ЗАКОН
ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
от 29 апреля 2009 года N 546-ОЗ
О ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
{Изменение:
Утвердить Программу "Социально-экономическое развитие Еврейской автономной области на период до 2015 года" согласно приложению к настоящему закону.
Настоящий закон вступает в силу после дня его официального опубликования.
Губернатор области
Н.М. Волков
к закону Еврейской автономной области
"О Программе "Социально-экономическое
развитие Еврейской автономной области
на период до 2015 года"
Программе "Социально-экономическое развитие Еврейской автономной области на период до 2015 года"
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы: | Социально-экономическое развитие Еврейской автономной области на период до 2015 года |
Основание для разработки Программы: | |
Государственный заказчик Программы: | Правительство Еврейской автономной области |
Основные разработчики Программы: | Правительство Еврейской автономной области, закрытое акционерное общество "Международный центр развития регионов" |
Цель Программы: | Создание условий для долговременного экономического и социального развития, увеличение собственных доходов бюджета Еврейской автономной области, решение проблемы занятости населения и повышение уровня его доходов |
Основные задачи Программы: | развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона; |
Перечень программных мероприятий: | Программные мероприятия регионального и межрегионального значения: |
Сроки реализации Программы: | 2009 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы: | Общий объем финансирования составляет151 018,75 млн рублей (в ценах соответствующих лет). Основными источниками средств для реализации Программы являются: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | Ожидаемый прямой эффект от реализации мероприятий Программы: |
Исполнители основных мероприятий: | Органы исполнительной власти, формируемые правительством области, отвечающие за исполнение программных мероприятий. |
Система организации контроля за исполнением Программы: | Общее руководство реализацией Программы и контроль осуществляет государственный заказчик Программы - правительство Еврейской автономной области в лице органов исполнительной власти, формируемых правительством Еврейской автономной области. Мониторинг и общую координацию Программы осуществляет управление экономики правительства Еврейской автономной области |
<*> - объем финансирования является прогнозным и может уточняться в течение срока действия Программы
Еврейская автономная область (далее - область) расположена в южной части Дальнего Востока. На западе граничит с Амурской областью, на востоке - с Хабаровским краем, на юге ее граница по р. Амур совпадает с государственной границей Российской Федерации с Китайской Народной Республикой (далее - КНР).
Площадь территории области составляет 36,3 тыс. кв. км. Население на 01 января 2009 года - 185,5 тыс. человек. Областной центр - город Биробиджан.
Область находится в непосредственной близости к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь. По ее территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уровень жизни населения определяется его доходами. Среднедушевые денежные доходы населения области за период 1994-2008 годов выросли с 182,8 рубля (до деноминации 1998 года) до 10 786,9 рубля. За период 2000-2008 годы реальные денежные доходы населения области выросли в 2,8 раза.
Увеличение денежных доходов населения в значительной мере обусловлено ростом среднемесячной заработной платы. Заработная плата является основным структурообразующим элементом в доходах граждан. За период 2000-2008 годов реальная начисленная заработная плата одного работника выросла в 2,9 раза. За 2008 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по области составила 15 111,2 рубля и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 25,4 процента.
Продолжается реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения населения. Среднегодовой размер назначенных пенсий за 2000-2008 годы возрос в 8,8 раза, в реальном выражении - в 2,5 раза.
Не менее важным фактором, определяющим уровень жизни населения, является прожиточный минимум. В 2008 году прожиточный минимум достиг 5 258,75 рубля (рост составил 17,9 процента от уровня 2007 года), что объясняется изменением методики расчета прожиточного минимума в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 342 "О внесении изменений в методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации", ростом цен на жилищно-коммунальные услуги, на продукты питания, ростом транспортных расходов. В 2009-2011 годах ожидается увеличение величины прожиточного минимума в среднем на 9,6-12,8 процента ежегодно.
Структуру величины прожиточного минимума на конец 2008 года составляли: потребительская корзина - 93,2 процента, в том числе минимальный набор продуктов питания - 40,4 процента, непродовольственных товаров - 18 процентов, услуг - 34,8 процента, и расходы на обязательные платежи и сборы - 6,8 процента.
