Недействующий

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О Федеральной миграционной программе

(с изменениями от 13 июня 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 2016 года N 656
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Уточненная Федеральная миграционная программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 935.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:    

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 881.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтено:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 935.

____________________________________________________________________

В целях реализации государственной миграционной политики, направленной на регулирование миграционных процессов в Российской Федерации, защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, преодоление негативных последствий стихийной миграции,

постановляю:

1. Одобрить прилагаемую Федеральную миграционную программу.     

2. Правительству Российской Федерации:

обеспечить осуществление мероприятий Федеральной миграционной программы в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1994 год для финансирования федеральных программ миграции и переселения, и контроль за целевым использованием этих средств;

утверждать и корректировать по мере необходимости Федеральную миграционную программу (абзац в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 881);

организовать дальнейшую научную разработку проблем развития миграционных процессов.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль

9 августа 1994 года

N 1668

ОДОБРЕНА
Указом Президента
Российской Федерацииот
9 августа 1994 года
N 1668

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

____________________________________________________________________
Настоящая Федеральная миграционная программа фактически не применяется.
См. уточненную Федеральную миграционную программу, утвержденную
постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 августа 1996 года N 935
.
____________________________________________________________________

     

1. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

     

1.1. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ
ПРОГРАММЫ

Федеральная миграционная программа (далее именуется Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 года N 32, определившим меры по выполнению задач экономической реформы.

Программа разработана Федеральной миграционной службой России (ФМС России) с участием ее территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти, посольств Российской Федерации в государствах - республиках бывшего Союза ССР, научных учреждений и общественных объединений, занимающихся проблемами миграции <*>.

___________________     

<*> Характеристика миграционных потоков, основные понятия и термины, употребляемые в настоящей Программе, приведены в приложении N 1.

Концепция Программы и сфера ее действия определены и разработаны в соответствии с задачами по реализации Законов Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", а также с учетом присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу к ней 1967 года, касающихся статуса беженцев, которые заложили основы правового регулирования вынужденной миграции и определили новые подходы к решению проблемы лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации.

1.2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами миграционной политики являются:

защита прав и интересов мигрантов;

соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, организация иммиграционного контроля;

регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

создание условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими основополагающими принципами:

выбор мигрантами мест проживания и видов занятости в соответствии с федеральной и региональными программами миграции и согласно действующему законодательству Российской Федерации;

недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, пола, возраста, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям;

личное участие мигрантов в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке их инициативы и самодеятельности;

применение квот в приеме беженцев;

запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Реализация государственной миграционной политики требует решения на межведомственном уровне новых задач, связанных с существенным расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации, таких, как внешняя трудовая миграция, организация иммиграционного контроля и пресечение незаконной миграции.

В связи с этим следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, определить круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Регулирование процессов миграции на территории Российской Федерации, включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков:

вынужденная миграция;

внешняя миграция;

внешняя трудовая миграция;

незаконная миграция;

внутренняя (социально-экономическая) миграция.

1.3.1. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации. Правовые основы предоставления убежища, определения статуса и оказания помощи этим лицам регулируются Законами Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах" и "О гражданстве Российской Федерации".

Незащищенность основных прав и свобод граждан, создающая возможность дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы, вероисповедания, языка, способствовала возникновению проблемы вынужденной миграции на территории бывшего Союза ССР.

Прогнозные оценки позволяют предположить, что миграционные потоки в Россию со временем будут возрастать и состоять главным образом из вынужденных переселенцев. Предполагается миграция примерно 400 тыс. россиян из Закавказья и 2,9 млн. из Средней Азии, переселенцев с Северного Кавказа ожидается около 600 тыс. человек, из государств Балтии может выехать 120-150 тыс. человек.

В результате приток на территорию России из государств республик бывшего Союза ССР может составить по минимальному варианту прогнозов свыше 800 тыс. человек, ищущих убежища, по среднему варианту - 2-3 млн. человек, по максимальному - от 4 до 6 млн. человек в течение 1994-1996 годов.

В связи с ограниченными экономическими и финансовыми возможностями государства, мероприятия Программы и необходимые средства рассчитаны на ежегодный приток не более 400 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев. В случае увеличения притока вынужденных мигрантов потребуются дополнительные средства к предусмотренным Программой.

Основными принципами при реализации мер по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев являются разделение этих категорий, выделение в первую очередь необходимых средств для адаптации вынужденных переселенцев, а также финансовая поддержка беженцев.

Это предполагает различие в работе с ищущими убежища гражданами бывшего Союза ССР и лицами, не имевшими гражданства СССР. При этом обязательства государств - республик бывшего Союза ССР, включая Россию, перед гражданами бывшего Союза ССР должны строиться на принципах общей (солидарной) ответственности этих стран за создавшуюся ситуацию.

