуры и искусства;
участие в реализации федеральных и республиканских программ сохранения и развития культуры, искусства, межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;
осуществление мер по реализации государственной политики в сфере культуры и искусства;
укрепление материально-технической базы и техническое переоснащение учреждений культуры и искусства;
обеспечение условий для полноценной творческой деятельности республиканских театров, концертных организаций, музыкальных и иных творческих коллективов, музеев и выставочных залов, библиотек, учреждений образования, культурно-досуговых учреждений.
Целевые индикаторы и показатели эффективности приведены в таблице.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Наименование целевых | Единица | Планируемый период | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
1. Количество | ед. | 1242 | 1542 | 1562 | 1582 | 1614 |
2. Количество | ед. | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3. Число пользователей | тыс. чел. | 452,0 | 467,4 | 471,4 | 475,1 | 478,8 |
4. Число посетителей | тыс. чел. | 124,9 | 125,2 | 129,5 | 137 | 141 |
5. Количество экскурсий | ед. | 2917 | 2922 | 2929 | 2931 | 2938 |
6. Количество ярмарок, | ед. | 36 | 38 | 40 | 42 | 42 |
7. Число обучающихся в | чел. | 10542 | 10609 | 10662 | 10709 | 10785 |
8. Число обучающихся в | чел. | 328 | 339 | 339 | 340 | 342 |
9. Число посетителей | тыс. чел. | 3540 | 3545 | 3560 | 3567 | 3580 |
10. Удельный вес | % | 150,7 | 158,0 | 161,2 | 162,3 | 163,0 |