Численность населения области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2008 году составила 23,9 процента от общей численности населения области. Сохраняется дифференциация населения по уровню доходов. Доходы наиболее обеспеченной 10-процентной группы населения в 11,7 раза превышают доходы наименее обеспеченной 10-процентной группы населения, коэффициент Джини составляет 0,37.
Численность населения области по состоянию на 01.01.2009 составила 185,5 тыс. человек, из которых 122,7 тыс. человек (66,1 процента) проживали в городской местности и 62,8 тыс. человек (33,8 процента) - в сельской местности. Показатели естественного движения населения области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели естественного
движения населения
Годы | Рождаемость на 1000 населения | Смертность на 1000 населения | Младенческая смертностьна 1000 родившихся живыми | Естествен-ный прирост | Ожидаемая продолжи-тельность жизни при рождении, число лет |
2003 | 12,0 | 16,1 | 22,3 | -4,1 | 60,6 |
2004 | 12,0 | 17,0 | 21,6 | -5 | 59,4 |
2005 | 11,6 | 17,9 | 15,6 | -6,3 | 59,3 |
2006 | 12,1 | 16,0 | 14,3 | -3,9 | 61,3 |
2007 | 13,2 | 15,1 | 20,3 | -1,9 | 61,9 |
2008 | 13,9 | 15,4 | 12,0 | -1,5 |
В 1991 году, когда был достигнут пик численности населения (219 тыс. человек), произошел поворот к сокращению населения. За период с 1992 по 2008 год численность населения уменьшилась на 33 тыс. человек, или на 15,1 процента.
Естественная убыль населения за 2002-2008 годы составила 5,1 тыс. человек. В 2008 году данный показатель был самым низким - 0,27 тыс. человек. В структуре причин смертности населения первенство сохраняется за сердечно-сосудистой патологией, онкологией, травмами и отравлениями.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения, которая в настоящее время в области составляет 61,94 года (1990 год - 66,2 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин значительно ниже, чем продолжительность жизни женщин. Существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В последние два года сальдо миграции в области было положительным.
Несмотря на реализацию ряда комплексных мер и положительную динамику отдельных показателей, демографическая ситуация в области остается сложной. Депопуляция обусловлена четырьмя основными факторами: высокой смертностью населения, низкой рождаемостью, старением населения, миграцией. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Экстенсивные факторы хотя и привели к некоторому увеличению числа родившихся (в 2007 году в трех районах области впервые число родившихся превысило число умерших), практически не изменили уровня рождаемости. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2007 году составила 82,3 тыс. человек. На государственных и муниципальных предприятиях занято 36,3 тыс. человек, на частных предприятиях - 36,7 тыс. человек, на предприятиях смешанной российской собственности - 5,3 тыс. человек.
В структуре занятого населения по уровню образования в 2007 году 17,4 процента составляли лица, имеющие высшее профессиональное образование, 0,9 процента имели неполное высшее образование, 27,2 процента имели среднее профессиональное образование, 16,2 процента - начальное профессиональное образование, 26,9 процента - полное среднее образование, 10,9 процента - основное общее образование, и 0,5 процента имели лишь начальное общее или не имели образования вообще.
Несмотря на высокие показатели образования, в области существует проблема трудоустройства. Система подготовки специалистов не вполне соответствует изменившимся отношениям в сфере производства. Подготовка специалистов определяется не потребностями экономики, а возможностями получения коммерческой выгоды. Часто складывается ситуация невостребованности специалистов. Она создается не столько из-за несоответствия рабочей силы требованиям рабочего места, сколько из-за того, что рабочие места не отвечают общепринятым стандартам организации труда или на них не обеспечивается достаточный уровень зарплаты.
