Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ

4.7.3. Основные барьеры и инструменты развития конкуренции


Основными барьерами и инструментами развития конкуренции и предпринимательства в сфере строительной деятельности являются:

1. Снижение объемов инвестиций в экономику области, свертывание кредитными организациями ипотечного жилищного кредитования и вызванное этим сокращение портфеля заказов в строительном бизнесе.

Так количество незавершенных строительством многоквартирных жилых домов на начало 2010 года, к аналогичному периоду 2009 года снизилось с 24 до 18 домов.

В целях повышения инвестиционной активности предполагается активно использовать, как инструмент развития конкуренции, утвержденный порядок нормотворчества в технической сфере и сфере сметного нормирования, позволяющий инвесторам застройщикам, в том числе, госзаказчикам и органам исполнительной власти оперативно разрабатывать и принимать необходимые нормативы.

В качестве инструмента развития конкуренции со стороны покупателей возможно рассматривать и привлечение дополнительных "дешевых" и "длинных" денег. Предполагается, что активизацию спроса на рынке жилищного строительства может вызвать оперативный рост трансграничного кредитования строительства в области со стороны коммерческих банков Китая. По экспертным оценкам ставка кредитования рискованных проектов на территории России в данных банках составляет 6-8% годовых. Подобная ставка при оптимальном взаимодействии коммерческих банков, расположенных на территории области и китайских банков может способствовать снижению ставки ипотечного кредитования российскими банками на территории области.

Предполагается также активизация вовлечения материнского капитала и увеличение объемов подобного вовлечения с 4825,5 тыс. руб. в 2011 году до 8975,8 тыс. руб. в 2014 году.

2. Сохранение в определенной степени административных барьеров при выделении земельных участков под строительство, оформлении разрешительных документов в процессе строительства.

Инструментом развития конкуренции, стимулирующим ликвидацию административных барьеров, при выделении земельных участков было бы увеличение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с целью вовлечения их в хозяйственный оборот, в том числе, и для строительства.

В качестве инструмента развития конкуренции можно рассматривать также введение запрета на предоставление земельных участков без аукционов, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых должен быть установлен федеральным законом. В таких случаях необходимо исключение дополнительных согласований при предоставлении земельных участков (за счет замены процедуры предварительного согласования места размещения объекта процедурой подготовки документации по планировке территорий и формированию земельных участков по инициативе заинтересованных лиц).

3. Большие сроки оформления разрешительных документов в процессе строительства.

Инструментом развития конкуренции может быть предоставление заказчику возможности осуществлять отдельные виды подготовительных работ до выдачи разрешения на строительство (при наличии прав застройщика на земельный участок). Перечень таких работ необходимо утвердить на федеральном уровне.

Снятию административных барьеров может способствовать размещение исполнительной властью области и органами местного самоуправления в сводном реестре государственных (муниципальных) услуг и на портале государственных и муниципальных услуг исчерпывающей информации об административных процедурах при реализации инвестиционно-строительных проектов. В том числе, необходимо указание органов или организаций, участвующих в таких процедурах, сроки проведения процедур, требования к документам, предоставляемым заявителем.

Значительному ускорению сроков получения разрешений на строительство и оформления иной документации может способствовать реализация в рамках проекта "электронное правительство" закрепления обязанностей по представлению государственных услуг на стадиях государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в электронном виде. Эти процедуры необходимо включить в перечни первоочередных государственных услуг для перехода в электронный вид.

4. Трудности с разработкой и утверждением генеральных планов развития муниципальных образований.

Серьезным фактором, который может негативно отразиться на осуществлении градостроительной деятельности на территории муниципального образования, может стать неспособность органов местного самоуправления обеспечить в установленный срок до 01.01.2012 года реализацию положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части разработки и принятии генеральных планов, правил землепользования и застройки населенных пунктов, городских и сельских поселений.

Это означает, что если муниципальное поселение не разработает и не утвердит генеральный план (как прогноз развития муниципалитета и основу разработки правил землепользования и застройки) и сами правила, то всякая строительная деятельность и, соответственно, конкуренция на его территории будет прекращена.

Решение проблемы видится в:

-упрощении требований к документам территориального планирования, градостроительного планирования и документации по планировке территории, в том числе:

-исключении излишней информации, которая должна быть включена в утверждаемую часть схем территориального планирования;

-установление обязательности разработки схем территориального планирования только в целях утверждения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, при строительстве которых федеральное законодательство допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

-введении нормы, предусматривающей необязательность подготовки генеральных планов для сельских поселений, в которых приняты правила землепользования и застройки, не предусматривающие территориальных зон промышленного, общественно-делового назначения и многоэтажной застройки;

-введении упрощенного порядка подготовки документации по планировке территорий в отношении застроенных территорий (в части содержания такой документации);

-исключении требования о подготовке градостроительного плана в отношении земельных участков при размещении линейных объектов;

-решении вопроса о государственном софинансировании разработки схем территориального планирования муниципальных образований;

-сокращении перечня документов и материалов государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, составляющих государственную тайну, необходимых для разработки документов территориального планирования;

-предоставлении субъектам Российской Федерации информации о планируемом на ближайшие 10 лет размещении объектов капитального строительства федерального значения (собственности) (в том числе линейных) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

-выпуске методических рекомендаций по разработке генеральных планов;

5. Не соблюдение эксплуатирующими организациями - естественными монополистами порядка определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства.