ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 1997 года N 1409


О Федеральной целевой программе улучшения условий и
охраны труда на 1998-2000 годы

(с изменениями на 15 января 2001 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966;
     постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.
____________________________________________________________________

     

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1173) и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412), Правительство Российской Федерации

 постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.

____________________________________________________________________

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технологий Российской Федерации осуществлять финансирование мероприятий, определенных Программой, за счет средств федерального бюджета на 1998 и последующие годы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели.

____________________________________________________________________

Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года в части финансирования мероприятий, определенных Программой, за счет средств федерального бюджета - постановление Правительства Российской Федерации от 27августа 1999 года N 966.

____________________________________________________________________          

     

4. Федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить соответствующие программы улучшения условий и охраны труда.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                 В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 1997 года N 1409

Федеральная целевая программа улучшения условий
и охраны труда на 1998-2000 годы

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.

____________________________________________________________________

     

     

Паспорт
Федеральной целевой программы улучшения условий
и охраны труда на 1998-2000 годы

Наименование Программы     - Федеральная целевая       программа
                             улучшения условий и охраны труда на
                             1998-2000 годы


Наименование, дата и       - постановление Правительства Российской
номер решения о              Федерации от 26 февраля 1997  г.
разработке Программы         N 222   "О   Программе   социальных
                             реформ в Российской  Федерации   на
                             период 1996-2000 годов"


Государственный заказчик   - Министерство труда  и   социального
Программы                    развития Российской Федерации

Основные разработчики      - Министерство труда  и   социального
Программы                    развития    Российской   Федерации,
                             федеральные  органы  исполнительной
                             власти,    органы    исполнительной
                             власти     субъектов     Российской
                             Федерации

Цели и задачи Программы    - снижение          производственного
                             травматизма    и   профессиональной
                             заболеваемости;

                             создание условий,    обеспечивающих
                             сохранение    жизни    и   здоровья
                             работников  в   процессе   трудовой
                             деятельности;

                             повышение уровня           гарантий
                             социальной   защиты  работников  от
                             профессионального риска;

                             реализация государственной политики
                             в  области  охраны труда работников
                             на производстве;

                             усиление эффективности     правовой
                             защиты  трудящихся в области охраны
                             труда      с      учетом      новой
                             социально-политической обстановки в
                             Российской   Федерации    и    норм
                             международного права;

                             создание системы        мониторинга
                             условий и охраны труда;

                             создание механизма   экономического
                             стимулирования   работодателей   за
                             обеспечение   безопасных    условий
                             труда

Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы

Перечень основных          - совершенствование  законодательства
мероприятий                  в области охраны труда;
Программы
                             улучшение условий  и  охраны  труда
                             женщин  и подростков,  а также лиц,
                             занятых  на   работах   с   особыми
                             условиями труда;

                             совершенствование           средств
                             коллективной    и    индивидуальной
                             защиты работников;

                             нормативное и        информационное
                             обеспечение      охраны      труда,
                             профессиональное       образование,
                             пропаганда

Исполнители основных       - Министерство труда  и   социального
мероприятий                  развития    Российской   Федерации,
Программы                    Министерство        здравоохранения
                             Российской      Федерации,     иные
                             федеральные  органы  исполнительной
                             власти,   научно-исследовательские,
                             проектно-конструкторские  и  другие
                             организации

Объемы и источники         - общий объем          финансирования
финансирования               Программы  -  106,4  млн. рублей (с
Программы                    учетом деноминации), в том числе:

                             федеральный бюджет - 74 млн. рублей;
                             бюджет Фонда            социального
                             страхования  Российской Федерации -
                             23,5 млн. рублей;
                             средства от        административных
                             штрафов,   взимаемых  за  нарушение
                             законодательства  о  труде   и   об
                             охране труда, - 8,9 млн. рублей

Ожидаемые конечные         - снижение          производственного
результаты                   травматизма,   профессиональной   и
реализации Программы         общей заболеваемости, сокращение на
                             этой     основе     государственных
                             расходов  и   сохранение   здоровья
                             работников

Организация контроля за    - Министерство труда  и   социального
исполнением                  развития    Российской   Федерации,
Программы                    Министерство  экономики  Российской
                             Федерации,   Министерство  финансов
                             Российской Федерации,  Министерство
                             науки   и   технологий   Российской
                             Федерации,             Министерство
                             здравоохранения          Российской
                             Федерации,     Фонд     социального
                             страхования Российской Федерации

Современное состояние условий и охраны труда в
Российской Федерации

По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек погибли.

Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995 год возрос с 18 процентов до 42,3 процента.

Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действуют на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом примерно на 40 процентов, то смертность трудоспособного населения - более чем на 60 процентов.

В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12 процентов.

Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;

ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ средств и систем коллективной защиты;

отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;

массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;

снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;

несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров.

Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации, составили в 1996 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части - около 3 трлн. рублей. Помимо этого значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы.

За последние 5 лет в Российской Федерации приняты основополагающие документы в области охраны труда, из которых важнейшими являются Основы законодательства Российской Федерации об охране труда и постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда", которым утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы. Их реализация позволила активизировать деятельность органов исполнительной власти, организаций и предприятий всех форм собственности по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда на рабочих местах, разработке отраслевых и региональных программ, дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы в области охраны труда.

В большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию региональных систем управления охраной труда. Во многих субъектах Российской Федерации организуется обучение специалистов и руководящего состава предприятий и организаций по вопросам охраны труда, создаются специальные подразделения, усилен контроль за условиями труда со стороны органов государственной экспертизы условий труда. В 30 регионах органы государственной экспертизы условий труда приступили к эксперименту по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

В 1995 - 1997 годах не удалось добиться коренных изменений в области охраны труда.

Из 26 мероприятий, предусмотренных к выполнению в 1995 - 1997 годах Федеральной программой первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы, полностью выполнено 18 мероприятий, 3 мероприятия находятся в стадии выполнения, из-за недостатка финансирования перенесены сроки выполнения 5 мероприятий.

В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма высоким. По экспертным оценкам, в случае непринятия надлежащих мер к 2005 году на рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и на транспорте будет работать каждый второй-третий работник сферы материального производства.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в Российской Федерации предопределяют:

социально-политическая острота проблемы, которая приобрела федеральное значение;

невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;

необходимость координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.

Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций федеральных органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения центра с субъектами Российской Федерации при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.

Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Основными целями Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется Программа) являются:

снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в стране;

создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»