Наименование Программы - Федеральная миграционная программа на
1998-2000 годы
Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации
разработке Программы, дата от 9 августа 1994 г. N 1668 "О
ее утверждения Федеральной миграционной программе"
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)
Государственный заказчик и - Федеральная миграционная служба
основной разработчик России
Программы
Цель Программы, важнейшие - регулирование миграционных потоков,
целевые показатели преодоление негативных последствий
стихийно развивающихся процессов
миграции; создание условий для
беспрепятственной реализации прав
мигрантов, обеспечение гуманного
отношения к лицам, ищущим убежища, и
определение их правового положения на
территории Российской Федерации;
защита прав и интересов мигрантов;
соблюдение государственных интересов
при реализации миграционных программ
и мероприятий; организация системы
иммиграционного контроля;
регулирование миграционных потоков с
учетом социально-экономического
развития и экологической обстановки в
регионах, наличия целевого земельного
фонда для расселения вынужденных
переселенцев, национальной
совместимости, специфики психологии
мигрантов и климатических
особенностей мест расселения;
создание условий для приема и
размещения мигрантов, стимулирующих
их активную адаптацию к существующему
социально-экономическому положению
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Основные мероприятия - мероприятия, направленные на правовое
Программы обеспечение государственной
миграционной политики; решение
проблемы вынужденной миграции;
регулирование внешней миграции;
решение задач внешней трудовой
миграции; дальнейшее формирование
системы иммиграционного контроля и
предупреждения незаконной миграции;
регулирование внутренней миграции;
развитие международного
сотрудничества в области миграции;
обеспечение
санитарно-эпидемиологической защиты
мигрантов; информационное и научное
обеспечение деятельности в области
миграции населения;
финансово-экономическое обеспечение
затрат, осуществляемых при реализации
государственной миграционной политики
Исполнители основных - Федеральная миграционная служба
мероприятий России, Министерство экономики
Российской Федерации, Министерство
внутренних дел Российской Федерации,
Министерство финансов Российской
Федерации, Министерство
здравоохранения Российской Федерации,
Министерство юстиции Российской
Федерации, Министерство труда и
социального развития Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по делам национальностей и
федеративным отношениям, Министерство
иностранных дел Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по
сотрудничеству с
государствами-участниками Содружества
Независимых Государств,
Государственный комитет Российской
Федерации по жилищной и строительной
политике, Государственный комитет
Российской Федерации по статистике,
Государственный комитет Российской
Федерации по охране окружающей среды,
Государственный комитет Российской
Федерации по вопросам развития
Севера, Государственный комитет
Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству,
Федеральная пограничная служба
Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Объемы и источники - всего на 1998-2000 годы - 19462,149
финансирования Программы млн. рублей из федерального бюджета,
в том числе на 1998 год - 5497,419
млн. рублей, на 1999 год - 6959,48
млн. рублей, на 2000 год - 7005,25
млн. рублей*
_____________
*Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета (рассчитан с учетом перехода с 1998 года на новый масштаб цен) уточняется государственным заказчиком с Минэкономики России, Минфином России и Миннауки России, исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год.
Ожидаемые конечные - разработка основных подходов к
результаты реализации решению проблемы регулирования
Программы внутренней миграции; введение
механизма территориального
перераспределения мигрантов в
интересах социально-экономического
развития государства; реализация
международных обязательств России
согласно Конвенции ООН 1951 года и
Протоколу к ней 1967 года о статусе
беженца; заключение и реализация
межгосударственных соглашений по
вопросам защиты прав и интересов
мигрантов; совершенствование правовой
базы, регулирующей вопросы миграции и
определяющей правовое положение
мигрантов различных категорий;
развитие системы представительств
Федеральной миграционной службы
России при посольствах Российской
Федерации за рубежом; развитие
системы иммиграционного контроля,
организация 6 центров временного
размещения лиц, ходатайствующих о
признании их беженцами; создание
условий для эффективной внешней
трудовой миграции, контроля за
привлечением и использованием
иностранной рабочей силы; организация
ежегодно рассмотрения заявлений и
ходатайств о предоставлении
соответствующего статуса для 200 тыс.
вновь прибывающих вынужденных
мигрантов; постановка ежегодно на
учет около 150 тыс.беженцев и
вынужденных переселенцев; организация
приема и обустройства вынужденных
мигрантов в рамках выделенных
бюджетных средств; временное
размещение нуждающихся в этом
вынужденных мигрантов в центрах
временного размещения; оказание
ежегодно помощи 120 тыс. социально
слабо защищенным вынужденным
мигрантам из общего количества
состоящих на учете; обеспечение
ежегодно жильем 5 тыс.семей социально
слабо защищенных вынужденных
мигрантов; предоставление ежегодно
долговременной беспроцентной
возвратной ссуды на строительство или
приобретение жилья 25 тыс. семей
вынужденных переселенцев; оказание
ежегодно помощи в создании инженерной
инфраструктуры в компактных
поселениях вынужденных мигрантов на 3
тыс. человек; оказание содействия в
организации рабочих мест для
вынужденных мигрантов; развитие
автоматизированной
информационно-справочной системы,
осуществляющей автоматизированный
сбор, обмен и хранение сведений о
различных категориях мигрантов
Организация контроля за - контроль за реализацией Программы
исполнением Программы осуществляет Федеральная миграционная
служба России совместно с
Министерством экономики Российской
Федерации, Министерством финансов
Российской Федерации и другими
заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти с
участием органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года N 1668 "О Федеральной миграционной программе" с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 881 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года N 1668 "О Федеральной миграционной программе" и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в Российской Федерации.
В Программе используются следующие основные понятия и термины:
1) миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.
Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя);
2) добровольная миграция - перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства;
3) вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища. Вынужденная миграция может быть внешней и внутренней, возвратной и безвозвратной;
4) внешняя миграция - перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания;
5) внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внутренняя миграция может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной;
6) внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;
7) незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации;
8) мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, эмигрант;
9) субъектами внешней миграции являются:
а) эмигранты, в том числе:
граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;
лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства;
граждане бывшего СССР, проживающие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;
б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;
в) иммигранты, в том числе:
иностранные граждане и лица без гражданства, граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Федерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;
иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года, Протоколом к ней 1967 года о статусе беженца и Законом Российской Федерации "О беженцах";
г) иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны;
10) субъектами вынужденной миграции на территории Российской Федерации являются лица:
а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;
б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;
в) иностранные граждане;
г) лица без гражданства (апатриды);