Кроме того, прием лиц, ищущих убежища, и предоставление статуса беженца должны отвечать интересам безопасности государства и соответствовать в целом общепринятым международным нормам.

Регулирование миграционных потоков беженцев и вынужденных переселенцев в рамках региональных программ будет производиться с учетом территориального распределения таких категорий вынужденных мигрантов, как:

семьи военнослужащих, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также граждан, высвобождаемых в связи с передислокацией и расформированием воинских частей;

население зон экологических бедствий, в том числе граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, и ряд других граждан, переселение и обустройство которых осуществляется в рамках иных федеральных, региональных и ведомственных программ.

1.3.2. ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ

Внешняя миграция России представлена двумя потоками: эмиграцией и иммиграцией и ее соответствующими субъектами.

Эмиграция в настоящее время не носит острого проблемного характера, как это имело место, когда она долго сдерживалась по политическим мотивам. Пик эмиграции пришелся на 1990 год и составил 103,6 тыс. человек (до середины 80-х годов ежегодно выезжало до 3 тыс. человек). В последние годы количество выезжающих с территории Российской Федерации эмигрантов несколько снизилось и колеблется от 60 до 80 тыс. человек ежегодно.

Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество; национальную - евреи, армяне, этнические немцы, греки, некоторые другие национальности.

При существующей за рубежом системе квотирования приема иммигрантов эмиграционный поток из России может составить не более 0,1 процента населения в год. Открытая эмиграция по-прежнему будет обусловливаться степенью экономического и социального развития, этнической напряженности внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы. При этом формирование потока эмигрантов из России будет иметь явно выраженную географическую и национальную направленность и приходиться, как и прежде, на государства традиционной эмиграции (США, Израиль, Германия), иные страны (Канада, Греция, Австралия), а также страны, находящиеся в новых географических районах (ЮАР, Аргентина, Бразилия), при сохранении практически той же социальной и этнической структуры.

Неблагоприятный характер для миграционных процессов в России, состояния ее рынка труда может иметь иммиграция, которая во многом определяется экономическим положением России и государств республик бывшего Союза СССР, степенью стабильности внутриполитической обстановки в них и в ряде других иностранных государств. Из-за неуправляемой и неконтролируемой иммиграции происходит наполнение отдельных районов России неквалифицированной люмпенизированной с криминогенными тенденциями рабочей силой из соседних стран, особенно Среднеазиатского региона.

Нежелание других государств принять транзитных иммигрантов способствует накоплению их на территории Российской Федерации, что создает очаги социальной напряженности.

В настоящее время в России находится свыше 500 тыс. иностранцев<*>, чей статус на территории Российской Федерации необходимо определить. По экспертной оценке, в современных условиях приток иностранцев, ищущих убежища, может составить более 100 тыс. человек в год.

-------------------

<*> Иностранцы - граждане иностранных государств и лица без гражданства.

В области внешней миграции должно быть обеспечено создание условий для сохранения национальной высококвалифицированной рабочей силы путем минимизации оттока российских граждан за рубеж на постоянное жительство и одновременно развитие условий для прибытия в Российскую Федерацию иностранцев, деятельность которых отвечала бы интересам России.

1.3.3. НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ

Проблема незаконного въезда и выезда иностранцев и граждан Российской Федерации приобретает острый характер. К субъектам незаконной миграции относятся эмигранты неконтролируемые, эмигранты нелегальные, иммигранты незаконные.

В условиях существования "прозрачных" границ с государствами республиками бывшего Союза СССР, ослабления контроля за транзитными пассажирами, возросло число иностранцев, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать ее территорию для въезда в третьи страны. Кроме лиц, ищущих убежища в России и за ее пределами, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы в зарубежные страны. Проблема неконтролируемого въезда иностранцев негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных центрах, наносит ущерб безопасности страны, вызывает в ряде ее регионов осложнение социально-экономической обстановки.

В целях обеспечения регулирования миграционных потоков и предупреждения незаконного въезда иностранцев на территорию Российской Федерации вводится система иммиграционного контроля.

1.3.4. ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения России в международный рынок труда, что требует соблюдения государственных интересов Российской Федерации, влияния государства на структуру эмиграционно-иммиграционных потоков в целях сохранения профессионально-квалификационного потенциала страны.

Процесс внешней трудовой миграции россиян сопряжен сейчас с рядом негативных последствий в связи с нерешенностью комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов. Среди них - усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и как следствие - несбалансированность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой миграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, потеря валютных поступлений от российских граждан, работающих за границей, недоиспользование возможностей внешней трудовой миграции для формирования перспективной профессионально - квалификационной структуры занятых в народном хозяйстве и приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»