ОК 009-93
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Russian Classification of Professions by education
____________________________________________________________________
Настоящий классификатор утратил силу.
Постановлением Госстандарта России
от 30 сентября 2003 года N 276-ст
с 1 января 2004 года введен
Общероссийский классификатор специальностей
по образованию ОК 009-2003
____________________________________________________________________
Дата введения 1994-07-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России
РАЗРАБОТЧИКИ
Г.И.Байденко; О.А.Веденина; Э.Р.Голубева, канд.эконом. наук; Н.С.Гудилин; В.М.Зуев, д-р эконом. наук; Н.О.Карпенко, канд.техн. наук; Ю.Я.Клехо, канд.техн. наук; А.Л.Коломенская; А.А.Саков, д-р эконом. наук; Н.А.Чхартишвили; В.Е.Яценко, канд.эконом. наук
ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию
ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296
ВВЕДЕНИЕ
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее - ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации.
ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:
- регулирования приема и выпуска специалистов;
- статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
- интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
- сопоставимости образовательной статистики России и других стран.
Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.
Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.
Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).
Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.
Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.
В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки.
Классификатор состоит из двух разделов:
- раздел 1 "Среднее профессиональное образование";
- раздел 2 "Высшее образование".
Раздел 1 "Среднее профессиональное образование" содержит один подраздел - "Специальности среднего профессионального образования".
Раздел 2 "Высшее образование" содержит два подраздела:
- подраздел 1 "Специальности высшего образования";
- подраздел 2 "Направления подготовки в высшем образовании".
Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах "Специальности среднего профессионального образования" и "Специальности высшего образования" выделяют следующие уровни классификации:
- группа специальностей;
- специальность;
- специализация.
В подразделе "Направления подготовки в высшем образовании" выделяют следующие уровни классификации:
- область знаний (наук);
- направление подготовки;
- специализация.
В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.
Структурно описание объекта классификации включает:
- блок идентификации объекта;
- блок наименования объекта;
- блок фасетов классификационных признаков объекта.
Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).
Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:
ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ.
Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом:
для специальностей для направлений
среднего профессионального подготовки в высшем
и высшего образования образовании
1, 2-й знаки - группа специальностей; 1, 2-й знаки - область зна-
ний (наук);
3, 4-й знаки - специальность; 3, 4-й знаки - направление
подготовки;
5, 6-й знаки - специализация; 5, 6-й знаки - специализа-
ция;
7-й знак - уровень подготовки. 7-й знак - уровень подготов-
ки.
Для 7-го знака приняты следующие значения:
- 1 - специальности среднего профессионального образования;
- 2 - направления подготовки в высшем образовании;
- 3 - специальности высшего образования.
В сфере высшего образования (раздел 2 "Высшее образование") специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:
- для групп специальностей в подразделе 1 "Специальности высшего образования" выделена серия кодов 01-50;
- для областей знаний (наук) в подразделе 2 "Направления подготовки в высшем образовании" выделена серия кодов 51-99.
При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации).
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.
Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.
Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.
Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:
Х + ХХ + ХХ.
Признаки распределяют следующим образом:
- 1-й знак - ступень образования;
- 2, 3-й знаки - изучаемая область в рамках ступени;
- 4, 5-й знаки - группа образовательных программ в пределах изучаемой области.
Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 "Высшее образование") имеется второй фасет, характеризующий:
- для специальностей и специализаций в подразделе 1 - сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);
- для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 - код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).
Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид:
ХХ + ХХ
Признаки распределяют следующим образом:
для специальностей для направлений подготовки
1, 2-й знаки - область знаний 1, 2-й знаки - группа специ-
(наук); альностей
высшего обра-
зования;
3, 4-й знаки - направление 3, 4-й знаки - резерв (за-
подготовки. полняется
нулями).
Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-статистической документации. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.
Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.
Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 "Среднее профессиональное образование".
Код 0101 00 1 означает:
01 - естественно-научные специальности - группа специ-
альностей;
0101 - гидрология - специальность;
0101 00 1 - специальность среднего профессионального образова-
ния - уровень подготовки.
Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 "Специальности высшего образования" раздела 2 "Высшее образование".
Код 0217 01 3 означает:
02 - гуманитарно-социальные специальности - группа спе-
циальностей;
0217 - филология - специальность;
0217 01 - русский язык - специализация;
0217 01 3 - специальность высшего образования - уровень под-
готовки.
Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 "Направления подготовки в высшем образовании" раздела 2: "Высшее образование".