3.1. Ознакомление и оценка состояния статистического и бухгалтерского учета и отчетности в страховой медицинской организации производится в ходе всей проверки.
Начинается проверка с ознакомления с приказом (распоряжением) по оформлению учетной политики страховой медицинской организации, выполнению приказа Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 25.07.94 N 02-02/13 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях" и соблюдению требований раздельного учета операций по добровольному и обязательному медицинскому страхованию.
3.2. Далее проверяются:
- качество первичных бухгалтерских документов, ведение кассовых операций;
- правильность и полнота отражения данных в учетных документах (ведение главной книги, регистров, журналов-ордеров, др.);
- достоверность отчетных и бухгалтерских документов в целях установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам, в т.ч. учета прочих доходов;
- сопоставимость данных бухгалтерского учета с данными отчетности, записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям.
3.3. Проверяется наличие расчетных счетов страховой медицинской организации и учет денежных средств обязательного медицинского страхования на счетах, а также договор с банком на расчетно-кассовое обслуживание.
3.4. Определяется фактический размер средств на обязательное медицинское страхование, поступивших от территориального фонда ОМС, на основании банковских документов страховой медицинской организации. Соответствие финансирования страховой медицинской организации территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования ОМС и численности застрахованных, срокам договора о финансировании ОМС, а также правильность бухгалтерского учета поступивших средств соответственно плану счетов, установленному для страховых организаций. Проверить соответствие сальдо на день проверки по мемориальному ордеру и выписке банка, и определить остатки средств обязательного медицинского страхования за предыдущий период.
Возможно формирование таблицы на основании выписок из банка, платежных поручений, журналов-ордеров (Приложение N 4).
При наличии задолженности территориального фонда страховой медицинской организации указать размер задолженности и время ее образования (период).
3.5. Использование средств обязательного медицинского страхования, полученных в проверяемом периоде и переходящих остатков, предназначенных для оплаты медицинских услуг, проверяется по следующим направлениям:
- наличие фактов нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования;
- обоснованность и своевременность оплаты счетов лечебно-профилактических учреждений за оказанные медицинские услуги и иных услуг, предусмотренных договорами страхования;
- соответствие используемого способа оплаты медицинских услуг, утвержденному территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
- наличие задолженности перед лечебно-профилактическими учреждениями и выявление ее причин;
- правильность бухгалтерских проводок при оплате медицинской помощи;
- объемы финансовых санкций, предъявленных к территориальному фонду и медицинским учреждениям.
При этом следует исходить из того, что 70% средств финансовых санкций (или штрафов), остающихся в страховой медицинской организации в виде неоплаты счетов по результатам экспертизы качества медицинской помощи, используется на устранение причин неудовлетворительного качества медицинской помощи в медицинских учреждениях (повышение квалификации персонала, приобретение оборудования, внедрение новых технологий и т.п.). Не разрешается использовать эти средства на оплату труда персонала медицинских учреждений. Следует уточнить правильность бухгалтерских проводок с использованием счета учета средств целевого финансирования.
3.6. Проверка порядка формирования, учета и использования финансовых резервов и фондов в страховой медицинской организации предусматривает также ознакомление с договорами о размещении временно свободных средств на депозитных счетах банков и наличием ценных бумаг, в которые инвестированы средства резервов.
При проверке использования средств резервов анализируется их целевое и рациональное расходование.
Уточняется соответствие каждого вида резервов и расходов на ведение дела по ОМС нормативам, установленным в договоре о финансировании ОМС с территориальным фондом ОМС (резерв оплаты медицинских услуг, запасной, резерв финансирования предупредительных мероприятий, расходы на ведение дела, фонд оплаты труда).
При проверке формирования резерва оплаты медицинских услуг следует учесть, что источниками формирования этого резерва являются:
- остаток средств, не истраченных на оплату медицинских услуг в текущем периоде;
- сумма превышения доходов страховой медицинской организации над ее расходами, направляемая на пополнение резерва в порядке и размерах, установленных договором между Фондом и страховой медицинской организацией;
- доходы, полученные от инвестирования временно свободных средств в порядке и размерах, установленных отдельным договором между Фондом и страховой медицинской организацией;
- суммы сверхлимитных средств запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий;
- до 10% средств от финансовых санкций, наложенных на медицинские учреждения (средств неоплаченных счетов медицинским учреждениям по результатам экспертной оценки качества оказанной ими медицинской помощи).
Формирование запасного резерва производится при наличии свободных средств после оплаты представленных учреждением счетов и выплаты аванса медицинским учреждениям на предстоящий период.