(с изменениями на 15 января 2001 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1173) и в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412), Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.
____________________________________________________________________
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству науки и технологий Российской Федерации осуществлять финансирование мероприятий, определенных Программой, за счет средств федерального бюджета на 1998 и последующие годы в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели.
____________________________________________________________________
Действие настоящего постановления приостановлено с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года в части финансирования мероприятий, определенных Программой, за счет средств федерального бюджета - постановление Правительства Российской Федерации от 27августа 1999 года N 966.
____________________________________________________________________
4. Федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить соответствующие отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить соответствующие программы улучшения условий и охраны труда.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 ноября 1997 года N 1409
Федеральная целевая программа улучшения условий
и охраны труда на 1998-2000 годы
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 года N 28.
____________________________________________________________________
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
улучшения условий и охраны труда на
1998-2000 годы
Наименование, дата и - постановление Правительства Российской
номер решения о Федерации от 26 февраля 1997 г.
разработке Программы N 222 "О Программе социальных
реформ в Российской Федерации на
период 1996-2000 годов"
Государственный заказчик - Министерство труда и социального
Программы развития Российской Федерации
Основные разработчики - Министерство труда и социального
Программы развития Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации
Цели и задачи Программы - снижение производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости;
создание условий, обеспечивающих
сохранение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой
деятельности;
повышение уровня гарантий
социальной защиты работников от
профессионального риска;
реализация государственной политики
в области охраны труда работников
на производстве;
усиление эффективности правовой
защиты трудящихся в области охраны
труда с учетом новой
социально-политической обстановки в
Российской Федерации и норм
международного права;
создание системы мониторинга
условий и охраны труда;
создание механизма экономического
стимулирования работодателей за
обеспечение безопасных условий
труда
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Перечень основных - совершенствование законодательства
мероприятий в области охраны труда;
Программы
улучшение условий и охраны труда
женщин и подростков, а также лиц,
занятых на работах с особыми
условиями труда;
совершенствование средств
коллективной и индивидуальной
защиты работников;
нормативное и информационное
обеспечение охраны труда,
профессиональное образование,
пропаганда
Исполнители основных - Министерство труда и социального
мероприятий развития Российской Федерации,
Программы Министерство здравоохранения
Российской Федерации, иные
федеральные органы исполнительной
власти, научно-исследовательские,
проектно-конструкторские и другие
организации
Объемы и источники - общий объем финансирования
финансирования Программы - 106,4 млн. рублей (с
Программы учетом деноминации), в том числе:
федеральный бюджет - 74 млн. рублей;
бюджет Фонда социального
страхования Российской Федерации -
23,5 млн. рублей;
средства от административных
штрафов, взимаемых за нарушение
законодательства о труде и об
охране труда, - 8,9 млн. рублей
Ожидаемые конечные - снижение производственного
результаты травматизма, профессиональной и
реализации Программы общей заболеваемости, сокращение на
этой основе государственных
расходов и сохранение здоровья
работников
Организация контроля за - Министерство труда и социального
исполнением развития Российской Федерации,
Программы Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство финансов
Российской Федерации, Министерство
науки и технологий Российской
Федерации, Министерство
здравоохранения Российской
Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации
По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек погибли.
Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995 год возрос с 18 процентов до 42,3 процента.
Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действуют на воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом примерно на 40 процентов, то смертность трудоспособного населения - более чем на 60 процентов.
В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12 процентов.
Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:
износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работ средств и систем коллективной защиты;
отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей информации;
массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;
низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;
снижение ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;
несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских осмотров.
Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации, составили в 1996 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе расходы по возмещению пострадавшим заработка или его части - около 3 трлн. рублей. Помимо этого значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением, проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за простоев оборудования, снижения производительности труда.
Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы.
За последние 5 лет в Российской Федерации приняты основополагающие документы в области охраны труда, из которых важнейшими являются Основы законодательства Российской Федерации об охране труда и постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда", которым утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы. Их реализация позволила активизировать деятельность органов исполнительной власти, организаций и предприятий всех форм собственности по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда на рабочих местах, разработке отраслевых и региональных программ, дальнейшему совершенствованию нормативной и правовой базы в области охраны труда.
В большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию региональных систем управления охраной труда. Во многих субъектах Российской Федерации организуется обучение специалистов и руководящего состава предприятий и организаций по вопросам охраны труда, создаются специальные подразделения, усилен контроль за условиями труда со стороны органов государственной экспертизы условий труда. В 30 регионах органы государственной экспертизы условий труда приступили к эксперименту по осуществлению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.
В 1995 - 1997 годах не удалось добиться коренных изменений в области охраны труда.
Из 26 мероприятий, предусмотренных к выполнению в 1995 - 1997 годах Федеральной программой первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995 - 1997 годы, полностью выполнено 18 мероприятий, 3 мероприятия находятся в стадии выполнения, из-за недостатка финансирования перенесены сроки выполнения 5 мероприятий.
В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма высоким. По экспертным оценкам, в случае непринятия надлежащих мер к 2005 году на рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и на транспорте будет работать каждый второй-третий работник сферы материального производства.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда в Российской Федерации предопределяют:
социально-политическая острота проблемы, которая приобрела федеральное значение;
невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях рыночной экономики без государственного регулирования;
необходимость координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.
Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных регуляторов, изменение функций федеральных органов исполнительной власти и профсоюзов, новые отношения центра с субъектами Российской Федерации при отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и охраны труда.
Основными целями Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы (далее именуется Программа) являются:
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в стране;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;