Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 августа 1997 года N 249


О номенклатуре специальностей среднего медицинского
и фармацевтического персонала

(с изменениями на 14 мая 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 7 апреля 2008 года N 165
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минздрава России от 19 января 1999 года N 18;
     приказом Минздрава России от 6 февраля 2001 года N 33;
     приказом Минздрава России от 14 мая 2003 года N 197.
____________________________________________________________________


В целях совершенствования системы сертификации и аттестации среднего медицинского и фармацевтического персонала

приказываю:

1. Ввести в действие:

1.1. Номенклатуру специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала (приложение 1).

1.2. Перечень соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям указанных специалистов (приложение 2).

____________________________________________________________________     

Приложение 2 утратило силу с 1 февраля 1999 года на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 января 1999 года N 18

____________________________________________________________________     

1.3. Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 3).

1.4. Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 4).

2. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений до 01.08.98 разработать новые и пересмотреть действующие учебные программы циклов специализации среднего медицинского и фармацевтического персонала в соответствии с номенклатурой специальностей, утвержденной настоящим приказом.

3. Отделу медицинской статистики и информатики до 01.01.98 внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения в связи с введением в действие номенклатуры специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала.

4. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, руководителям медицинских и фармацевтических образовательных организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации:

4.1. При проведении аттестации и сертификации среднего медицинского и фармацевтического персонала руководствоваться номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

4.2. Считать действующими до очередной переаттестации и сертификации среднего медицинского и фармацевтического персонала ранее присвоенные им квалификационные категории и выданные сертификаты специалистов.

5. Приложение 1 к Положению об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников приказа Минздравмедпрома России от 23.05.95 N 131 "Об утверждении Положения об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников"; пункт 5 приказа Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Российской Федерации от 31.08.92 N 72 "О порядке проведения аттестации средних медицинских работников государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации" в части, касающейся перечня специальностей средних медицинских работников, признать утратившими силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Онищенко Г.Г.

Министр
                           Т.Б.Дмитриева

Приложение 1
к приказу Министерства
 здравоохранения
Российской Федерации
от 19 августа 1997 года N 249

НОМЕНКЛАТУРА
специальностей среднего медицинского
и фармацевтического персонала

(с изменениями на 14 мая 2003 года)

1. Организация сестринского дела.

2. Лечебное дело.

3. Акушерское дело.

4. Стоматология.

5. Стоматология ортопедическая.

6. Эпидемиология (паразитология).

7. Гигиена и санитария.

8. Дезинфекционное дело.

9. Гигиеническое воспитание.

10. Энтомология.

11. Лабораторная диагностика.

12. Гистология.

13. Лабораторное дело.*

________________

* Специальность относится к Госсанэпидслужбе.

14. Фармация.

15. Сестринское дело.

16. Сестринское дело в педиатрии.

17. Операционное дело.

18. Анестезиология и реаниматология.

19. Общая практика.

20. Рентгенология.

21. Функциональная диагностика.

22. Физиотерапия.

23. Медицинский массаж.

24. Лечебная физкультура.

25. Диетология.

26. Медицинская статистика.

27. Стоматология профилактическая (пункт дополнительно включен приказом Минздрава России от 6 февраля 2001 года N 33).

28. Судебно-медицинская экспертиза (пункт дополнительно включен приказом Минздрава России от 14 мая 2003 года N 197).

29. Медицинская оптика (пункт дополнительно включен приказом Минздрава России от 14 мая 2003 года N 197).

Начальник Управления кадров
    А.И.Торопцев

Приложение 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 19 августа 1997 года N 249

____________________________________________________________________     

Приложение утратило силу с 1 февраля 1999 года -
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 19 января 1999 года N 18
. - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________

Приложение 3
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 19 августа 1997 года N 249


ПОЛОЖЕНИЯ
о специалистах со средним медицинским и
фармацевтическим образованием

(с изменениями на 6 февраля 2001 года)

     

I. Специальность: "Организация сестринского дела"

     

1. Общие положения

1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста по организации сестринского дела допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование, диплом по специальностям: "Сестринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело" и сертификат по специальности "Организация сестринского дела".

1.2. Специалист в области организации сестринского дела используется на должностях, соответствующих специальности "Организация сестринского дела"; назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.

1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

2. Обязанности

2.1. Рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов медицинского учреждения.

2.2. Организация работы по кадровому планированию, рациональной расстановке и использованию средних и младших медицинских кадров.

2.3. Организация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке и оценке квалификации средних медицинских кадров.

2.4. Организация труда средних и младших медицинских кадров.

2.5. Организация обучения, контроль знаний и выполнения работниками инструкций по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране, деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях.

2.6. Содействие созданию в трудовом коллективе деловой, творческой обстановки, поддержка инициативы и активности работников.

2.7. Осуществление контроля за трудовой дисциплиной, соблюдением морально-правовых норм профессионального общения.

2.8. Способствование созданию условий для обеспечения охраны здоровья населения, качеству оказания медицинской помощи на основе совершенствования сестринской помощи.

2.9. Осуществление контроля за противоэпидемической, санитарно-просветительской работой с населением средних медицинских кадров.

2.10. Осуществление контроля за лечебно-охранительным, санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим режимами работы медицинского учреждения.

2.11. Организация и контроль деятельности средних и младших медицинских кадров в области профилактики, диагностики, лечения, ухода, восстановительного лечения и реабилитации пациентов.

2.12. Оценка качества сестринской практики.

2.13. Осуществление контроля за своевременным и качественным ведением медицинской документации. Анализ документов, отражающих деятельность средних и младших медицинских кадров.

2.14. Осуществление контроля за работой среднего медицинского персонала в области медицинского и фармацевтического обеспечения деятельности лечебно-профилактического учреждения (порядок выписывания, учета, хранения и использования лекарственных средств и материалов).

2.15. Регулярное повышение квалификации.

2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

3. Права

3.1. Иметь доступ к информации, необходимой для качественного выполнения функциональных обязанностей сестринского и младшего медицинского персонала.

3.2. Совершенствовать систему организации труда среднего и младшего медицинского персонала на основе передового опыта, внедрения новых технологий.

3.3. Совершенствовать систему оценки труда средних и младших медицинских кадров в новых экономических условиях.

3.4. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению.

3.5. Применить общественное воздействие или дисциплинарное взыскание в устной форме, рекомендовать администрации медицинского учреждения иные меры воздействия за нарушения в работе среднего и младшего медицинского персонала.

3.6. Ходатайствовать перед администрацией о вынесении морального и материального поощрения среднему и младшему медицинскому персоналу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»