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, составила 8,5 тыс. человек, или 10 процентов к численности занятых в экономике области. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения области, составила 1,4 тыс. человек. Уровень официальной безработицы - 1,6 процента экономически активного населения области. При этом безработица существует при наличии вакансий. Конкуренция на рынке труда в сельской местности прежде всего связана с использованием рабочей силы из других стран. Так, численность мигрантов, привлекаемых на работу в отрасли хозяйства области, выросла за период 2001-2007 годы с 1005 человек до 5031 человека, из них 94,5 процента - это граждане КНР. В сельском хозяйстве занято 46,9 процента, в строительстве - 29 процентов иностранных работников. В то же время численность зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, составляет 0,7 тыс. человек, или 50 процентов от общей численности зарегистрированных безработных.
С момента начала реформ в связи с обесцениванием труда снизилась мотивация к труду у российских рабочих, произошла деградация сельского рабочего потенциала. Китайские рабочие оказались менее требовательны к условиям труда, чем российские. Поэтому необходимо разработать программу снижения безработицы в сельской местности, так как именно здесь сосредоточен резерв трудовых ресурсов, позволяющий строить планы и реализовывать проекты с опорой на местный трудовой потенциал.
Система образования области с численностью обучающихся 18 588 человек включает в себя 82 общеобразовательных учреждения, реализующих программы среднего (полного) общего образования (51), в том числе основного общего образования (17), начального общего образования (4), начального общего и дошкольного образования (6). Осуществляют свою деятельность государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия", филиалы и представительства высших учебных заведений Дальневосточного региона, Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук, областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Областной институт усовершенствования учителей", а также 5 средних специальных учебных заведений и 6 областных государственных учреждений профессионального образования, готовящих работников культуры, средний медицинский персонал, специалистов в области экономики и управления, правоведения, торговли, легкой промышленности, сельского хозяйства, железнодорожного транспорта, строителей, газоэлектросварщиков и специалистов других отраслей.
Существующая сеть учреждений позволяет получать качественное образование детям с разными возможностями и способностями. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" активно осуществляется комплексная модернизация и информатизация системы образования.
Вместе с тем уровень материально-технической базы образовательных учреждений существенно различается, имеет место неравномерная наполняемость школ и классов, что сказывается на качестве образовательных услуг. Утрачена общедоступность услуг дошкольного образования. Недостаточно развито сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Наблюдается тенденция старения педагогических кадров (20 процентов педагогов - пенсионного возраста) в связи с низкой оплатой труда и утратой престижности профессии педагога.
Структура подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования не вполне соответствует потребностям экономики и социальной сферы области, что объясняет невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда при имеющемся дефиците специалистов по другим специальностям.
В системе здравоохранения области (всех ведомств) функционируют 17 больничных учреждений на 3180 коек (включая койки дневного стационара) и 37 амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью 4,3 тыс. посещений в смену, а также 61 фельдшерско-акушерский пункт и 3 диспансера. Обеспеченность койками составляет 171,4 на 10 тыс. населения.
В области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению:
1-й уровень - врач общей практики, врачебная амбулатория;
2-й уровень - центральная / районная больница;
3-й уровень - областные специализированные учреждения здравоохранения.
Аптечную сеть на территории области представляют 68 аптечных организаций, из них аптек - 51, аптечных пунктов - 14, аптечных киосков - 2 и аптечный магазин - 1. Из общего числа аптечных организаций 16 - государственные, 16 - муниципальные, 36 - частные.
Ситуация в сфере здравоохранения позволяет выделить следующие тенденции:
прогнозируемое увеличение численности населения и необходимость обеспечения конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, что создаст дополнительную нагрузку на учреждения сферы здравоохранения;
связанный с прогнозируемым увеличением численности населения рост заболеваемости, особенно инфекционных болезней, таких как туберкулез;
обострение криминогенной обстановки в области и связанный с этим рост числа так называемых болезней социального неблагополучия (алкоголизм, наркомания и пр.);
рост числа кардиологических и онкологических заболеваний, связанный со стрессом адаптации к новым условиям жизни;
прогнозируемый интенсивный рост производственных мощностей, инициирующий повышение уровня смертности от травматизма на производстве;